Стратегия и механизмы реализации проекта
Обоснование актуальности и значимости проекта.
Патриотическое воспитание – одна из самых актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности, культуры, гражданственности, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Детство – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Детская литература является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что художественные произведения развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Они также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение для детей всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Педагоги знают и понимают, что знакомить детей с творчеством российских писателей и поэтов обязательно, ведь из этого складывается, в конечном итоге, образ человека-патриота, любящего свою Родину, знающего её историю и литературу.
Проблема.
Детям сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым. Много еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы общества. Наши наблюдения за детьми убедили нас в том, что именно взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения, сформировать у них гуманное отношение к сверстникам, взрослым людям, а также природе и животным.
Зная тот факт, что именно художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, мы считаем работу со стихами – наиболее доступным средством нравственного и патриотического воспитания.
«Расскажи наизусть стихотворение Сергея Михалкова», - попросили мы детей своей группы. Некоторые ребята не смогли вспомнить ничего.
Работая по теме «Государственные символы России», мы предложили детям послушать рассказ об авторе гимна нашей страны Сергее Михалкове. Детям стало любопытно узнать больше о жизни и творчестве поэта.
Так возникла идея проекта «По страницам книг Сергея Михалкова».
1.3. Цель проекта: формирование у детей гражданско – патриотических качеств через знакомство с творчеством С. Михалкова.
1.4. Задачи:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством С. Михалкова, вызвать интерес к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
2.Формирование у детей нравственных представлений на примере конкретных ситуаций и поступков героев стихотворений.
3. Воспитание у детей способности сопереживать героям произведений, следовать положительному примеру.
4.Воспитание чувства гордости за свою страну, за ее достижения.
1.5. Требования Образовательной программы:
1. Формирование коммуникативных качеств:
· иметь свое отношение к поступкам сверстников, оценивать свои поступки;
· привычка быть приветливым, доброжелательным;
· навыки общения с младшими, сверстниками.
2. Формирование умения придерживаться общепринятых норм поведения:
· бережное отношение к книгам;
· культурное и вежливое поведение.
3. Формирование навыков, способствующих творческому самовыражению:
· желание заниматься каким – либо делом;
· умение доводить начатое дело до конца.
План реализации проекта.
Этап | Задачи | Содержание деятельности | Сроки | Участники проекта |
1.Подготовительный | 1.Сбор необходимого материала для реализации проекта. | 1.Подбор стихотворного материала, дидактического и методического оснащения проекта. 2. Сотрудничество с библиотекой. 3. Консультации со специалистами ОУ. 4. Ознакомление детей с проектом. 5.Определение детьми и педагогами своего участия в проекте. | 1-14 февраля | Фольмер Е.В., Главатских А.И., Попова И.А. |
2.Практический Практический (продолжение) | 1.Знакомство с жизнью и творчеством С. Михал- кова. 2.Вызвать интерес к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга. 2. Формирование нравственных представлений на примере конкретных ситуаций и поступков героев стихотворений. 3.Воспитание у детей способности сопереживать героям произведений, следовать положительному примеру. 4.Воспитание чувства гордости за свою страну, за ее достижения. | 1. Посещение детской библиотеки, участие в тематической встрече «Творчество С. Михалкова». 2.Оформление книжного уголка . 3. «Стихотворные минутки». Самостоятельное чтение стихотворений. 4.Заучивание стихотворений по интересам. 5.Прослушивание аудиозаписей текстов стихотворений. 6. Просмотр мультфильмов «Как старик корову продавал», «Дядя Степа», «Три поросенка». 7.Выставка рисунков «Мое любимое стихотворение С. Михалкова» 8.Изготовление реквизита для инсценировки стихотворений. 9.Инсценировка стихотворений («Щенок», «Азбука», «»Елка», «Кошка и мышка», «А что у вас?»). 10.Настольный театр по сказке «Три поросенка». Час общения «Добрые дела дяди Степы». Цикл тематических часов: «Мир вокруг нас» («Мой щенок», «Котята», «Мы с приятелем», «Трезор», «Будь человеком», «Прогулка», «Елочка», «Зяблик»). «А что у вас?» (Про девочку, которая плохо кушала», «Чудесные таблетки», «Сила воли», «Мимоза», «Фома», «Одна рифма», «Хрустальная ваза», «Находка», «Булка», «36,5», «Лапуся»). Литературная гостиная «Этих дней не смолкнет слава». («Быль для детей», «Сын», «Посылка», «Три товарища», «Десятилетний человек», «Детский ботинок».) | 18 февраля 19февраля Ежедневно март 5-8 марта 9-11 марта 16 марта В теч. месяца В теч. месяца 23 марта В теч. месяца 30 марта | Главатских А. И., Фольмер Е.В., Дети – участники проекта. Грошев Кирилл, Свалов Илья, Туманов Максим, Рогожина Яна. Туманов Антон. Все участники проекта Все участники проекта Все участники проекта. Попова И.А., Свалов Илья, Грошев Кирилл, Рогожина Яна. Фольмер Е.В., Главатских А.И, Свалов Илья, Грошев Кирилл, СергееваТаня, Рогожина Яна, Туманов Максим, Туманов Антон. Рогожина Яна Фольмер Е.В., Главатских А.И., Грошев Кирилл, Свалов Илья, Туманов Антон, Туманов Максим, Рогожина Яна, Сергеева Таня, Свалова Аня. Все участники проекта |
Заключительный | Подведение итогов реализации проекта | Участие во Всероссийском конкурсе творческих работ по произведениям С. Михалкова. Праздник – путешествие «По страницам книг С. Михалкова». | Апрель | Попова И.А., Рогожина Яна, Свалов Илья, Грошев Кирилл Все участники проекта |
3. Планируемые результаты:
1.Наличие искреннего желания детей самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
2.Наличие нравственных представлений на примере поступков героев стихотворений, желание следовать положительному примеру.
