Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий

Мониторинг развития универсальных учебных действий: критерии и способы оценки сформированности УУД у учащихся - комплексный подход к оцениванию личностных, метапредметных результатов - предполагает изменение оценочных процедур и состава инструментария не только итогового, но и текущего контроля.

Измерительно-методический инструментарий должен следовать всем общим положениям методологии психодиагностической работы в сфере образования: адекватность методик целям и задачам исследования, теоретическая обоснованность диагностической направленности методик, адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся, надежность применяемых методик, профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование.

Оценка деятельности школы по формированию и развитию УУД осуществляется посредством внутреннего неперсонифицированного мониторинга системы формирования и развития универсальных учебных действий учащихся основной школы.

Цель мониторинга: получение информации о состоянии и динамике системы формирования УУД в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для своевременной коррекции образовательного пространства школы.

Задачи мониторинга:

· оценить достаточность ресурсов и условия образовательного пространства для формирования и развития УУД учащихся на основном уровне образования;

· оценить психологический комфорт образовательного пространства в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения;

· определить результативность деятельности всех компонентов образовательного пространства по формированию и развитию универсальных учебных действий школьников;

· внести коррективы в систему формирования и развития УУД учащихся основного уровня образования с учетом полученных данных.

Объектами мониторинга являются:

· Предметные и метапредметные результаты обучения.

· Психолого-педагогические условия обучения (ППМС-сопровождение, содержание основных и дополнительных образовательных программ; комплексно-целевые проекты в рамках внеклассной деятельности)

· Ресурсы образовательной среды (кадровые, материально-технические, информационные).

Субъекты мониторинга

В системе мониторинга результативности формирования УУД учащихся происходит постепенное смещение контрольно-оценочной функции от учителя, как было в начальной школе, к самому ученику. Это соотносится с требованиями ФГОС, поскольку способствует развитию у учащихся готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению, оказывает положительное влияние на сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Оценку психолого-педагогических условий и ресурсов образовательного пространства на средней ступени образования школы проводят:

администрация школы;

методическое объединение учителей-предметников;

методическое объединение классных руководителей.

Методами мониторинговых исследований являются:

анкетирование;

сбор информации;

собеседование;

педагогическое наблюдение;

педагогический анализ;

педагогическая характеристика;

Средства мониторинга:

анкеты для родителей и педагогов;

карты наблюдений уроков и внеурочной деятельности;

входящие, промежуточные и итоговые контрольные срезы;

административные контрольные работы и тесты;

типовые задачи;

образовательные события;

лист самооценки в составе портфолио ученика.

Развитие УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных (общеучебных, знаково-символических и логических) и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.

Условиями для оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:

соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития:

Действия Виды деятельности Классы/четверти
Регулятивные действия ставить учебную задачу      
правильно оформлять и вести записи в тетради        
понимать последовательность действий        
сравнивать полученные результаты с учебной задачей        
определять наиболее рациональную последовательность своей деятельности        
оценивать деятельность - свою и одноклассников        
планировать свою деятельность      
вносить изменения в содержание задач        
определять проблемы собственной деятельности и устанавливать их причины      
Познавательные унивесральные действия: общеучебные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели        
поиск необходимой информации (работать с учебником, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации)      
владеть различными видами пересказа (устно и письменно)    
различать стили текстов, воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей        
составлять на основе текста таблицы, схемы, графики    
составлять сложный и тезисный план        
готовить доклады, выполнять реферативные работы, составлять конспект тезиса, выступления    
Познавательные универсальные действия: знаково-символические моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические)
Познавательные универсальные действия: логические действия   преобразование модели с целью выявления общих законов      
выделять главное        
составлять простой план        
сравнивать факты и явления по заданным критериям        
выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение, формулировать вывод        
классифицировать по нескольким признакам        
доказывать и опровергать    
определять причинно-следственную связь между компонентами      
владеть навыками синтеза и анализа      
Коммуникативные действия задавать уточняющие вопросы        
высказывать суждения        
слушать друг друга        
вести диалог        
кратко формулировать свои мысли        
продолжить и развить мысль собеседника        
выслушивать и объективно оценивать другого        
вырабатывать общее решение        
выступать перед аудиторией      
уметь донести свое мнение до других      
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения        

Для оптимизации трудоемкости измерительных процедур набора модельных универсальных учебных действий для оценки сформированности универсальных учебных действий в МОУ Шайгинская ООШ используются следующие принципы:

· учет системного характера видов универсальных учебных действий (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие, речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.) Системный характер универсальных учебных действий позволяет использовать одну задачу для оценки сформированности нескольких видов универсальных учебных действий;

· построение связи между универсальными учебными действиями на каждой ступени и между ступенями и выделение набора ключевых учебных компетенций, измерение реализации которых позволит оптимизировать измерение всего комплекса требований к набору УУД выпускника соответствующей ступени.

Выбор модельных универсальных учебных действий для оценки сформированности универсальных учебных действий основывается на следующих критериях:

· показательность конкретного вида универсальных учебных действий для общей характеристики уровня развития класса личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

· учет системного характера видов универсальных учебных действий (см. выше);

· учет возрастной специфики видов универсальных учебных действий.Показательность видов универсальных учебных действий и их значение для развития ребенка меняется при переходе от ступени к ступени, поэтому выбор модельных видов универсальных учебных действий для различных ступеней школьного образования может меняться;

· возможности объективирования свойств универсальных учебных действий при решении типовой задачи, их качественной и количественной оценки.

Задачу оценки уровня сформированности у учащихся основных видов универсальных учебных действий следует рассматривать одновременно и как традиционную для методологии психологической диагностики, и как новую и нетривиальную по своей содержательной направленности.

Наши рекомендации