Технологическая карта урока 46 Строчная буква я
Педагогическая цель | Создать условия для формирования умения писать строчную букву я; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Сравнивают печатную и письменную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуками [й’а], [а]; обводят элементы буквы я безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; обозначают одной буквой я звуки [й’а] в начале слова и после гласной; списывают без ошибок с печатного шрифта; дополняют предложения |
Личностные результаты | Овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; выражают доброжелательность, эмоциональную отзывчивость |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог |
Основное содержание темы, понятия и термины | Строчная буква я, звуки [й’а], [а],печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных |
Образовательные ресурсы | 1. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1 2. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download/ |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 3», ручки) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный.Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Отгадывание загадок, беседа | – Сегодня мы продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать буквы. – Разгадаем загадки и узнаем, с какой буквой мы сегодня знакомимся: 1) Сам с кулачок, Красный бочок, Потрогаешь – гладко, А откусишь – сладко. (Яблоко.) 2) Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Ягода.) 3) Плывет белый гусь – Брюхо деревянное, Крыло полотняное. (Яхта.) | Внимательно слу- шают, отвечают на вопросы. | Принимают учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
Продолжение табл.
4) Всегда он в работе, Когда говорим, А отдыхает, когда мы молчим. (Язык.) – На какую букву начинаются слова-отгадки? | – На букву я | ||||
III. Актуализация опорных знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На уроке обучения чтению вы познакомились с буквой я. – Что вы про нее узнали? – Какие звуки обозначает буква я? – На что похожа буква я? – Вспомните и назовите слова, в которых буква я встречается в начале, середине и в конце | Слушают учи- теля. Отвечают на вопросы. Называют слова | Воспроизводят по памяти информацию.Определяют гласные и согласные | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Курочка». Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки – Желтые цыплятки. Т. Волгина | Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы наклады- ваются друг на друга в полусогнутом положении | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверим посадку, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
Продолжение табл.
3. Работа в «Прописи 3» (с. 20). Анализ начертания строчной буквы я.Написание строчной бук- вы я | Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо | – Обведите контур узора. – Рассмотрите строчную букву я. Из каких элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой. Показ и объяснение учителем написания буквы я. – Выполните письмо буквы в воздухе. – Пропишите обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения. – Напишите букву я | Рассматривают строчную букву я, называют, из каких элементов она состоит, сравнивают ее с печатной буквой. Прописывают элементы. Выполняют письмо в воздухе, в прописи. Пишут по пунктирным линиям. Письмо буквы я под счет | Правильно ориентируются в рабочей строке. Анализируют начертание строчной буквы я, сравнивают с печатной буквой; выделяют элементы в строчной букве, верно их называют | Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Верное название и написание элементов строчной буквы я |
Физкультминутка | Коллективная, индивидуальная. Практи- ческий | Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед. Еще раз наоборот. Мы за партой отдохнем, Встанем и ходить начнем, Все покрутим головой И потопаем ногой. Ах, какая благодать! Но и меру надо знать. Побежим скорее в класс, Там послушаем рассказ. | Встали, потянулись. Руки в стороны, вперед. Меняют движения. Присели за парту. Ходьба на месте. Вращения головой. Ходьба на месте. Приседания. Бег на месте. Наклоны вперед | Осуществляют профилактику утомления | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
4. Слого-звуковой анализ слов яма, яблони (с. 20) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой | – Выполните слого-звуковой анализ слов яма, яблони и запишите их. – Рассмотрим схему первого слова. – Сколько слогов в первом слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? Во втором? – Из чего состоит первый слог? Второй слог? Аналогично выполняют анализ следующего слова. – Запишите слова. – Сколько предметов обозначает первое слово? – Сколько предметов обозначает второе слово? | – Два. – Первый. – Два. – Из слияния со- гласного с гласным [й’а]; из слияния согласного с гласным. – Первое слово обозначает «один», а слово по схеме – «много» | Выполняют слого-звуковой анализ слов, соот- носят написанные слова со схемой-моделью. Различают понятия «один», «много» | Фронтальный, индивидуальный. Выполнение слого-звукового анализа слова, письмо, устные ответы |
5. Дополнение предложения. Письмо предложений по образцу (с. 20) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | – Прочитайте предложение, дополните его, вставьте слова вместо схем. – Запишите предложения по образцу: Зоя – сестра Раи. Оля дала яблоко Зое. | Записывают предложения | Правильно записывают предложения, соблюдая знаки препинания | Индивидуальный. Письмо предло- жений |
Окончание табл.