Классификация форм восспитания
По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на:
1. индивидуальные,
2. микрогрупповые, г
3. рупповые (коллективные) - 5-30 человек
4. массовые.
Билет №27
Сущность педагогического проектирования
Проект (лат. projectus - выступающий вперед) - 1) содержательно обоснованная и документально оформленная инициатива, направленная на достижение образовательных целей в рамках определенного периода времени. 2) стратегический документ развития какой-либо социальной системы. 3) средство управления, обладающее определенными качествами.
Педагогический проект - документ, который включает:
1. обоснование выбора объекта проектирования
2. четко определенные диагностируемые цели проекта
3. тоеретические основания проекта
4. описание состава и структуры проектирования
5. описание деятельности участников проекта
6. описание ресурсного обеспечения
7. характеристику полезного педагогического результата
8. диагностику
9. описание масштаба внедрения проекта
10. предположение об экспертизе (кто может являться экспертом)
Педагогическое проектирование - это целенаправленный процесс содержательного, методического, психологического, материально-технического, организационного решения противоречия, возникшего в педагогическом процессе.
Методологические принципы педагогического проектирования
Специалисты в области педагогики выделяют следующие методологические принципы психолого-педагогического проектирования:
1. принцип деятельностного представления обучения (рассмотрение всех компонентов обучения в
контексте деятельности обучаемого и обучающего);
2. принцип целостности (обучение рассматривается "как система, состоящая из двух подсистем -
деятельности обучающего и деятельности обучаемых";
3. принцип организованности (система обучения "не может быть сведена к сумме свойств основных
ее элементов";
4. принцип иерархичности ("система "учебная деятельность" описывается как составная часть более
широкой системы - обучения";
5. принцип конструктивизации ("деятельность учащегося и обучающего должна быть представлена
в проекте системы обучения как совокупность некоторых дискретных элементов".
Методологические подходы педагогического проектирования
1. Морфологический (изучение объектов)
2. Деятельностный (изучение последовательности действий проектировщика)
3. Системный (изучение компонентов и элементов проектирования)
4. Праксеологический7 (оценка эффективности реализации проекта)
Структура педагогического проектирования
1. четко определенная проблема или противоречие
2. четко определенный объект проектирования
3. диагностически заданные цели и задачи
4. описание структуры и состава проекта
5. описание условий получения полезного результата
6. ресурсное обеспечение (кадровые, временные, финансовые, мотивационные, материально-технические ресурсы)
7. масштаб внедрения проекта
Требования к проекту
1. Возможность реализации
2. Возможность модификации
3. Нормативность
Задачи педагогического проектирования
1. Разрешение существующих противоречий
2. Прогнозирование развития педагогических процессов, систем и ситуаций
3. Анализ и координация педагогической деятельности
4. Разработка оптимальных условий достижения поставленных целей
5. Определение основных тенденций научно-исследовательской деятельности
Уровни педагогического проектирования
• Концептуальный (разрабатываются теории, концепции, парадигмы)
• Программный (разработка учебных программ, планов действий)
• Технологический (методики обучения и воспитания)