Тема 22. Особенности производства по отдельным
Категориям уголовных дел
Основные вопросы:
1. Сущность и значение процессуальных особенностей производства по делам несовершеннолетних.
2. Особенности рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях несовершеннолетних.
3. Особенности производства предварительного следствия в отношении несовершеннолетних.
4. Особенности производства по делам несовершеннолетних в суде первой инстанции.
5. Сущность и значение производства о применении принудительных мер медицинского характера.
6. Особенности производства предварительного следствия по делам об общественно опасных деяниях невменяемых и лиц, заболевших душевной болезнью после совершения преступления.
7. Производство в суде о применении принудительных мер медицинского характера.
♦ Занятие 1. Семинар - 1 час. Вопросы: 1-7. Задачи: 1-3.
Задача 1. Несовершеннолетний Артюхов совместно со взрослыми Пантюхиным и Усовым убили женщину с целью сокрытия следов ранее совершенного ими ее изнасилования. При этом Артюхов активно участвовал во всех эпизодах преступной деятельности, а по отношению к убийству выступал в качестве подстрекателя.
Кроме того, Артюхов совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 161 УК.
По каждому из преступлений (убийству, изнасилованию, грабежу) возбуждены уголовные дела.
Имеются ли основания для соединения и выделения уголовных дел?
Определите подследственность уголовных дел.
Задача 2. Судья районного суда рассмотрел уголовное дело по обвинению несовершеннолетнего Лебедева в совершении карманной кражи. Учитывая, что это деяние не является тяжким, судья назначил Лебедеву наказание в виде 2 лет лишения свободы условно и применил принудительную меру воспитательного воздействия, передав несовершеннолетнего под строгий надзор родителей.
Соответствует ли данное решение требованиям уголовно-процессуального закона?
Задача 3. Хегаю, причинившему Козлову вред здоровью средней тяжести на почве личных неприязненных отношений, избрана мера пресечения – подписка о невыезде и надлежащем поведении. Защитник в деле не участвовал.
До вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого Хегая к следователю обратился адвокат с просьбой допустить его, в соответствии с имеющимся ордером коллегии адвокатов, к участию в деле, поскольку родственники Хегая представили в его распоряжение справку о неоднократном пребывании его в психиатрической больнице по поводу шизофрении.
Какое решение должен принять следователь? С какого момента участвует защитник в интересах причастных к преступлениям лиц, имеющих психические расстройства?
Вопросы для проведения контроля по итогам освоения дисциплины.
Вопросы к зачету
1. Понятие и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса). Стадии уголовного судопроизводства (понятие, значение, виды).
2. Уголовно-процессуальное право (понятие, место в системе права, понятие и виды источников уголовно-процессуального права). УПК Российской Федерации как источник уголовно-процессуального права. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по лицам.
3. Принципы уголовного судопроизводства, их понятие и значение. Система принципов уголовного судопроизводства в УПК РФ. Конституция РФ о принципах уголовного судопроизводства.
4. Законность при производстве по уголовному делу.
5. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту от уголовного преследования (понятие, законодательство, значение).
6. Презумпция невиновности (понятие, законодательство, значение, теория уголовного процесса о презумпции невиновности). Реализация презумпции невиновности в практической деятельности органов дознания и предварительного следствия.
7. Независимость судей и подчинение их только закону (понятие, законодательство, значение).
8. Состязательность сторон (понятие, законодательство, значение).
9. Охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение иных конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве.
10. Уголовное преследование. Виды уголовного преследования. Обязанность осуществления уголовного преследования.
11. Участники уголовного судопроизводства. Классификация участников процесса в УПК РФ.
12. Потерпевший и его представитель (понятие, правовое положение). Показания потерпевшего (понятие, предмет, оценка).
13. Подозреваемый. Обвиняемый. Показания подозреваемого и обвиняемого (понятие, предмет, оценка).
14. Свидетель (понятие, правовое положение, «свидетельский иммунитет»). Показания свидетеля (понятие, предмет, оценка).
