Требования к уровню подготовки студентов
Студент должен знать:
- особенности использования биографического метода в гуманитарных науках;
- особенности биографического исследования в социально-педагогическом процессе;
- основные методы и методики биографического исследования и коррекции личности.
Студент должен уметь:
- организовать и провести биографическое исследование личности;
- грамотно осуществлять процедуру диагностики с различными типами клиентов;
- осуществлять обработку полученной информации и разрабатывать программу развития личности.
-
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
1. Биография как объект научного изучения.
2. Психоанализ и биография.
3. Биографический метод в изучении психологии творчества.
4. Проблема одаренности и биография.
5. Автобиографии и методы их изучения.
6. Житие святых как биографический материал.
7. Биографическое пространство и время в художественном произведении.
8. Генеалогия как биографический материал.
9. Воспитательная ценность биографии.
10. Жизнь воспитателя как метод воздействия.
11. Этапы человеческой жизни по данным биографии.
12. Специфика использования биографического метода в исследовании детей (одаренных, девиантных, инвалидов).
13. Социальная история семьи и способы ее изучения.
14. «Биографии успеха» и педагогический процесс.
15. Дневники как биографический материал.
16. Биографический метод и контент-анализ.
17. Семейные архивы как биографический материал.
18. Написание дневника как форма психологической коррекции личности.
19. Биография, ее цели, задачи, ценностный смысл.
20. Природа биографии как феномена науки и художественного постижения личности.
21. Возможности и границы биографических исследований.
22. Роман воспитания и его значение в коррекции индивидуального стиля личности.
Приложение 2
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Автобиография– это осмысление и понимание своего жизненного пути, получившее литературную форму выражения (В.Дильтей)
Автобиографическая память – важнейшая составляющая целостного образования личности понимаемого как субъективное отражение значимых фактов и состояний пройденного жизненного пути. А.П. определяет ядро личности и служит фундаментом самосознания и играет значительную роль в творческой самоактуализации.
Агиография – особая категория религиозной литературы, представленной жизнеописаниями святых.
Биограмма– рассказ о собственной жизни, написанный человеком, представляющим определенную социальную группу и составленный в соответствии с определенной схемой.
Биографическая компетентность личности – понимается как знание законов становления индивидуальной и социальной субъективности, понимание причин и факторов, определяющих логику жизненного пути, знание механизмов биографического развития личности.
Биографический метод – представляет собой способ изучения личности по так называемым «жизненным показателям», изучения целостных единиц поведения человека в разных сферах активности. Предметом биографического метода является жизненный путь, история развития личности в связи с современной ей эпохой, со всей окружающей культурной и природной средой, в системе отношений с современниками и сверстниками.
Биографический тренинг – метод активного, направленного на повышение успешности жизненного пути человека. Биографический тренинг состоит из методов групповой дискуссии, психогимнастики, элементов ролевых игр и специальных биографических приемов.
Биографическое развитие человека- процесс оценки и осмысления человеком эпизодов, объединение их в связную непротиворечивую субъективную картину мира.
Биографическое событие– событие, вызывающее существенные изменения в образе жизни и сознании человека, является поворотным пунктом в развитии.
Биография– повествовательное изображение истории жизни отдельной личности, способ представленности в культуре специфики отдельного человеческого существования.
Дневник – биографический источник, представленный в форме повествования от первого лица, который ведется в виде датированных записей.
Жизненный путь личности – развитие человека от рождения до смерти. Жизненный путь дает целостную картину развития человека, охватывающую его биологическую, социальную и духовную стороны.
История жизни – тактика исследования, использующая биографические данные, а также другие источники. Индивидуальные истории жизни могут стать основой и при изучении способов «проживания» жизненных событий: индивидуальных кризисов, поворотных моментов жизненного пути, социально – исторических ситуаций.
Мемуары – повествование от лица автора о реальных событиях и проишествиях, участником или очевидцем которых он был.
Метод case study – рассматривается как разновидность биографического исследования, включающего в себя детальное изучение различных аспектов эмпирического объекта (случая). Проведение C.S. предполагает изучение личных восприятий людей и социального окружения, в которых существует данный случай.
Нарративное интервью - свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий удивления или одобрения, которые стимулируют и поддерживают нить рассказа.
Поколение – возрастная группа людей, формирование характера которых происходит под влиянием определенных исторических событий, экономических и культурных условий, что обусловливает общность и сходство некоторых личностных характеристик в результате сходного для представителей данной возрастной когорты социального опыта.
Поколенческая специфика личности – комплекс личностных свойств (симптомокомплекс), сформированный в определенной исторической ситуации, оптимально соответствующий адаптации личности к данному состоянию социальной системы. Поколенческая специфика обусловливает поколенческую принадлежность личности.
Просопография – метод изучения коллективной биографии, позволяющей определить принцип возникновения различных политических группировок и смены политической власти, исследования соц. структуры и социальную мобильность общества.
Психобиографическая закономерность – определенная последовательность событий жизни человека, обусловленная процессом индивидуализации личности в конкретной исторической ситуации.
Психобиография – психологическое исследование жизненного пути исторического деятеля. Объектом психобиографического исследования является исторический деятель, его биография, предметом психобиографии является психологическое содержание жизненного пути исторического деятеля. Предпосылкой психобиографических исследований служит признание значимости отдельной личности, понимание действий которой рассматривается как один из способов объяснения исторических событий.
Психография– метод познания конкретного человека путем обобщения разноуровневых его характеристик, а также структур и генетических связей между ними.
Психоистория семьи – исследование исторических форм семейных отношений, а именно: влияние семейных отношений на становление личности в различные исторические периоды, механизмы исторической социализации личности, а также социальные, психологические и исторические эффекты социализации.
Социальная история клиента – глубокое исследование и описание настоящей и прошлой ситуации клиента, обычно включаемое в карты случаев и медицинские карты клиентов. Это документ, содержащий сведения о семье клиента и именах самих клиентов, записи, отчеты, прошлое наблюдение за клиентом, характеристику его окружения. Социальная история клиента обычно является основой для формирования оценки и планирования услуг.
Приложение 3
АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ АНКЕТА ПОДРОСТКА
1.Ваше Ф.И.О.
2.Ваш адрес.
3.Телефон.
4.Ваш любимый урок.
5.Любимая учительница.
6.Кто вам нравится из класса?
7.Кто вам не нравится из класса?
8.Что вы думаете о хозяине анкеты?
9.Что вам в ней нравится?
10.Любимый певец.
11.Любимый напиток.
12.Есть ли у вас животные?
13.Какие (и как их зовут)?
14.Есть ли у вас друг (подруга)?
15.Ее (его) имя.
16.Пожелания хозяину анкеты.
17.Рисунок.
18.Твой знак зодиака.
19.День рождения.
20.Дата заполнения.
21.Роспись.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4