Игровой тренинг для развития памяти у учащихся начального звена

Игра «кто больше запомнит»

Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово. Например,цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произ­носит любое свое. Например,лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова(цветок, лес) и произносит свое:школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроиз­вести большее количество слов, т. е. обладает самой выдающейся памятью. Игру можно начинать не­сколько раз.

Игра «ЗАПОМИНАЕМ, РИСУЯ».

Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит учку и листок бумаги.

Ведущий последовательно называет слова, после аждого названного слова считает до трех. За это ремя участники игры должны успеть каким угодно исунком зарисовать для запоминания названное лово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для ругих, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот л выиграл.

Игра «запоминаем слова».

Игра проводится в парах.

Каждый из партнёров берет листок бумаги и пишет на листке 20 любых слов. Пока дети пишут, они должны запоминать эти слова. Дается ограни­чение во времени — 1 минута.

164 Развитие познавательных способностей младших школьников

Затем участники игры обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные им самим слова.

Число слов, которые воспроизведены, фиксируется. Ведущий определяет ребят, которые заняли 1-е, 2-е и 3-е места.

Игра «цвета».

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов одного цвета (красного, зе­леного, синего, желтого, черного, серого и т. д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, вы­бывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.

Игра «ФОРМА ПРЕДМЕТОВ».

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать 5 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные и т. д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить 5 предметов, обладающих названным признаком, выбывает из игры. Повторять уже на­званные предметы не разрешается.

Игра «чей предмет?»

Для проведения этой игры всех участников раз­бивают на две команды.

Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил и в какой последова-

165

тельности были положены предметы. Оцениваются ответы водящих. В роли водящих должен выступить каждый.

Игра «зрительная память».

Для проведения игры все участники разбиваются на две команды. Один из участников (по желанию) будет изображать свой собственный портрет.

Все участники игры под руководством ведущего внимательно рассматривают этот портрет, стараются запомнить все детали.

Затем ведущий просит всех игроков отвернуться и вносит как можно больше изменений в этот портрет.

Затем из каждой команды к портрету должны подходить игроки по одному, чтобы исправить из­менения.

Какая команда поправит больше изменений^ та 1 выиграет.

Игра «ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ».

Ведущий читает текст. Участники игры внима­тельно слушают.

Пересказ начинают с любого из игроков. Далее — по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

Игра «ЗАПОМИНАЕМ ТЕКСТ»

Участники игры делятся на две команды. Ведущий читает текст. Все участники игры вни­мательно слушают, затем каждый на листке бумаги

записывает то, что запомнил.

166 Развитие познавательных способностей младших школьников

Члены каждой из команд обмениваются инфор­мацией, восстанавливают текст по памяти.

Затем все участники игры обсуждают воспроизве­денные тексты, сравнивают результаты.

Игра «УЧИМ ТЕКСТ НАИЗУСТЬ».

Участники игры разбиваются на две команды.

Каждому участнику игры раздается распечатанный текст.

Предлагается всем прочесть его, чтобы потом рас­сказать наизусть. На работу с текстом дается 1 минута.

Каждой команде необходимо выделить желающих посоревноваться. Сначала выходит игрок первой команды, начинает рассказывать текст наизусть, до первой ошибки. Команда ведущего: «Стоп». Затем начинает наизусть рассказывать текст игрок второй команды, опять-таки до первой ошибки и т. д.

Таким образом определится игрок, который рас­скажет больше других или воспроизведет весь текст. Он и будет победителем.

Игра «ТЕКСТ И ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ».

Учащиеся сидят в кругу. Ведущий читает текст, объясняет, что надо как можно лучше запомнить его. Пересказ будет происходить коллективно. Чтобы лучше запомнить, каждый из участников должен мысленно разделить текст на много маленьких частей, и вместо большого и подробного рассказа должен назвать имя существительное, которое в полной мере соответствует этому маленькому ку­сочку. Причем каждый последующий участник игры повторяет существительное, названное другими иг­роками и добавляет свое. Эта игра не только

ПАМЯТЬ

развивает память, но и учит школьников выделять главное в тексте, учебном материале, т. е. органи­зовывать мышление и запоминание.

Игра «песни»

Основная цель этой игры — вспомнить как можно больше песен.

Первый участник поет куплет любой песни, второй должен вспомнить и спеть куплет другой песни, но в котором обязательно должно быть хотя бы одно слово из предыдущей песни. Третий припоминает и поет куплет из другой песни, который содержит хотя бы одно слово из пред­ыдущей и т. д. Тот из участников, кто в течение одной минуты не может подобрать песни, выбывает из игры.

Игра «двигательная память»

Игроки разбиваются на две команды.

Ведущий просит участников игры выбрать по представителю от обеих команд и жюри.

Представители команд танцуют в течение 15 се­кунд. Члены каждой команды наблюдают за ними.

По сигналу ведущего представители каждой ко­манды должны повторить движения танцора-против­ника как можно точнее.

Жюри оценивает двигательную память участников игры, определяет сначала команду-победителя, а за­тем и игрока, обладающего лучшей двигательной

памятью.

* * *

Игры могут быть организованы и родителями со своим ребенком дома.

168 Развитие познавательных способностей младших школьников

Игра «пересказпо кругу»

При организации ее дома родителями будет выглядеть следующим образом: взрослый читает какой-либо рассказ. Ребенок начинает пересказ. Он говорит одно предложение, следующее предложение говорит взрослый, затем опять ребенок и т. д. Затем ребенку предлагают еще раз послушать рас­сказ, затем дополнить пересказ.

Игра «запоминаем текст».

