Качественные методы исследования
Отнесение тех или иных методов, ориентированных на получение эмпирического знания к количественным или к качественным зависит от ряда обстоятельств: от того, в каком виде исследования эти методы используются, какие методические акценты в них расставлены, какие приемы осуществления предусмотрены, какие способы интерпретации результатов применяются. Можно указать на то, что часть эмпирических методов относится только к количественным (например, тестирование), часть может использоваться и как количественные, и как качественные (интервью, контент-анализ, эксперимент), а часть имеет только качественный характер.
Качественные методы можно классифицировать по объектам получения информации (люди, тексты, совокупность элементов ситуации или процесса), по организации процесса сбора информации (одноактные, циклические, лонгитюдные), по составу процедур планирования, сбора и обработки информации (простые, комбинированные, сложносоставные). Множественность оснований систематизации и классификации делает строгое выделение видов и типов качественных методов чрезвычайно затруднительным, а нахождение способов их отграничения от количественных методов – невозможным: по процедурам планирования, сбора и обработки информации они неизбежно будут совпадать. Кроме того, исследования, в планировании и осуществлении поисковой деятельности которых используется качественный подход, значительно отличаются от количественных исследований в постановке цели, очередности логических и реализационных действий, что влияет на «инструментовку» любых методов – и количественных и качественных. Более того, в количественных исследованиях могут использоваться качественные методы сбора информации (с последующей количественной интерпретацией), а в качественном – количественные методы (например, для планирования следующих действий).
Поэтому среди исследователей нет единства в определении конкретных видов качественных методов. Так, Д. Мартин включает в количественные исследования экспериментальный метод, корреляционное исследование, опросы и архивное исследование, а в неколичественные – этнографическое исследование, наблюдение в естественных условиях и историю отдельного случая [62, С. 31-51].
А.М. Улановский, исследовавший феноменологический подход как качественную исследовательскую методологию, выделяет и анализирует шесть наиболее устоявшихся и последовательно описанных в литературе методов: биографический метод, феноменологический метод, метод «обоснованной теории», этнографический метод, исследование индивидуального (единичного) случая, или кейс-стади, метод дискурс-анализа, ориентированный на исследование языка и текстов, используемых людьми для интерпретации себя, мира, других людей и осуществления действий [103, С. 8-9].подчеркивает: «Все перечисленные методы различаются в фокусе, дизайне и языке описания (используемой терминологии). Каждый из них имеет свою историю, традицию и канонические работы. В то же время все эти методы используют примерно одну общую схему проведения исследования: сбор качественных данных; организация их тем или иным образом; чтение и делание заметок; описание, классификация и интерпретация; представление результатов в текстовой и визуальной форме; предоставление исследовательского отчета. Кроме того, все эти методы предполагают использование одних и тех же процедур сбора качественных данных: интервью, наблюдение, анализ документов, анализ аудио-визуальных материалов (фильмы, фотографии, предметы культуры и быта, и т.д.). Каждый из перечисленных методов не исключает применения современных компьютерных программ анализа качественных данных (Folio VIEWS, NUD-IST и др.) как вспомогательных средств поиска, организации, индексации, сортировки и создания групп текстуальных данных (комбинаций слов, фраз, сегментов текста и т.д.). Все эти новые источники получения качественных данных и способы их обработки придают, на наш взгляд, качественным исследованиям характер строгих современных способов получения психологических знаний о человеке») [103, с. 9].
Таким образом, по сложившейся традиции под качественными методами понимают и целые исследовательские стратегии, и систему процедур, охватывающих общую схему проведения исследований, и отдельные исследовательские приемы (в первую очередь при сборе и обработке данных), и способы интерпретации результатов,. Поэтому ниже описаны только те качественные методы, которые вполне оформились, имеют признаки исследовательской стратегии, название, и связаны с рядом присущих только им процедур. Некоторые методы, являющиеся собственно приемами (проективно-ассоциативные) при выполнении исследователем сбора информации при взаимодействии с исследуемым описаны в отдельном параграфе. Методы сбора устной информации, такие, как глубинное интервью, нарративное интервью, фокус-группы уже описаны в параграфе, где речь идет об интервью как эмпирическом методе исследования.
Для более глубокого ознакомления с некоторыми методами можно обратиться к работам [61; 71].