3. Испытание чувства гордости за свою страну, ее достижения.
4.Наличие высокого уровня активности участников проекта на протяжении всего периода его реализации.
4. Продукты проекта:
1. Реквизит для инсценировки произведений С. Михалкова.
2. Творческие работы детей по сюжетам стихотворений.
3. Сценарий праздника – путешествия «По страницам книг С. Михалкова».
Пояснительная записка.
Название педагогического проекта | «По страницам книг С. Михалкова» |
Участники проекта | Фольмер Е.В., Главатских А.И. - воспитатели, инструктор по труду Попова И.А., воспитанники разновозрастной группы детского дома. |
Возраст детей | 4- 11 лет |
Продолжительность проекта | Среднесрочный - три месяца (февраль, март, апрель), 2013 г. |
Этапы реализации проекта | 1 этап – подготовительный (февраль) 2 этап – практический (февраль, март) 3 этап – заключительный (апрель) |
Презентация проекта | Праздник – путешествие «Веселый день с Сергеем Михалковым» |
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Обоснование проекта.
1.2. Проблема.
1.3. Цель проекта.
1.4. Задачи.
1.5. Требования Образовательной программы учреждения.
2. Этапы проекта.
2.1. Подготовительный этап.
2.2. Практический этап.
2.3. Заключительный этап.
3. Планируемый результат.
4. Продукты проекта.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
« Богдановичский детский дом»
Педагогический проект
«По страницам книг С. Михалкова»
г. Богданович
- выявить уровень читательской активности детей;
- способствовать пополнению словарного запаса детей, расширению их кругозора;
- вовлекать детей в коллективное творческое дело;
- знакомить с творчеством Сергея Михалкова,
- развивать актёрское мастерство, творческие способности через представление инсценировки стихотворения С. Михалкова,
- формировать интерес к художественной литературе,
-приобщать к посещению библиотеки,
- учить детей правилам поведения в библиотеке,
- создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть,
- развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь,
- формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное.
Тип проекта: творческий, среднесрочный, фронтальный, межпредметный.
Участники: воспитатели группы № 9 И. В. Заколяпина, Л. И. Мачахина, логопед детского сада О. М. Воробьёва, музыкальный руководитель Л. Г. Пономарёва.
Целевая группа: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет), родители.
Масштаб: 3 месяца.
Образ конечного результата | Критерии оценки |
Повышение уровня знаний о детской художественной литературе Расширение кругозора Знания о поэте, его творчестве Повышение интереса к заучиванию стихов наизусть Воспитание детей, любящих Родину, гордящихся ею | Опрос детей по стихотворному материалу до начала проекта и после окончания работы, сравнительный анализ Выставки детских работ Конкурсы и викторины по содержанию изученных стихов Отзывы родителей и самих детей о проделанной работе по проекту |
Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении | Конкурс чтецов, награды, грамоты Чтение стихов по ролям Отзывы родителей и коллег Аудио- и видеозаписи занятий по работе проекта |
Риски:
1.Слабая заинтересованность детей и родителей.
Способы преодоления – преподносить стихотворный материал проекта, предполагаемые задания на позитиве, не перегружая объёмом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на итоговые занятия. Грамоты, благодарности, призы, результаты, удовлетворение от работы.
2. Часто болеющие и вновь прибывшие дети.
Способы преодоления – индивидуальная работа с детьми и родителями
Этапы работы:
1 этап Организационный | -предварительное сотрудничество с работниками детской библиотеки, поэтами города, -подбор стихотворного материала, -первичная диагностика детей (беседа по выявлению читательской активности, на знание/незнание определённых произведений), -ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта, -подбор дидактического и методического оснащения проекта, -консультации со специалистами ДОУ; |
2 этап Практический | - цикл мероприятий по реализации проекта: *встреча с молодыми поэтами, *прослушивание аудиозаписей, *посещение тематической встречи в библиотеке, *самостоятельное домашнее чтение стихотворений и заучивание по интересам, *инсценировка, *чтение по ролям, *организация выставки книг Михалкова и работ детей по творчеству поэта, *просмотр мультфильмов, *работа с видеоматериалами, *организация совместно с родителями праздника-путешествия, *оформление папки для родителей по реализации проекта; |
3 этап Заключительный | -итоговая диагностика – опрос родителей, -рефлексия создателей проекта, -отчет о реализации проекта, -сбор полученного материала по проекту, монтаж, -конкурс рисунков и чтецов, выдача грамот, благодарностей. |
Стратегия и механизмы реализации проекта
Особенности | По страницам книг Сергея Михалкова |
Задачи |
|
Развивающая среда |
|
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание иллюстраций, фотографий, портретов,
|
Совместная деятельность |
|
Работа с родителями |
|