Критерии оценки правильности семейного воспитания (степень занятости воспитанием, степень удовлетворения потребностей ребенка, санкции)
1. Степень занятости родителей воспитанием ребенка (уровень протекции в процессе воспитания). Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании подростка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).
Гиперпротекция. При гиперпротекции родители уделяют подростку очень много времени, сил и внимания, и его воспитание стало центральным делом их жизни.
Гипопротекция — ситуация, при которой подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Подросток часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
Степень удовлетворения потребностей ребенка.
Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей подростка как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных — прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его "потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей подростка. В степени удовлетворения потребности возможны два отклонения.
Потворствование -когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них — закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией, — «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего сам был лишен в свое время родитель, что подросток растет без отца и т. д.
Игнорирование потребностей подростка. Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.
3. Количество и качество требований к ребенку в семье. Требования к подростку — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей подростка, которые он выполняет, — учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие то, чего подросток не должен делать. Наконец, невыполнение требований подростком может повлечь применение санкций со стороны родителей — от мягкого осуждения до суровых наказаний.
1. Чрезмерность требований-обязанностей. Именно это качество лежит в основе типа неправильного воспитания — «повышенная моральная ответственность». Требования к подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.
2. Недостаточность требований-обязанностей ребенка. В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь подростка к какому-либо делу по дому.
Требования-запреты, т. е. указания на то, чего подростку нельзя делать, определяют прежде всего степень самостоятельности подростка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.
3. Чрезмерность требований-запретов. Такой подход может лежать в основе типа неправильного воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации подростку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных подростков такое воспитание форсирует реакцию эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности подростка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, которые может иметь хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли подростка.
4. Недостаточность требований-запретов к подростку.В этом случае подростку «все можно». Даже если и существуют какие-то запреты, подросток их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа характера у подростка и, особенно, неустойчивого типа.
5. Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований подростком.Чрезмерность санкций (тип воспитания «жестокое обращение с подростком»). Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения..
6. Минимальность санкций.Эти родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.
4. Устойчивость стиля воспитания.
Неустойчивость стиля воспитания характеризуется резкой переменчивостью стиля, переходом от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от значительного внимания к подростку к эмоциональному отвержению его родителями.
Неустойчивость стиля воспитания (по мнению К. Леонгарда) содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях подростков с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт значительных колебаний в воспитании подростка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.