Феноменологический метод
Феноменологический метод (phenomenological method)–качественная стратегия «сбора и анализа данных о феноменологическом составе переживания и смысле, который имеет для человека определенный предмет, ситуация, событие или какой-то аспект собственной жизнедеятельности» [102 с. 143]. Метод существует в «ореоле» широкого философско-психологического подхода, берущего свое начало в феноменологической философии Гуссерля, направленной на познание полной системы образований сознания, конституирующих объективный мир через непосредственное интуитивное рассмотрение сущностей трансцендентально чистых переживаний. Исходным основанием феноменологии как научного метода является представление о том, что любой индивидуальный опыт истинен, а надежную информацию о нем его можно получить, изучив связь между вещами, переживаниями человека и значениями неразрывности бытия и мира, выявив интенциональность сознания как его смыслоформирующее отношение к миру. «Феноменология с самого своего возникновения предстала в работах Э. Гуссерля как форма исследования – соотношений знака, предметных референтов, значений и структуры наших переживаний, способов нашего обыденного восприятия вещей и той работы сознания, которая обеспечивает связность, осмысленность и сохранность во времени нашего опыта». [102 с. 130].
Феноменологический метод применяется в психологической исследовательской практике, психотерапии, психиатрии. Часто метод реализуется в рамках исследования отдельного случая (case study), на примере которого проводится глубокое детальное изучение какого-либо психического явления. Феноменологические изыскания призваны приблизить исследователя к непосредственности эмпирических данных, отразить многообразие и уникальность внутреннего мира человека, восполнить представления о тех свойствах психических феноменов, которые утрачиваются при формализованном оперировании статистическими данными. Феноменологический метод ориентирован «на получение ясных, точных и систематичных описаний тех или иных аспектов переживания человека, на раскрытие структуры переживания и смысла, который имеет для человека определенный предмет, ситуация, событие или какой-то аспект собственной жизнедеятельности» [103, с. 8].
Сбор данных в феноменологическом исследовании осуществляется через отчеты испытуемых (в виде устного или письменного опроса, когда создаются интроспективные отчеты, размышления на определенную тему), рефлексивные самоотчеты исследователя, через любые тексты и документы, в которых содержатся описания внутренней жизни человека.
Анализ данных осуществляется поэтапно, когда в полученных в ходе интервью, письменных отчетов, наблюдений, текстов выделяются смысловые единицы, которые объединяются затем в «кластеры смыслов», и на этой основе производится обобщенное описание переживания исследуемого человека.
Для использования метода в эмпирическом исследовании нужно обладать глубоким пониманием сущностных сторон метода, коммуникативными умениями, быть знакомым с практикой его применения и интерпретации результатов. Начинающий исследователь может освоить этот метод только под руководством опытного человека, владеющего этими знаниями, качествами, опытом. Автор данного пособия к таким специалистам не относится, поэтому рекомендовать его применение не может.
Достаточно подробно содержание и процедуры феноменологического метода описаны в статье А.М. Улановского. [102].
2.3.2. Метод «обоснованной теории»
Обоснованная теория (Grounded theory) – развернутый, теоретически обоснованный, эмпирически оснащенный, включающий ряд рациональных процедур и исследовательских техник метод, который можно назвать скорее подходом, чем конкретным методом. Суть его – в поэтапном конструировании исследователем собственной аналитической схемы, теории изучаемого конкретного феномена, позволяющей интерпретировать события в некоторой области социальных явлений.
Создатели метода А.Страусс и Дж.Корбин вдохновлялись идеей освобождения от влияния на процесс и результаты социологического исследования уже существующих теорий, которые, по их мнению, задавая процедуры сбора и интерпретации данных, отдаляют исследователя от изучаемой действительности, не позволяют выявить особенности уникального изучаемого социального феномена. Для преодоления влияния предсуществующих теорий они предложили выделить в проведении исследования ряд аналитических фаз (организация исследования; сбор данных; упорядочивание данных; сопоставление с литературными данными; теоретический анализ данных), техник (определение априорных конструктов, пересечение сбора и анализа данных, использование «открытого», «осевого», «избирательного» кодирования и др.), следование которым (не обязательно в предложенном порядке) обеспечит движение от неструктурированных данных к интерпретациям, позволяющим отразить своеобразие реальных феноменов социального бытия и построить валидную и надежную теорию, свободную от давления существующих теорий и подходов. «Качественность» такого подхода – в отказе от заранее выдвигаемых положений, гипотез и организации исследования как их подтверждения; направленность проведения исследования на путь «открытий» положений и гипотез, вместо следования предписанному порядку действий, в постоянной рефлексии рождающихся положений и действий исследователя и их гибком изменении. При этом конструирование «обоснованной теории» включает в себя и количественные и качественные методы при сборе, обработке, интерпретации данных.