15. Эксперт, специалист (понятие, правовое положение, соотношение компетенции эксперта и специалиста, практика привлечения специалистов и экспертов в уголовном судопроизводстве). Заключение и показания эксперта и специалиста (понятие, предмет, оценка).
16. Доказывание как разновидность познания. Процесс доказывания.
17. Предмет и пределы доказывания.
18. Доказательства в уголовном процессе (понятие, виды, свойства, виды, классификация, значение).
19. Меры пресечения в уголовном процессе. Эффективность мер пресечения.
20. Заключение под стражу. Порядок исчисления и продления сроков содержания под стражей.
21. Задержание подозреваемого в совершении преступления (понятие, соотношение с другими мерами принуждения). Характеристика целей, оснований, мотивов, условий задержания.
22. Иные меры процессуального принуждения.
23. Стадия возбуждения уголовного дела (понятие, задачи, субъекты, основные решения, средства, значение).
24. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела (понятие повода, характеристика поводов, понятие основания). Порядок возбуждения уголовного дела. Законность и обоснованность возбуждения уголовных дел.
25. Проверка заявлений и сообщений о преступлениях (пределы проверки, методы проверки).
26. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела. Законность и обоснованность отказа.
27. Предварительное следствие. Полномочия и процессуальная самостоятельность следователя. Руководитель следственного органа.
28. Дознание. Орган дознания, начальник органа дознания, руководитель подразделения дознания, дознаватель, их компетенция.
29. Подследственность. Начало и место производства предварительного следствия. Сроки предварительного следствия.
30. Соединение и выделение уголовных дел (основания, процессуальный порядок, отличие от выделения материалов, исчисление сроков предварительного расследования при соединении и выделении уголовных дел).
31. Следственные действия (понятие, виды следственных действий, соотношение следственных действий с процессуальными решениями, иными процессуальными действиями). Общие правила производства следственных действий. Протокол следственного действия.
32. Допрос свидетелей и потерпевших.
33. Очная ставка.
34. Предъявление для опознания.
35. Выемка. Порядок хранения предметов, денег и иных ценностей, изъятых при выемке и обыске.
36. Обыск. Личный обыск. Конституция РФ о праве на личную неприкосновенность и неприкосновенности жилища.
37. Осмотр.
38. Освидетельствование.
39. Следственный эксперимент.
40. Назначение и производство экспертизы. Допрос эксперта.
41. Получение образцов для сравнительного исследования.
42. Контроль и запись переговоров (понятие, порядок). Конституция РФ о гарантиях права на тайну телефонных переговоров.
43. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления.
44. Проверка показаний на месте.
45. Предъявление обвинения (сущность и значение привлечения в качестве обвиняемого, основания, предмет и пределы доказывания, порядок). Допрос обвиняемого.
46. Приостановление дознания и предварительного следствия. Розыск обвиняемого. Действия следователя, органа дознания при обнаружении разысканного обвиняемого.
47. Прекращение уголовного преследования и уголовного дела (понятие, основания). Реабилитация. Возмещение имущественного и морального вреда реабилитированному.
48. Направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением как форма окончания предварительного следствия (содержание деятельности следователя на данном этапе судопроизводства, обеспечение прав участников процесса). Обвинительное заключение.
49. Возмещение вреда, причиненного преступлением (способы возмещения вреда, уголовно-процессуальные средства обеспечения возмещения вреда).
50. Стадия подготовки и назначения судебного разбирательства (понятие, порядок). Предварительное слушание. Подсудность.
51. Стадия судебного разбирательства. Общие условия судебного разбирательства.
52. Порядок судебного разбирательства. Понятие приговора и его значение. Виды приговоров. Порядок постановления и провозглашения приговора судом первой инстанции.
53. Особый порядок судебного разбирательства. Особенности рассмотрения уголовных дел мировым судьей.
54. Производство по уголовным делам, рассматриваемым с участием присяжных заседателей.
55. Апелляционное обжалование судебных решений. Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела.
56. Кассационное обжалование судебных решений. Кассационный порядок рассмотрения уголовного дела.
57. Производство в надзорной инстанции.
58. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
59. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
60. Производство о применении принудительных мер медицинского характера.
