Вопрос № 9. Мышление как познавательный психический процесс
Мышление- познавательный психический процесс, кот. отражает существующие связи между предметом и явл. и внутренне скрытых cв-в окружающей действительности. Мотив побуждает и направляет к деятельности. Познавательный мотив – специфический для мыслительной деятельности, проявляется как стремление узнать новое или упорядочить имеющиеся знания и представления. Все другие причины побуждающие человека осуществить познавательную деятельность являются внешними по отношению к сути процесса мышления (неспецифическими).
Мыслительные действия - операция, с помощью которой мы устанавливаем связь и отношения между предметом и выявляем внутренние скрытые cв-ва (анализ, синтез, сравнение, обобщение).Анализ— это процесс разделения целого на составляющие его элементы с последующем их сравнением. Синтез- мысленное объединение предметов, их cв-в и признаков или частей. Сравнение -мысленное сопастовление предметов или явлений, выделение в них общих и относительных признаков. Обобщение-выделение в предметах общего и существенного: 1.по общим признакам 2. Выделение общего на основе существенного. Обобщение на основе анализа. Абстрагирование- мыслительная операция, выделение одного признака и отвлечение от других.
Мотивы (внутренний мотив)→цели(проблемная ситуация)→действия(анализ, синтез,обобщ-е,сравн-е,абстрагиров-е)→рез-т(понятие, суждение, умозаключ-е).
Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.Суждение— это высказывание, выражающее определенную мысль. Умозаключение— серия логически связанных высказываний, на основании которых делается заключение. Определение понятий— это система суждений о некотором классе предметов, выделяющая наиболее общие их признаки.Индукция— способ производства умозаключении, заключающийся в способности делать вывод частного суждения из общего. Дедукция— это вывод общего из частного.
Этапы процесса мышления: 1.анализ проблемной ситуации: подробная ориентировка в условиях выполняемого задания, расчленение на известное и неизвестное, установление связи между ними. 2.Процесс созревания: создание общего плана (выполнение хар-ных мыслит-ных действий, чтобы найти скрытые связи м/ду известным и неизв. 3. Собственное решение, заканчив-сяинсайтом (озарением).4.Стадия доказат-ва-проверка найденного принципа решения.
Виды мышления:I. По разнице в процессах мышления: а)интуитивное (быстрота протекания); б)аналитическое(развернутость во времени).
II. Средство с помощью кот. устанавливается связь между предметом и явлением: 1) наглядно-действенное, 2)наглядно-образное 3) наглядно-схематич-е(существенные признаки) 4)Словесно-логич-е (абстрактное).
Развитие мышления в онтогенезе (этапы): А) 1-4 год – наглядно-действенное мышление, благодаря предметам деятельности обнаруживает признаки, cв-ва в наглядной ситуации с помощью практических действий. Б) 4-6 лет – наглядно-образные формы мышления, благодаря речи формируется и развивается внутренний план сознания, представлений и действий. В) конец-дошкольного-старший школьник – развитие наглядно-схематическое Г) подростковый -формирование словесно-логического.
III. По характеру решаемых задач:–– теоретическое (связано с объяснением действительности, построение гипотез, направленное на открытие законов и закономерностей);––практическое (цель- преобразовать действительность, изменить.
IV. По наличию нового продукта: 1. Продуктивное, 2. Репродуктивное.
V. По отношению к реальности: 1. Реалистическое отражение реал. 2. Аутистическая (отражение реальности, ее cв-в иходя из собственного опыта и с-мы знаний.
VI. По степени осознанности:1. Интуитивное(быстрота протекания) 2. Аналитическое (осознание, процесс развернутый во времени фаза инсайта озарения) менее ярко выражена.
VII. В зависимости от содержания решаемой задачи принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Наглядно-образное: здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Особенностью словесно-логического мышления является то, что задача здесь решается в словесной (вербальной) форме.