Метод активно развивался и продолжает развиваться исследователями, разветвляясь, и постепенно превращаясь в набор организационных этапов, техник, процедур проверки валидности и др. Исследователи отмечают и недостатки метода: временная и экономическая затратность, недоступность для всех исследователей (требуются определенные исследовательские качества и навыки), отсутствие методологических критериев, гарантирующих точность результатов.
Описание метода его разработчиками доступно в работе [96].
Этнографический метод
Этнографический метод – это исследование людей в естественных условиях, в котором учитываются их культурные особенности. Название метод получил в социологии, когда в ней стали использоваться установки этнографов, предельно подробно описывающих действия и поступки представителей неизвестных племен, чтобы понять их поступки, способ мышления, строение культуры. Это, таким образом, не особые исследовательские действия, а скорее подход, когда цели и используемые процедуры нацелены на выявление социокультурных (и не только этнических) особенностей на поиск сущностных характеристик социальных групп, общностей, субкультур. Можно сказать, что это своеобразный «case study», нацеленный на описание специфической культуры определенной общности. Метод используется в социологии, маркетинговых исследования, реже – в социальной психологии. Случаев использования его в педагогике автору данного пособия неизвестно.
Преобладающим способом осуществления научного поиска является непосредственное участие исследователя в каждодневной жизни целевой группы –в домашней обстановке, на работе, во время отдыха, в школе, в общественных местах и т.п. исследователь фиксирует все события, происходящие в течение определенного периода, проясняет их детали у исследуемых (если это позволяют условия исследования), проводит анализ на промежуточных и итоговой стадиях. Сбор информации осуществляется через аудио и видеозаписи, фотографирование, ведение дневниковых записей (как исследователями, так и респондентами). Иногда в таких исследованиях в качестве источников используются мемуары, письма, домашняя фото и видеосъемка, семейные архивы, Для маркетинга специфическими способами являются сопровождение покупателя в процессе покупок (изучаются выбор товаров, определенные аспекты работы магазина и др.), прием «Домашние визиты», в котором наблюдается за тем, как используются товары в бытовых условиях потребителей. Как прием используется составление «поведенческих карт», когда ситуации потребления товаров и услуг автоматически фотографируются (в магазине, на домашней кухне, перед телевизором и т.п.), что позволяет увидеть типичное поведение потребителя. Прием «тест-просмотр» заключается в том, что респондентам предъявляются определенные материалы (реклама, товар, сюжет, фильм и т.д.) и сразу после просмотра проводится опрос, что позволяет по реакции респондентов выявить достоинства и недостатки предъявленного материала.
Схемы построения исследования зависят от того, включен или не включен исследователь в жизнедеятельность исследуемых, и от того, как собирается информация: формальность, открыто, или неформально, скрыто. Продолжительность сбора информации может быть различной – от нескольких часов до нескольких лет.
Метод целесообразно использовать только в случаях, когда о целевой группе мало известно общественности и исследователям (молодежные неформальные группы и субкультуры, закрытые религиозные объединения, объединения людей на редко встречающейся основе: коллекционирование, имитация процессов и явлений и т.п.) в научных и практических (маркетинговых, политических) целях.
Выводы, сделанные из анализа результатов этнографического исследования, нельзя распространять на все общество (как на предполагаемую генеральную совокупность), так как выявленные закономерности касаются только специфических черт исследованной целевой группы. Однако метод позволяет выявлять и типичное в самих группах, и типичное для общества (когда сходное поведение демонстрируется в разных общностях).
Применение метода в психологии позволяет типологизировать жизненные черты и целевые стратегии изучаемых групп, создавать модели их своеобразного поведения. В педагогике применение метода могло бы улучшить режим деятельности образовательных учреждений, учесть социальные особенности при организации учебного и воспитательного процесса.