Проблема отражения базовых категорий в содержании педагогического образования
Определение сущности таких основных и ведущих категорий, как воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, целостный педагогический процесс является ведущей задачей педагогики. Хотя к педагогике и к подрастающему поколению имеют прямое или косвенное отношение все люди, опираясь на собственный жизненный опыт, проблему нельзя считать решенной. Именно потому, что каждый обращается к данным понятиям, в толковании их господствуют субъективизм и произвол.
В научной педагогической и примыкающей к педагогике литературе произвол и субъективизм могут быть еще более глубокими, так как подкрепляются псевдонаучными, амбициозными доводами и аргументами, что обусловлено важными причинами.
Во-первых, сложностью главных педагогических категорий, отсутствием методологических, аналитических и интегративных исследований, в которых педагогические понятия были бы представлены в чистом виде, как абстрактная всеобщность, а затем уже в их взаимодействии и взаимосвязи с категориями смежных наук. Зачастую представители смежных наук, связавшие свою деятельность с педагогической практикой, подменяют научные педагогические понятия своими, знакомыми им терминами и категориями. Например, категория «воспитание» изымается из обращения и подменяется понятиями «формирование», «развитие», «образование». Даже дошкольное детство из области воспитания перемещено в область образования. Повсеместно высказываются безответственные утверждения о том, что воспитание это и есть образование и никого не смущает тот факт, что классики философско-педагогической, методологической мысли рассматривали именно воспитание в качестве всеобщей, главной, смыслоообразующей и всеобъемлющей категорией педагогики.
Так, Платон и Аристотель свои важнейшие труды посвящают воспитанию; Д. Локк создал «Мысли о воспитании»,
Ж.-Ж. Руссо – «Эмиль, или О воспитании»; К. Д. Ушинский – «Человек как предмет воспитания»; Н. А. Добролюбов – «О значении авторитета в воспитании», а А. С. Макаренко и
В. А. Сухомлинский посвящают воспитанию все свое педагогическое творчество. Следуя логике нынешних новаторов, следовало бы назвать иначе всю классику: Д. Локк – «Мысли об образовании», Ж.-Ж. Руссо – «Эмиль, или об образовании», К. Д. Ушинский – «Человек как предмет образования» и т. д. Получается абсурд.
Во-вторых, причина научно-методологической слабости педагогики состоит в том, что в российском обществе отсутствует серьезное профессионально-педагогическое образование. Курсы лекций по педагогике в педагогических институтах и университетах, как правило, носят не столько научно-теоретический, сколько популярно-ознакомительный, эмпирический характер. Чрезвычайно слаба общепедагогическая теоретическая подготовка бакалавров, магистрантов и аспирантов, что напрямую негативно отражается на качестве проводимых ими исследований. Выходом из положения остается постоянная, систематическая самообразовательная работа, развитие в себе каждым педагогом-исследователем неодолимого стремления к чтению, особенно классической, философской, педагогической и психологической литературы, и умения, преодолевая шаблонность и косность обыденного сознания, развивать в себе педагогическое мышление, способность считаться с доводами разума и глубоких теоретических исследований в педагогике и смежных дисциплинах.
К числу базовых педагогических категорий следует отнести, прежде всего, главное, родовое понятие – «воспитание», из которого вырастают и которым определяются все остальные категории педагогики, такие как «педагогическая деятельность», «целостный педагогический процесс», «образование», «обучение», «развитие».
Воспитание – сложный динамический процесс, поэтому эффективное его осуществление предполагает наличие определенной логики, основанной на четкой этапности действий, постепенном восхождении от внешнего (среды) к внутреннему (индивидуально-личностному). В педагогической литературе существуют различные точки зрения на определение логики воспитательного процесса. Так, Т. Н. Мальковская, ориентируясь на последовательность задач, решаемых в ходе воспитания личности, предлагает следующую логику воспитательного процесса: 1) целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития; 2) формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей и социально-ориентированной мотивации; 3) приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства; 4) воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности; 5) развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований; 6) организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание; 7) организация личностно и социально ценностной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности; 8) развитие важнейшей социальной функции личности – общения.
Исходя из этой логики целесообразны следующие педагогические принципы.
Принцип природосообразности предполагает, что в ходе воспитания формирующаяся личность:
а) осознает себя гражданином Вселенной;
б) отчетливо понимает происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;
в) ощущает сопричастность природе и социуму;
г) осознает себя субъектом, творящим ноосферу, разумно и сохранно потребляет, сберегает и воспроизводит ее.
Культуросообразностъ – принцип воспитания, который ориентирован на то, чтобы помочь личности освоить общечеловеческую, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне.
Принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация этого принципа требует от педагога:
- уважения прав и свобод воспитанника;
- предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований;
- уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
- уважения права воспитанника быть самим собой;
- доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
- ненасильственного формирования требуемых качеств;
- отказа от телесных и других наказаний, унижающих честь и достоинство личности;
- признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.);
- оптимистической стратегии в определении воспитательных задач;
- предупреждения негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- учета интересов воспитанников, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.
Наглядный пример реализации вышеизложенных принципов представляет педагога Михаила Петровича Щетинина, основателя школы-лицея в селе Текос:
О своей школе М. П. Щетинин говорит так: «Вся познавательная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ребёнок не готовился жить, а жил. Лёгкие не готовятся дышать, они дышат. Дети не должны готовиться жить, они должны жить здесь и сейчас. Родовая память содержит самую качественную информацию о различных способах жизни в этом безмерном мире. Поэтому единственное, в чём мы можем ребёнку помочь – мы помогаем ему реализовать себя, со всей его безмерностью, в этом текущем времени, найти язык и способы, как эту безмерность, свой космизм проявить, сегодня, как в вечности.
…Смысл жизни тогда и становится реальностью: я служу другому, служу истине. Знаете, школа ведь не должна работать на «соцзаказ», она должна работать на истину. Как только учитель стал служить какому-то правящему клану, он стал преподавателем. Школа должна служить истине. Дети приходят сюда, чтобы обрести истину, и, обретая её, они продолжают её утверждать в том мире, который мы называем (пока условно) взрослым.
…Мы очень большое значение придаём человеку как универсальному существу. Человек-специальность – это ненормально. Наша задача в этом отношении одна: сделать всё возможное, чтоб он мог выполнять любую социальную роль. От президента до хорошей кухарки. Мы хотим, чтобы он всё делал качественно, за что бы ни взялся. Вот он пол взялся мыть, он должен делать так, как самое главное дело своей жизни. Надо картошку чистить – он её чистит как никто другой. И так во всём».
Все остальные базовые категории педагогики являются производными от категории «воспитание».