Тема9: Организация и содержания коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
Направление в специализированное дошкольное учреждение или группу осуществляется на основе решения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Медицинскими показателями для приема ребенка являются типы ЗПР, отраженные в классификации К.С.Лебединской.
Для оказания помощи открывается специальные группы:
1.Младшие (2,5 – 3,5 лет);
2.Средние (3,5 – 5 лет);
3.Старшие (5 – 6 лет).
По окончанию специализированных дошкольных учреждений или группы ребенок переводится (в зависимости от диагностических показателей):
· В школу или класс для детей с ЗПР;
· Общеобразовательную школу;
· Специализированную школу соответствующего типа.
В специализированных дошкольных учреждениях решаются задачи:
· Диагностические;
· Вспитательные;
· Коррекционно-развивающие;
· Оздоровительные;
· Образовательные.
Основными направлениями деятельности детей в специализированных дошкольных учреждениях являются:
· Общее и комплексное взаимодействие;
· Физическое воспитание;
· Развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации;
· Сенсорное развитие;
· Музыкальное воспитание;
· Предметная деятельность, игра;
· Познавательное развитие;
· Социальное воспитание;
· Развитие продуктивной деятельности;
· Подготовка к школьному обучению.
Виды групповых и подгрупповых занятий, которые проводит воспитатель:
· Уроки здоровья;
· Лепка;
· Аппликации, рисование, конструирование, ручной труд, физическое и трудовое воспитание, обучение игре, социальное развитие, ознакомление с окружающим миром.
Виды подгрупповых и индивидуальных занятий, проводимых дефектологом:
· Социальное и познавательное развитие;
· Ознакомление с окружающим миром, обучение игре, математика, развитие речи и тонкой ручной моторики, подготовка к обучению грамоте.
Школьники с ЗПР могут обучаться в специализированных образовательных учреждениях и коррекционных классах общеобразовательных школ.
Особенности обучения в коррекционном классе:
· Адаптированные программы и учебные планы;
· Изучение специальных предметов;
· Индивидуально0групповая коррекционная работа;
· Факультативные курсы.
Образовательный процесс в классе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе:
· Учета возможностей ребенка;
· Охраны и укрепления его здоровья;
· Создания благоприятной образовательной среды;
· Взаимодействия с родителями.
Умственная отсталость. Норма IQ выше 71.
Классификация:
· Легкая отсталость 40-69
· Умеренная 35-49
· Тяжелая 20-34
· Глубокая ниже 20
2 вида отсталости:
· Деменция (безумие) приобретенная
· Олигофрения (малый ум) врожденная
У олигофрении есть три степени:
· Дебильность – самая лёгкая степень;
· Имбецильность;
· Идеотия.
С любой степенью отсталости дети не обучаются в СОШ.
Дети с дебильностью не в состоянии овладеть программой общеобразовательной школы. Нарушены функции абстрактного мышления, недостаточно понимает время, пространство, причинно-следственных связей, общая физическая ослабленность, соматические нарушения, нарушения моторики, затруднена профессиональная деятельность.
Дети с имбецильностьюобладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков, имеют глубокие дефекты памяти, восприятия, мышления, практически необучаемы, недееспособны. Устанавливается опекунство до 18 лет в специализированных детских домах, могут работать в специально организованных мастерских.
Дети с идеотией. Недоступность осмысления окружающего, медленное и ограниченное развитие речевой функции, тяжелые нарушения моторики, координации движений, ориентировании в пространстве. У многих лежачий образ жизни, затрудненное формирование навыков самообслуживания, полная недееспособность.