Методические объединения специалистов СППС. Супервизия.
В процессе деятельности социально-педагогической и психологической службы должна осуществляться личностная и профессиональная многоканальная самонастройка и саморегуляция ее специалистов с учетом возможных изменений социальной среды, культурных ценностей, развития науки и практики. Педагог-психолог, педагог социальный, педагог-организатор и другие сотрудники СППС должны постоянно накапливать, апробировать, внедрять новый опыт, стараясь постоянно удерживать себя на «поле» профессиональных инноваций, контролировать себя с позиций соответствия-несоответствия требованиям реальной социально-культурной ситуации.
Специалисты СППС должны располагать уровнем культуры, предполагающим достаточную мотивацию для направленного самообразования и профессионального самосовершенствования.
В этом плане наиболее действенной поддержкой является методическое объединение (МО) специалистов, которое предоставляет возможность регулярного целенаправленного профессионального общения, практической взаимопомощи.
Методическое объединение является ведущим структурным подразделением педагогического сообщества учреждения образования, района, региона и т.д. Численность МО определяется исходя из необходимости комплексного решения задач, поставленных в районе.
Согласно Положению о методическом объединении педагогических работников, МО создаются по учебным специальностям и основным направлениям деятельности учреждений образования. В методическом объединении при необходимости могут создаваться секции по родственным специальностям, отдельным направлениям (проблемам).
Принимаемые МО решения носят рекомендательный характер.
Возглавлять методическое объединение должен наиболее подготовленный и авторитетный специалист, с учетом его профессиональных возможностей и личностных особенностей, имеющий соответствующее образование, квалификационную категорию и стаж работы в должности (так, МО психологов руководит психолог, МО педагогов социальных – педагог социальный, имеющие высшее специальное образование и наивысшую по отношению к членам МО категорию). Руководитель районного методического объединения утверждается приказом начальника районного управления (отдела) образования. При наличии в МО секций, избираются и руководители секций.
Наиболее приемлемая периодичность встреч на МО - один раз в месяц (по усмотрению - один раз в два месяца).
Форма их проведения – самая разнообразная: от обсуждения директивных документов, журнальных статей и новинок профессиональной литературы до круглых столов, мастер-классов и других интерактивных мероприятий, позволяющих изучать и анализировать практический опыт коллег, знакомить с новыми подходами и методиками, оказывать помощь начинающим. Хорошо, когда на такие методические встречи приглашаются компетентные специалисты из других областей науки, организаций и учреждений, имеющие отношение к решению социально-психолого-педагогических задач (врачи, юристы, представители общественных организаций и т.д.). Весьма полезной в этом плане может быть система консультаций представителей этой категории.
Целесообразно периодически проводить совместные методические объединения специалистов СППС (например, психологов и педагогов социальных, педагогов-организаторов и педагогов социальных, а то и сразу всех: психологов, педагогов социальных, педагогов-организаторов, медработников и т.д.), где возможен коллективный подход к поиску путей решения возникающих проблем.
Работа методического объединения планируется его руководителем на текущий учебный год и отражается в годовом плане работы, который утверждается начальником управления (отдела) образования.
Кроме Положения о районном МО и нормативных документов, регламентирующих методическую деятельность в учреждениях образования Республики Беларусь, а также приказов управления (отдела) образования об открытии данного МО и назначении на должность его руководителя, методическое объединение должно иметь: банк данных о членах МО (количественный и качественный состав), учет посещения заседаний МО его членами, анализ работы МО за прошедший год.
Контролирует работу МО специалист управления (отдела) образования, ответственный за организацию и проведение в районе методической работы.
Действенную методическую помощь руководителям МО призваны оказывать методисты отделов координации методической работы (учебно-методических кабинетов) ИПК.
На данном этапе развития СППС дальнейшее повышение профессионализма ее специалистов не будет эффективным без внедрения системы супервизорства. Супервизия – процесс, при котором происходит профессиональное становление и развитие супервизируемого под патронатом супервизора, компетентного и опытного специалиста. Чтобы стать супервизором, наиболее опытный, профессионально активный специалист должен пройти специальную курсовую подготовку и получить соответствующий сертификат
Суть супервизорских отношений в том, что более опытный и компетентный специалист не передает свои знания напрямую по принципу «делай как я», а создает комфортные условия для профессионального роста начинающего специалиста на основе естественной, искренней и добросовестной связи с супервизором, как с «кем-то» значимым, способным поддержать, подстраховать, помочь найти правильное решение.