Для проведения этой игры взрослый должен приготовить несложный рассказ, а также дать ребенку ручку и листок бумаги. Взрослый читает текст, ребенок должен его внимательно слушать. Затем просим ребенка записать 'все то, что он запомнил. Снова зачитываем текст и вместе с ребенком проверяем, как он запомнил, все ли правильно и точно.

Игра «УЧИМ ТЕКСТ НАИЗУСТЬ».

Взрослый дома для проведения этой игры заранее готовит какой-либо текст, это может быть недлинный рассказ, например, Чарушина. 1 минута дается ре­бенку на то, чтобы внимательно прочитать этот текст. Затем просим ребенка попробовать рассказать текст наизусть. Если ребенку сложно, он не справ­ляется с заданием, то дайте ему возможность еще раз поработать с текстом.

Игра «КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ»

Будет выглядеть следующим образом: взрослый называет любое слово (например,яблоко), ребенок должен повторить это слово и назвать любое свое. Эти два слова повторяет взрослый и называет свое третье, ребенок уже повторяет три слова и называет

ПАМЯТЬ

169

четвертое и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок воспроизводит услышанные слова. Игру можно проводить несколько раз.

Игра «запоминаем, рисуя»

Так же успешно может быть проведена роди­телями. От взрослого, который выполняет роль ведущего, потребуется лишь заранее приготовить список из 20 слов, листок бумаги и ручку для ребенка. Взрослый последовательно будет называть эти слова ребенку, а тот должен как-либо зари­совать названное слово. Потом взрослый просит ребенка по порядку назвать слова. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развита память.

Игра «ЗАПОМИНАЕМ СЛОВА».

Кто-либо из родителей просит ребенка записать на листке бумаги 20 слов, запоминая их. В этом случае развивается и зрительная, и двигательная память. Через 1 минуту взрослый должен прове­рить, насколько хорошо ребенок запомнил напи­санныеим слова. Эту игру можно проводить 2—3 раза.

Игра «цвета»

Может быть организована дома родителями не­сколько иначе. За 2 минуты ребенок должен назвать 10 предметов какого-либо предложенного взрослым цвета (красного, зеленого, синего, желтого, черного, серого и т. д.).

Игра «форма предметов»

В домашних условиях будет организована анало­гичным образом: взрослый предлагает ребенку за 2

170 Развитие познавательных способностей младших школьников

минуты назвать 10 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные, многогранники и др.).

Игра «чей предмет»

Дома родителями может быть организована не­сколько иначе. Опять-таки можно приготовить около 10 предметов. Раскладывая их на столе, взрослый обязательно должен сказать, кому принадлежит этот предмет (например, называет героев мульт­фильмов, которых ребенок хорошо знает). Ребенок должен при этом запоминать, кому принадлежит какой предмет и в какой последовательности взрос­лый их положил на стол. Затем просим ребенка рассказать, что он запомнил.

Игра «песни».

Взрослый играет вместе с ребенком. Начинает взрослый. Он поет какой-либо куплет песни. Ре­бенку дается задание вспомнить и спеть куплет другой песни, но в котором обязательно должно прозвучать хотя бы одно слово из предыдущей песни. На обдумывание дается 1 минута. Если ребенок справляется с заданием, следующий куплет песни снова припоминает взрослый и т. д.

Игра «двигательная память».

При организации данной игры дома взрослый должен выступить в роли танцора и в течение 15 секунд должен танцевать перед ребенком. Затем ребенок должен повторить движения взрослого как можно точнее. Взрослый оценивает двигательную память ребенка. Можно поступить и несколько иначе, показав какие-либо движения танца ребенку

ПАМЯТЬ

на видеокассете, а затем попросить его воспроиз­вести эти движения.

Игра «ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ».

Взрослый должен будет изображать свой собст­венный портрет. Ребенок внимательно изучает пор­трет, старается запомнить все детали. Затем взрос­лый просит ребенка отвернуться и вносит в свой портрет как можно больше изменений. Ребенку дается задание исправить все внесенные взрослым изменения.

* * *

Взрослые могут дать несколько советов младшим школьникам для того, чтобы дети пытались заняться тренировкой своей памяти:

1. Усталость и утомление — враги памяти. Хочешь хорошо запомнить заданный на дом материал, отдохни после уроков, лучше на свежем воздухе.

2. Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции, нужно хорошее настроение. При подго­товке домашних заданий постарайся не думать о плохом. Если ты раздражен, взволнован, то сна­чала успокойся.

3. Постарайся избавиться от лени. Лень — злейший враг памяти. Для лучшего запоминания нужна готовность к восприятию, интерес. По мнению К. Д. Ушинского, «причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое».

/ 72 Развитие познавательных способностей младших школьников

Диагностика памяти младших школьников

Слуховая память.

Объем слуховой памяти младших школьников можно определить с помощью методики 10 слов.

Учащимся предъявляется 10 слов: дирижабль, ла­па, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш.

После первого предъявления дети должны восп­роизвести 6 слов.

Смысловая память.

Для диагностики смысловой памяти можно ис­пользовать следующую методику: медленно зачиты­ваются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каж­дой пары. Ученики должны в это время припомнить вторые слова. Затем просят учащихся записать на листке бумаги те пары слов, которые они запом­нили.

Пары слов:

шум — вода мост — река лес — медведь дичь — выстрел час — время

стол — обед рубль — копейка дуб — желудь рой — пчела гвоздь — доска

ПАМЯТЬ

173

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Следует подсчитать, произведено правильно. дено 6 пар из 10, то что смысловая замять

какое число пар слов вос-Если правильно воспроизве-можно делать вывод о том, развита удовлетворительно.

Наши рекомендации