Методы обработки, анализа и обобщения научной информации
Полученная в результате исследования информация еще не позволяет сделать выводы об изучаемом явлении или процессе.Для этого необходимо эту информацию подготовить к обобщению, анализу, научному осмыслению и интерпретации. Методы обработки информации – это способы преобразования эмпирических данных, полученных в ходе исследования, для последующего их анализа и обобщения. Они основаны на применении статистической обработке данных и статистического анализа.
Статистическая обработка осуществляется вычислением одномерных частот (количественных) распределения путем описательной статистики: минимальное, максимальное (мода), среднее арифметическое значение, дисперсия, коэффициент асимметрии и др. Они обеспечивают выявление линейных связей. Рассчитываются и другие статистические данные. Например: корреляционный анализ (частота проявления ФА по ее критериям во взаимосвязи с полом, возрастом обследованных), кластерный анализ (сколько испытуемых участвовало в исследовании по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню ФР и др. и как эти группы-кластеры характеризуются по показателям ФА на занятиях по ФВ), коэффициенты ранговой корреляции и др.
Методы статистического анализа применяются к выявлению причинных связей между изучаемыми показателями, на основе которых и проверяются статистические гипотезы: линейно-структурные уравнения, включающие регрессивный, дисперсионный и факторный анализ. При статистическом анализе большое значение имеют графическое отражение статистических данных и их интерпретация. Графическое отображение данных осуществляется в виде статистических таблиц и графиков-диаграмм, гистограмм, линейных графиков и т.п. Они являются результатом статистической обработки данных методами корреляционного анализа и обеспечивают как сам процесс статистического анализа, так и его наглядность.
После обработки информации методами математической статистики и ее графического отображения обеспечивается анализ полученных статистических данных, которые позволяют сформулировать основные выводы, проверить главные гипотезы для теоретического осмысления проблемы и разработки практических рекомендаций. Существенную роль здесь играют многомерный и типологический анализ.
Многомерный анализ – анализ данных, собранных по нескольким характеристикам. При этом изучается влияние каждой из характеристик, а также взаимодействие между ними. Типологический анализ (типология)– изучение сложных социальных феноменов, позволяющий выделить значимые, внутренне однородные, но качественно отличные друг от друга группы объектов, и интерпретируемых в виде носителей различных качеств изучаемого процесса или явления.
Следующая процедура анализа эмпирической информации – интерпретация данных, содержательное описание результатов, полученных при применении математических и статистических методов.Данная процедура предусматривает осмысление значения каждого выделенного элемента изучаемого объекта с точки зрения его взаимодействия с другими явными и латентными (скрытыми) признаками и факторами, а также проверку исходных гипотез с полученными выводами. В качестве методов интерпретации понятий и формулирования выводов исследования выступают конкретизация и абстрагирование, сравнение, классификация и аналогия, обобщение, описание и объяснение.
После проведения исследования на заключительном его этапе создается итоговый научный документ в форме информационной или аналитической записки, тезисов и статей в научных сборниках, научного отчета, курсовой, дипломной или диссертационной работы, монографии.
Каждая из этих форм отчета имеет свою специфику по содержанию и структурированию, но все они должны соответствовать правилам, установленным ГОСТом для таких видов документов.
Контрольные вопросы и темы для закрепления материала
1. Что такое методология и научное исследование, его виды?
2. Из каких этапов состоит научное исследование?
3. Какова структура и функции программы исследований?
4. Что представляет собой метод анализа литературных источников?
5. Что представляет собой метод анализа документов, каковы его виды?
6. Что такое опрос, его основные и дополнительные виды?
7. Что представляет собой метод наблюдения, каковы его виды?
8. Что такое эксперимент, его виды и условия проведения?
9. Какие существуют методы обработки, обобщения и анализа эмпирической информации?
Рекомендуемая литература
1. Бахрах, И.И. Врачебный контроль за физическим воспитанием и спортивным совершенствованием учащихся общеобразовательной школы: учебно-методическое пособие / И.И. Бахрах, Н.А. Гамза. – Минск, 2005. – С. 25–48.
2. Кривцун-Левшина, Л.Н. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие / Л.Н. Кривцун-Левшина, И.В. Котляров. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – С. 201–239.
3. Маейрс, Д. Социальная психология / Д. Маейрс. – СПб: Питер, 2007. – С. 28–46.
4. Медицинское обеспечение оздоровительной физической культуры: метод. пособие / сост. Е.А. Лосицкий, Г.А. Боник. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 80 с.
5. Общая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградов и др.; под ред. В.В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981. – С. 30–49.
6. Основы математической статистики: учебное пособие для ин-тов физ. культуры / Под ред. В.С. Иванова. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 176 с.
7. Социология: учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов (и др.); под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Минск: «ТетраСистемс», 2004. – С. 431–441.
8. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по специальности 03.03 «Физическая культура» / авт.-сост. Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 29–30.
9. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: учебник для студентов вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск: Тесей, 2003. – 528 с.
10. Шикун, А.И. Использование метода тестирования в социологическом исследовании / А.И. Шикун // Методология социологического исследования: проблемы и новые тенденции: матер. Международной научной конференции, Минск, 28 ноября 2003 г. / Под общ. ред. А.Н. Данилова (и др.). – Минск, 2004. – С. 174–176.