Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий
Мониторинг развития универсальных учебных действий: критерии и способы оценки сформированности УУД у учащихся - комплексный подход к оцениванию личностных, метапредметных результатов - предполагает изменение оценочных процедур и состава инструментария не только итогового, но и текущего контроля.
Измерительно-методический инструментарий должен следовать всем общим положениям методологии психодиагностической работы в сфере образования: адекватность методик целям и задачам исследования, теоретическая обоснованность диагностической направленности методик, адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся, надежность применяемых методик, профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование.
Оценка деятельности школы по формированию и развитию УУД осуществляется посредством внутреннего неперсонифицированного мониторинга системы формирования и развития универсальных учебных действий учащихся основной школы.
Цель мониторинга: получение информации о состоянии и динамике системы формирования УУД в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для своевременной коррекции образовательного пространства школы.
Задачи мониторинга:
· оценить достаточность ресурсов и условия образовательного пространства для формирования и развития УУД учащихся на основном уровне образования;
· оценить психологический комфорт образовательного пространства в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения;
· определить результативность деятельности всех компонентов образовательного пространства по формированию и развитию универсальных учебных действий школьников;
· внести коррективы в систему формирования и развития УУД учащихся основного уровня образования с учетом полученных данных.
Объектами мониторинга являются:
· Предметные и метапредметные результаты обучения.
· Психолого-педагогические условия обучения (ППМС-сопровождение, содержание основных и дополнительных образовательных программ; комплексно-целевые проекты в рамках внеклассной деятельности)
· Ресурсы образовательной среды (кадровые, материально-технические, информационные).
Субъекты мониторинга
В системе мониторинга результативности формирования УУД учащихся происходит постепенное смещение контрольно-оценочной функции от учителя, как было в начальной школе, к самому ученику. Это соотносится с требованиями ФГОС, поскольку способствует развитию у учащихся готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению, оказывает положительное влияние на сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Оценку психолого-педагогических условий и ресурсов образовательного пространства на средней ступени образования школы проводят:
администрация школы;
методическое объединение учителей-предметников;
методическое объединение классных руководителей.
Методами мониторинговых исследований являются:
анкетирование;
сбор информации;
собеседование;
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ;
педагогическая характеристика;
Средства мониторинга:
анкеты для родителей и педагогов;
карты наблюдений уроков и внеурочной деятельности;
входящие, промежуточные и итоговые контрольные срезы;
административные контрольные работы и тесты;
типовые задачи;
образовательные события;
лист самооценки в составе портфолио ученика.
Развитие УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных (общеучебных, знаково-символических и логических) и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
Условиями для оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития:
Действия | Виды деятельности | Классы/четверти | ||||
Регулятивные действия | ставить учебную задачу | |||||
правильно оформлять и вести записи в тетради | ||||||
понимать последовательность действий | ||||||
сравнивать полученные результаты с учебной задачей | ||||||
определять наиболее рациональную последовательность своей деятельности | ||||||
оценивать деятельность - свою и одноклассников | ||||||
планировать свою деятельность | ||||||
вносить изменения в содержание задач | ||||||
определять проблемы собственной деятельности и устанавливать их причины | ||||||
Познавательные унивесральные действия: общеучебные | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | |||||
поиск необходимой информации (работать с учебником, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации) | ||||||
владеть различными видами пересказа (устно и письменно) | ||||||
различать стили текстов, воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей | ||||||
составлять на основе текста таблицы, схемы, графики | ||||||
составлять сложный и тезисный план | ||||||
готовить доклады, выполнять реферативные работы, составлять конспект тезиса, выступления | ||||||
Познавательные универсальные действия: знаково-символические | моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические) | |||||
Познавательные универсальные действия: логические действия | преобразование модели с целью выявления общих законов | |||||
выделять главное | ||||||
составлять простой план | ||||||
сравнивать факты и явления по заданным критериям | ||||||
выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение, формулировать вывод | ||||||
классифицировать по нескольким признакам | ||||||
доказывать и опровергать | ||||||
определять причинно-следственную связь между компонентами | ||||||
владеть навыками синтеза и анализа | ||||||
Коммуникативные действия | задавать уточняющие вопросы | |||||
высказывать суждения | ||||||
слушать друг друга | ||||||
вести диалог | ||||||
кратко формулировать свои мысли | ||||||
продолжить и развить мысль собеседника | ||||||
выслушивать и объективно оценивать другого | ||||||
вырабатывать общее решение | ||||||
выступать перед аудиторией | ||||||
уметь донести свое мнение до других | ||||||
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения |
Для оптимизации трудоемкости измерительных процедур набора модельных универсальных учебных действий для оценки сформированности универсальных учебных действий в МОУ Шайгинская ООШ используются следующие принципы:
· учет системного характера видов универсальных учебных действий (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие, речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.) Системный характер универсальных учебных действий позволяет использовать одну задачу для оценки сформированности нескольких видов универсальных учебных действий;
· построение связи между универсальными учебными действиями на каждой ступени и между ступенями и выделение набора ключевых учебных компетенций, измерение реализации которых позволит оптимизировать измерение всего комплекса требований к набору УУД выпускника соответствующей ступени.
Выбор модельных универсальных учебных действий для оценки сформированности универсальных учебных действий основывается на следующих критериях:
· показательность конкретного вида универсальных учебных действий для общей характеристики уровня развития класса личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
· учет системного характера видов универсальных учебных действий (см. выше);
· учет возрастной специфики видов универсальных учебных действий.Показательность видов универсальных учебных действий и их значение для развития ребенка меняется при переходе от ступени к ступени, поэтому выбор модельных видов универсальных учебных действий для различных ступеней школьного образования может меняться;
· возможности объективирования свойств универсальных учебных действий при решении типовой задачи, их качественной и количественной оценки.
Задачу оценки уровня сформированности у учащихся основных видов универсальных учебных действий следует рассматривать одновременно и как традиционную для методологии психологической диагностики, и как новую и нетривиальную по своей содержательной направленности.