Структура дидактической игры
Дидактические игры, по общему признанию, одна, из замечательных находок дошкольной педагогики. Облекая обучение в игровую форму, педагогическая мысль издавна относит дидактические игры к видам обучения и неустанно заботится о создании действительно обучающих игр.
Чтобы определить структуру дидактической игры Аванесова В. Н. делает анализ сборников игр, отмечая, неопределенность теоретико-методических взглядов авторов на дидактическую игру. Это выражается в разрыве между вводными теоретическими положениями и характером описания игр.
Аванесова В. Н. определяет следующую структуру дидактической игры:
1. дидактическая задача (или обучающая задача, цель игры);
2. игровые действия;
3. правила.
Дидактические задачи являются первым необходимым элементом обучающей игры и, как и в теории, находят более полное выражение во всех играх. Во многих играх программная цель выделяется специально, в ряде игр задача заключена в самом названии, угадывается в описании.
Аванесова В. Н. отмечает, что в рассмотренных играх, дидактические задачи (программные задачи, программное содержание) состоят, в основном, в закреплении представлений и знаний детей о предметах домашнего обихода, игрушках, об объектах и явлениях природы (растения, животные, сезонные изменения), о труде взрослых, их профессиях, о средствах передвижения. В большинстве игр дети упражняются в узнавании, различении, назывании объектов (их изображений) по внешнему виду, по отдельным качествам. В некоторых ставятся задачи подвести детей к классификации предметов, явлений по общим признакам, развивать внимание. В остальных случаях в играх воспитываются навыки культурного поведения.
Аванесова В. Н. делает вывод, что образовательное содержание в дидактических играх охватывает разные стороны ознакомления детей с окружающим, указывает, что основной дидактический компонент – дидактическая задача (программное содержание, цель игры) – представлен во всех играх. [3, с.58]
Следующим важным элементом дидактической игры является игровое действие. Под игровым действием Аванесова В. Н. вслед за Блехер, Удальцовой понимает не любое производимое в игре действие (перестановка, раскладывание и перекладывание, подбор предметов или картинок и т. д.), а главным образом то, которое имеет действительно игровой характер, создает игровую ситуацию, игровые взаимоотношения. Это поиск и нахождение, прятанье, загадывание и отгадывание, соревнование, изображение сюжетно-ролевых отношений и другие, придающие определенную условность игровой ситуации и делавшие игру особо занимательной.
Её анализ дидактических игр с точки зрения наличия в них игрового действия показывает, что почти в трети рассмотренных игр его нет. Часть из них протекает фактически в форме обычных бесед и разговоров воспитателя с детьми, в ходе которых дети по предложению педагога рассматривают предметы и картинки, называют их, отвечают на вопросы, вспоминают, что они видели на прогулке, и т. д. Другие являются упражнениями с кубиками, в составлении целого из частей, в подборе парных картинок и т. д.
В остальных дидактических играх игровое действие представлено. По характеру игрового действия Аванесова В. Н. условно разделяет игры на 6 групп:
1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д. Игровое действие, здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.
2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций. В выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т. д.
5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т. д.
6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слона. [3, с.59]
Игровое действие «соревнование», характерное для игр старших дошкольников, тоже довольно элементарно и заключается главным образом в том, чтобы быстрее отобрать предметы, подобрать картинки и т. д. В играх, игровое действие которых заключается в выполнении ребенком какого-либо движения, если происходящее в игре относится к нему, детям предписывается встать и покружиться, поднять руки, подбежать к нужному цветку или дереву и т. п. Некоторые игры становятся занимательными когда действия детей регулируются интересной фразой, рассказом («Вершки и корешки», «Осень спросим», «Путешествие ночью» и т. д.).
Элементарность игрового действия часто сочетается с его однообразием. В одних играх дети от начала и до конца называют показываемые воспитателем картинки, в других – отвечают на вопросы воспитателя, ловя и кидая мяч («Не ошибись», «Что это?», «Кто знает?» и др.), в-третьих – описывают предметы на картинках и т. д.
В силу такого характера игрового действия большинство дидактических игр предполагает малую активность играющих. Чаще всего один ребенок действует (подбирает картинку, ищет предмет, ловит мяч и т. д.), остальные ждут своей очереди.
Всегда интересны детям игры с прятаньем и поиском, с неожиданным изменением ситуаций.
Правила игры – следующий элемент, характерный для дидактической игры. Правила как структурная часть дидактической игры авторами специально не выделяются. Однако примерно в трети анализируемых Аванесовой игр («Что растет в лесу», «Зай и Чик», «Зоологическое лото», «Знаешь ли ты», «Мебельный магазин» и др.) о правилах можно догадаться по описанию хода игры и с меньшим или большим трудом их вычленить. [3, с.62]