Вопросы к экзамену
1. Понятие уголовного процесса, его сущность и содержание.
2. Назначение уголовного судопроизводства.
3. Понятие и система стадий уголовного процесса.
4. Процессуальные функции. Понятие, система, классификация.
5. Процессуальная форма.
6. Процессуальные гарантии.
7. Действующее уголовно-процессуальное законодательство. УПК РФ: краткая характеристика.
8. Соотношение уголовно-процессуального и уголовного права.
9. Действие уголовно-процессуального закона во времени и пространстве, а также в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства.
10. Значение руководящих разъяснений Верховного Суда РФ для уголовного судопроизводства.
11. Понятие, значение и система принципов уголовного процесса.
12. Принцип законности в уголовном судопроизводстве.
13. Состязательность в уголовном процессе.
14. Язык судопроизводства.
15. Гласность в уголовном процессе.
16. Единоличное и коллегиальное рассмотрение уголовных дел.
17. Презумпция невиновности.
18. Уголовное преследование. Виды уголовного преследования. Обязанность осуществления уголовного преследования.
19. Участники уголовного судопроизводства, их классификация.
20. Прокурор в уголовном судопроизводстве.
21. Потерпевший и его представитель.
22. Подозреваемый в уголовном процессе и его процессуальное положение.
23. Обвиняемый в уголовном процессе и его процессуальное положение.
24. Гражданский иск в уголовном деле.
25. Гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.
26. Специалист в уголовном процессе.
27. Истина в уголовном процессе и гарантии ее установления.
28. Предмет и пределы доказывания.
29. Выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и принятие мер к их устранению.
30. Доказательства: требования, предъявляемые к доказательствам.
31. Виды доказательств (источников доказательств) в уголовном процессе.
32. Классификация доказательств, ее основания и практическое значение.
33. Прямые и косвенные доказательства.
34. Процесс доказывания.
35. Оценка доказательств в уголовном процессе.
36. Показания обвиняемого и подозреваемого, их оценка.
37. Показания потерпевшего и свидетеля, их оценка.
38. Заключение и показания эксперта, его оценка.
39. Вещественные доказательства.
40. Протоколы следственных, судебных действий и иные документы, как источники доказательств.
41. Понятие и виды мер процессуального принуждения.
42. Задержание подозреваемого в совершении преступления. Характеристика целей, оснований, мотивов, условий задержания.
43. Меры пресечения, основания и порядок их избрания.
44. Заключение под стражу, сроки и порядок их продления в стадии предварительного расследования.
45. Процессуальные сроки; порядок их исчисления.
46. Стадия возбуждения уголовного дела (понятие, задачи, субъекты, основные решения, средства, значение).
47. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела. Порядок возбуждения уголовного дела.
48. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела.
49. Сущность и задачи предварительного расследования.
50. Формы предварительного расследования.
51. Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
52. Дознание по делам, по которым обязательно предварительное следствие.
53. Понятие и система общих условий предварительного расследования.
54. Полномочия следователя. Процессуальная самостоятельность следователя.
55. Подследственность. Начало и место производства предварительного следствия. Сроки предварительного следствия.
56. Соединение и выделение уголовных дел.
57. Участие защитника в предварительном расследовании.
58. Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения.
59. Следственные действия (понятие, виды следственных действий). Общие правила производства следственных действий. Протокол следственного действия.
60. Осмотр и освидетельствование.
61. Обыск и выемка.
62. Предъявление для опознания.
63. Контроль и запись переговоров.
64. Следственный эксперимент и проверка показаний на месте.
65. Получение образцов для сравнительного исследования.
66. Допрос подозреваемого и обвиняемого.
67. Допрос потерпевшего и свидетеля.
68. Очная ставка.
69. Назначение и производство экспертизы. Допрос эксперта.
70. Приостановление производства по делу в стадии предварительного расследования.
71. Основания и порядок прекращения уголовного дела в стадии предварительного расследования.
72. Направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (актом). Содержание деятельности следователя (дознавателя) на данном этапе судопроизводства.
