Морально-этические аспекты руководства педагогическим коллективом
Морально-этические аспекты деятельности руководителя наибольшей степени проявляется в процессе реализации руководителем своих функций, в частности: в распределении обязанностей в коллективе, в обеспечении необходимых условий для продуктивной деятельности подчиненных, в осуществлении контроля за принятием управленческих решений, в критике подчиненных.
1)Распределение «ролей» и обязанностей(нужно правильно распределять роли и обязанности, чтобы педагог соответствовал роли)
В коллективах условно выделяются следующие «роли»: «генераторы идей «исполнители» «эксперты» «критики» «шут гороховый»
Это разделение условно, но каждый человек чувствует себя «на своем месте»
2)Создание условий для положительной мотивации к труду
Для продуктивного успешного труда каждый специалист должен иметь положительную мотивацию.
Любые действия должны быть осмысленными. Человек испытывает радость от работы, если видит, что его действия приносят конкретную пользу. Каждый на своем рабочем месте стремится проявить свои способности и показать свою значимость, принимая участие в решении вопросов, в которых он компетентен. Людям нравится ощущать свою значимость. Контроль со стороны руководителя, как правило, неприятен. Дело только выигрывает от организации максимального самоконтроля и доверия.
Контроль и оценка труда социального работника
Контроль – одна из важнейших управленческих задач, определяемая, как постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Цель контроля – стимулирование активности сотрудников: ведь в их интересах, чтобы результаты их работы были отмечены.
Контроль как управленческую функцию можно разделить на два вида. Во-первых, контроль за процессом и полученными результатами деятельности в целом; во-вторых, периодический контроль за деятельностью и профессиональным ростом каждого сотрудника.
- «тотальный» контроль – постоянный контроль всего и вся – характерен для руководителей авторитарного типа,
- контроль как проявление общего недоверия – по форме близок первому виду, однако проявляемая руководителем подозрительность, как правило, свидетельствует в данном случае о его неуверенности в собственных силах и отсутствии у него чувства собственного достоинства;
- контроль «по случаю» – связан исключительно с некоторыми инцидентами, в то время как контроль должен упреждать ошибки в работе, а не становиться их следствием;
- скрытый контроль – тайное соглядатайство, некорректное с этической точки зрения и унизительное для любого руководителя;
- контроль-проформа – свидетельствует об отсутствии у руководителя подлинного интереса к достижениям своих сотрудников;
- поверхностный контроль – близок предыдущему типу, например, контроль за присутствием сотрудника на рабочем месте вместо контроля за результатом его работы;
- отсутствие информирования сотрудников о результатах контроля – делает негативные результаты контроля бесплодными, поскольку они не становятся предметом обсуждения и поэтому не дают возможности сотрудникам сделать правильные выводы;
- поиск «козла отпущения» – косвенное признание руководителя в том, что он не справился с контролем за процессом и теперь ищет ответственного за результат.
Критика сотрудников
Одной из острейших проблем контроля в коллективе выступает проблема оценки труда социального работника, становящаяся часто причиной конфликтных ситуаций. Это в значительной степени объясняется проблемой сохранения
Деструктивная критика, Конструктивная критика,
(Расписать как деликатнее критиковать)
Все правила критики основаны на этических нормах, которые подразумевают уважительное отношение сторон и нацеленность на решение проблемы.
31. Понятие профессионально-этического кодекса педагогов, его назначение и источники формирования.
Кодекс(от латинского codex - «книга») – это свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, который принимается ассоциацией педагогов или союзом профессиональных работников и в дальнейшем служит стандартом этических отношений в профессиональной деятельности.
Необходимость кодекса педагогов обусловленапроблемной ситуацией:
- удержание идентичности образовательного учреждения в ситуации, характеризующейся массовизацией образования и доминированием рыночной парадигмы «сферы услуг»;
- дуализм самоидентификации, требующий интеграции двух форматов – этика профессии и этика корпорации;
- распространенность «антикодексных» стереотипов.
Мотивыразработки кодекса:
- внешняя обусловленность: забота о репутации, доверии общества, о конкурентоспособности и т.п.;
- внутренняя корпоративная обусловленность: необходимость самокритики о степени реализации своей миссии, многообразие мотивов работы преподавательского корпуса и мотивации учащихся. Цель кодекса:
- собрать «атомизированных индивидов» в преподавательское сообщество благодаря общим, согласованным ценностям и нормам;
- подать сигнал о готовности бороться с наглым и циничным попранием профессиональных и корпоративных норм;
- поддержать тех, кто (а) понимает необязательность совпадения профессионального и «денежного» успеха или вообще не ориентирован на распространенные критерии успеха, и тех, кто (б) амбициозен и нуждается в моральном оправдании своей ориентации на успех как в своих, так и в чужих глазах;
- показать скептикам
- сориентировать менеджмент учреждения образования на небюрократическое назначение кодекса, на роль кодекса в самопознании, самоопределении и нравственном развитии.
Во-первых, этический кодекс выступает как нормативная декларация, фиксирующая ожидания сообщества по отношению к своим членам. Во-вторых, кодекс облегчает «горизонтальное» обсуждение конкретных ситуаций и этических дилемм в определенном коллективе. Иными словами, наличие кодекса открывает для сотрудников саму возможность говорить на этические темы.
В-третьих, кодекс создает основу для работы этических комиссий и уполномоченных по этике, ведущих наблюдательно-консультационную деятельность и выносящих решения по конкретным случаям нарушений.
Для того чтобы кодекс стал «работающим» документом, необходима предварительная работа по его обоснованию, составлению, узакониванию и популяризации. Анализ требований, предъявляемых к специалистам в профессионально-этическом кодексе, показывает, что условно они могут быть сведены к двум группам нормативов. Первая группа – это требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; вторая группа – требования к личности профессионала.