Организация самостоятельной работы на уроках чтения
Самостоятельной работой в начальной школе считается такое выполнение задания, в процессе которого учащиеся ясно представляют цель работы и порядок ее выполнения и выполняют без непосредственной помощи учителя некоторую часть задания или всю работу. Навыки самостоятельного учебного труда на уроках чтения вырабатываются в результате системы целенаправленных уп ражнений и постоянно усложняющихся заданий. Виды заданий должны быть освоены детьми заранее в подобных работах с учителем.
Учитель определяет место самостоятельной работы на уроке, ее цель, виды заданий и порядок их выполнения, следит за работой класса, помогая в случае надобности отдельным учащимся. Проверка выполнения работы проходит также под руководством учителя с привлечением внимания всех учащихся к обсуждению ее результатов. Задания даются в устной форме, но если работа состоит из нескольких этапов или вопросов, то их записывают на доске.
Подавляющее большинство вопросов и заданий должно предполагать непременное обращение учащихся к тексту произведения, выработку умения самостоятельно анализировать прочитанное:
— выявлять основную сюжетную линию и главную идею произведения;
— находить в тексте слова для характеристики действующих лиц, описания событий и картин природы;
— оценивать поступки героев и описываемые события, высказывать свое отношение к ним и т.д.
Предлагаются также задания, направленные на практическое знакомство учащихся с изобразительно-выразительными средствами языка. По целевому назначению вопросы и задания могут быть классифицированы следующим образом.
1. Задания, подготавливающие к первичному восприятию или
рассчитанные на выполнение сразу же вслед за ним. В первом слу
чае эти вопросы способствуют вдумчивому восприятию текста, в
другом — служат одним из примеров понимания прочитанного уча
щимися. Например:
— Прочитайте рассказ-описание М. Пришвина «Березкам зябко». Скажите: почему было зябко березкам?
— «Зябко». Как сказать по-другому? Подберите два-три слова, близких по смыслу.
2. Задания, предназначенные для чтения по частям и разбора
первоначально прочитанного текста. Цель их — помочь детям де
тально проанализировать прочитанное, раскрыть определенные связи
и отношения между явлениями, событиями, поступками действу
ющих лиц произведения. Например:
— Перечитайте рассказ и отметьте в нем отрывки, в которых говорится о делах ребят из «Зеленого патруля».
— Найдите и прочитайте, как Борю приняли в отряд.
— Рассмотрите иллюстрацию, найдите и прочитайте ту часть, к которой сделан рисунок.
3. Задания, связанные с различными видами пересказов про
читанного. Например:
— Прочитайте текст и найдите предложения для ответа на
вопросы, записанные на доске.
-— Разделите текст на части в соответствии с планом, записан
ным на доске. Прочитайте каждую часть и выделите в ней главную
мысль. Постарайтесь кратко изложить содержание прочитанного.
4. Задания, подготавливающие учащихся к выводам и обобщениям. Например:
— Подумайте: чему сказка научила своих читателей ?
— Почему поступок героя можно характеризовать пословицей «Один за всех и все за одного»?
5. Задания, связанные с подготовкой учащихся к разным творческим видам деятельности и выразительному чтению произведения. Например:
— Прочитайте слова, записанные на доске, и выберите из них
те, по которым можно наиболее точно определить, как надо чи
тать: быстро или медленно, громко или тихо. Подготовьтесь к вы
разительному чтению.
Отдельные виды работ учащихся с изучаемым текстом, которые выполняются самостоятельно, могут быть зафиксированы с помощью подчеркивания, помет на полях. Условные обозначения должны быть едиными для всех детей. С этой целью такие знаки вводятся постепенно в процессе работы под руководством учителя. Так, отдельные слова и предложения могут подчеркиваться, абзацы и отрывки — обозначаться вертикальной чертой на полях и т.п.
В малокомплектной школе организация самостоятельной работы имеет свои особенности: задания рассчитаны на большую длительность, обеспечивающую учителю возможность работать с другим классом. В связи в этим учащимся предлагаются 2—3 последовательных задания, которые направлены на анализ произведения, подготовку к выразительному чтению, пересказу. Но на уроке чтения в малокомплектной школе обязательно должно уделяться время чтению вслух, выразительному чтению учителем, беседе и работе по развитию речи. Следует широко использовать магнитофонные записи, воспринимаемые детьми через наушники. Задания для самостоятельного выполнения должны содержать вопросы для самоконтроля (ответы для проверки можно давать на обороте карточки или на доске).
Выполнение всех самостоятельных работ учитель проверяет и учитывает.