73. Обвинительное заключение и обвинительный акт.
74. Действия прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом.
75. Стадия подготовки и назначения судебного разбирательства (понятие, порядок). Предварительное слушание. Подсудность.
76. Судебное разбирательство – центральная стадия уголовного процесса.
77. Понятие и система общих условий судебного разбирательства.
78. Участники судебного разбирательства.
79. Непосредственность, устность и гласность судебного разбирательства.
80. Пределы судебного разбирательства.
81. Порядок вынесения определений и постановлений в судебном заседании.
82. Подготовительная часть судебного разбирательства.
83. Судебное следствие.
84. Судебные прения и последнее слово подсудимого.
85. Порядок постановления приговора.
86. Приговор как акт правосудия. Требования, предъявляемые к приговору.
87. Виды приговоров, основания их постановления.
88. Вопросы, разрешаемые при постановлении приговора.
89. Форма (структура) приговора, его мотивировка.
90. Производство у мирового судьи.
91. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.
92. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.
93. Особенности производства по уголовному делу при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
94. Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела.
95. Понятие и задачи кассационного производства.
96. Основные черты кассационного производства.
97. Кассационный порядок рассмотрения уголовного дела.
98. Основания к отмене или изменению приговора.
99. Нарушение уголовно-процессуального закона как основание к отмене или изменению приговора.
100. Исполнение приговора.
101. Проверка законности и обоснованности приговоров в порядке надзора.
102. Сущность надзорного производства, его отличие от кассационного производства.
103. Возбуждение дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
104. Особенности производства по делам несовершеннолетних.
105. Производство о применении принудительных мер медицинского характера.
Методические рекомендации по написанию контрольных работ
В соответствии с учебным планом студенты при изучении общей части уголовного процесса выполняют контрольную работу. Целью написания контрольных работ является усвоение теоретических положений изучаемой учебной дисциплины, выработка умений и навыков применять полученные знания для разрешения конкретных ситуаций, а также контроль (и самоконтроль) эффективности обучения.
Содержание контрольной работы предполагает раскрытие одного из теоретических вопросов курса, а также решение задачи. Номер варианта контрольной работы должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки студента.
Общий объем контрольной работы не должен превышать 10-12 страниц рукописного текста. Вариант выполняется самостоятельно, строго в соответствии с графиком представления контрольных работ.
В случае отказа в зачете представленной контрольной работы, вариант должен быть переработан в соответствии с теми критическими замечаниями, которые даны проверяющим преподавателем и представлен на кафедру в срок, определенный дополнительно.
Для выполнения данного вида учебного задания Вам предлагаются следующие варианты контрольной работы.
ВАРИАНТ № 1
1. Теоретический вопрос. Заключение под стражу. Сущность, цели и значение. Основания и условия применения. Порядок применения. Гарантии законности и обоснованности заключения под стражу. Сроки содержания под стражей, основания и порядок их продления.
2. Задача. Осужденный Ахпаев на почве личных неприязненных отношений ударил в лицо отбывавшего вместе с ним наказание в ИК осужденного Имрекова и сломал ему челюсть. Рассматривая в судебном заседании уголовное дело, суд выслушал помимо других показаний показания подсудимого и свидетелей, рассмотрел заключение эксперта:
а) подсудимый Ахпаев признал себя виновным и подробно рассказал, при каких обстоятельствах нанес телесные повреждения;
б) свидетель Андреев показал, что видел потерпевшего с распухшей щекой на следующий день после избиения;
в) свидетель Якушев показал, что потерпевший Имреков рассказывал ему, что был избит Ахпаевым, в результате чего у него сломана челюсть;
г) согласно заключению эксперта у Имрекова закрытый перелом нижней челюсти справа. Данный вред здоровью относится к категории средней тяжести.
Классифицируйте каждое из приведенных доказательств.
ВАРИАНТ № 2
1. Теоретический вопрос. Уголовное судопроизводство – вид государственной деятельности. Назначение уголовного судопроизводства. Назначение (задачи) досудебного производства и судебного производства по уголовному делу.
2. Задача. В вечернее время Счастливый находился в ресторане "Маяк". За соседним столиком сидели граждане КНР. Когда вся компания иностранцев пошла танцевать, он похитил висевшую на спинке стула сумку и направился к выходу, но был задержан. Следователь возбудил уголовное дело. В 1 час. 30 мин. Счастливый задержан в порядке ст. 91 УПК, в 6 час. допрошен в качестве подозреваемого. В 9 час. ему в присутствии защитника предъявлено обвинение и он допрошен по предъявленному обвинению.
Обеспечено ли Счастливому право на защиту при условии, что в момент доставления к следователю он потребовал предоставить ему защитника?
ВАРИАНТ № 3
1. Теоретический вопрос. Понятие и система принципов уголовного процесса. Презумпция невиновности. Состязательность. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
2. Задача.Нарушение Зураповым правил дорожного движения повлекло по неосторожности смерть А. Белькова. Постановлением следователя потерпевшей по делу признана жена пострадавшего – И. Белькова, которая при рассмотрении дела на предварительном слушании заявила о примирении с обвиняемым. На основании ст. 76 УК РФ и в соответствии со ст. 25 УПК РФ суд прекратил уголовное дело. Родители погибшего резко возражали против прекращения дела.
Какое процессуальное положение по делу могли занимать родители? В какой мере будет учтено их волеизъявление по вопросу о привлечении обвиняемого к уголовной ответственности?
ВАРИАНТ № 4
1. Теоретический вопрос. Стадии уголовного судопроизводства. Отдельные производства. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по лицам.
2. Задача. Престарелая гражданка обратилась к мировому судье с устной жалобой на свою соседку, которая систематически ее оскорбляет, и просила привлечь к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 130 УК РФ. Судья помог составить заявление и принял его к рассмотрению.
Оцените действия судьи с позиции принципов уголовного судопроизводства.
ВАРИАНТ № 5
1. Теоретический вопрос. Понятие, виды и значение мер пресечения. Цели, основания применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения. Особенности избрания мер пресечения к отдельным субъектам уголовного судопроизводства.
2. Задача. В Павловском районном суде с участием прокурора и защитников было назначено к рассмотрению уголовное дело по обвинению Лыкова и Новикова в совершении хулиганства. В судебное заседание явился только прокурор. Подсудимые заявили, что в помощи адвокатов не нуждаются и будут защищаться сами. Суд, согласившись с их заявлением, рассмотрел дело и вынес обвинительный приговор.
Было ли обеспечено в данном случае право обвиняемого на защиту?
ВАРИАНТ № 6
1. Теоретический вопрос. Понятие и общая характеристика участников уголовного судопроизводства, их классификация. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.
2. Задача. Кизимов и Шевелев в течение года совершили несколько краж частей и деталей автомашин, принадлежащих на праве личной собственности гражданам Нижегородской области, используя при этом свои автомашины для поездки к месту краж, доставки туда автогенного аппарата и перевозки похищенного.
Какие предметы могут быть приобщены к делу в качестве вещественных доказательств? Какие меры могут быть приняты в отношении вещественных доказательств при разрешении уголовного дела?
ВАРИАНТ № 7
1. Теоретический вопрос. Процесс доказывания. Элементы процесса доказывания. Способы собирания доказательств. Понятие и значение оценки доказательств. Признание доказательства недопустимым. Проверка доказательств.
2. Задача. В магазине совершена кража товаров, в связи с чем возбуждено уголовное дело. Следователь, используя оперативно-розыскные данные, на допросе изобличил в совершении этого преступления Евдокимова. Последний признался в краже и назвал своими соучастниками Федорова и Климова. При обыске в квартире Федорова обнаружены костюмы и другие вещи из магазина. Федоров следователем задержан. Обыск в квартире Климова положительных результатов не дал. Производя допрос Климова, следователь предложил ему дать показания о своей преступной деятельности. Климов потребовал разъяснить в чем его конкретно подозревают, иначе он не будет отвечать на вопросы. Следователь объяснил Климову, что он допрашивается в качестве свидетеля, поэтому органы расследования не обязаны объявлять ему, в чем его подозревают.
Определите процессуальное положение Евдокимова, Федорова и Климова. Соответствует ли уголовно-процессуальному закону поведение следователя при производстве предварительного следствия по данному уголовному делу?
ВАРИАНТ № 8
1. Теоретический вопрос. Понятие и значение доказательств в уголовном процессе. Виды доказательств. Свойства доказательств.
2. Задача. Коркия привлечен следователем к уголовной ответственности по п. "а" ч. 2 ст. 105 УК. На предварительном следствии в качестве его защитника участвовал по соглашению адвокат Фортман. Поскольку последний был занят длительное время в другом судебном процессе, Коркия заявил ходатайство отложить судебное разбирательство по его делу до освобождения Фортмана от обязанностей защитника в том процессе. Суд не согласился с подсудимым и назначил ему в качестве защитника адвоката Варфоломееву. В ходе судебного следствия Коркия, неудовлетворенный поведением защитника, убедительно обосновав свою позицию, отказался от услуг Варфоломеевой и вновь заявил ходатайство о приглашении в качестве защитника Фортмана и отложении слушания дела на 2-3 недели.
Оцените действия суда и ситуацию с точки зрения принципов уголовного процесса.
ВАРИАНТ № 9
1. Теоретический вопрос. Задержание подозреваемого. Понятие и сущность. Цели и условия задержания. Основания задержания. Характеристика оснований задержания. Мотивы задержания.
2. Задача. В уголовном деле по обвинению Конева в хищении, наряду с другими документами, имелись:
а) акт ревизии, в соответствии с которым в магазине была установлена недостача материальных ценностей;
б) протокол обыска в квартире Конева;
в) обнаруженная при обыске расписка Петровского о получении от Конева денег;
г) накладные на получение товаров со следами подделок;
д) сберегательная книжка на предъявителя с вкладом ... руб. и сберегательная книжка на имя Конева с вкладом ... руб., обнаруженные при обыске;
е) справка о наличии у Конева судимости;
ж) справка оперуполномоченного о том, что не представилось возможным установить лиц, которым Конев сбыл часть похищенного товара;
з) характеристика на Конева;
л) протокол допроса жены Конева об обстоятельствах совершения мужем преступления.
Могут ли перечисленные документы являться доказательствами и к каким видам (источникам) они относятся?
ВАРИАНТ № 10
1. Теоретический вопрос. Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу. Характеристика, порядок применения, практика применения.
2. Задача. Осматривая с участием эксперта жилой дом, из которого была совершена кража, следователь обнаружил на разбитых стеклах окна следы пальцев рук. Оперативный уполномоченный уголовного розыска опросил соседей. Кинолог применил розыскную собаку, которая взяла след, прошла по нему около 700 метров, но, дойдя до оживленной транспортной магистрали, потеряла его.
Как должны быть закреплены полученные фактические данные, чтобы они приобрели доказательственное значение?
Критерии оценок
В соответствии с учебным планом самыми распространенными формами контроля знаний студентов по уголовному процессу являются зачет и экзамен.
При оценке знаний преподаватель руководствуется следующими критериями:
«Отлично» – если студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятие решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.
«Хорошо» – если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
«Удовлетворительно» – если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практического задания, задачи.
«Неудовлетворительно» – если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.
Четырех бальная система оценки студентов является классической для российской системы образования и соответствует государственному стандарту. Вместе с тем в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского принята внутривузовская семибальная оценка знаний, предусматривающая следующие дополнительные критерии:
«Превосходно» – рекомендуется в качестве исключительной оценки, когда преподаватель убежден, что лучшего ответа на данный вопрос (билет) представить не возможно.
«Очень хорошо» – промежуточная оценка между «хорошо» и «отлично». Может применяться в ситуациях, когда студент прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятие решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок, но не показал достаточной для отличной оценки глубины знаний или затрудняется с ответом при видоизменении задания.
«Плохо» – оценка, которая влечет те же последствия, что и «неудовлетворительно», поэтому различия в них формальны. Может применяться в случаях, если студент не показывает абсолютно никаких знаний.