Формирование лексико-грамматических средств языка
— Продолжать развивать наблюдательность детей. Учить видеть сезонные изменения в природе,
— Совершенствовать сенсорные способности детей (слух, осязание), умение рассказать о соответствующих ощущениях. Учить вслушиваться в хруст снега, завывание ветра, ощупывать снег, лед.
— Ввести в активный словарь детей сложное слово «снегопад».
— Учить называть зимние месяцы.
— Знакомить детей с родственными к «снег», «зима», «лед» словами (снег — снежок, снежинка, снежный, снеговик, снегопад; зима — зимний, зимушка, зимующий; лед — льдинка, ледяной, ледышка).
— Продолжать расширять глагольный словарь детей: упражнять в подборе глаголов к существительному (ветер — дует, воет, завывает; снег — кружится, идет, падает, укрывает, покрывает, хрустит, скрипит, сверкает...), дать понятие многозначности глаголов (идет снег, человек, время), продолжать учить использовать глаголы совершенного и несовершенного вида (строили — построили), а также согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде, числе (строил, строила, строили).
- Продолжать упражнять в подборе прилагательных к существительному (снег белый, холодный, чистый, пушистый; день зимний, короткий, вьюжный), в образовании относительных прилагательных (зимний день, зимняя одежда, зимние дни).
— Формировать умение пользоваться в речи антонимами (быстро — медленно, тепло — холодно, громко — тихо, весело — грустно, рыхлый, мягкий — твердый).
— Закреплять умение пользоваться в речи всеми видами предложений, отработанных ранее. Особое внимание уделять распространению предложений однородными определениями (Ветер
морозный, холодный. Игрушки стеклянные, бумажные, елочные, разноцветные, блестящие, красивые, серебристые); использованию предлогов на, с (Дети катаются на санках, на лыжах, на коньках.
Толя едет с горки на санках); предложениям со словосочетанием сначала..., а потом (Дети сначала построили горку, а потом катались с горки на санках).
Развитие разговорно-описательной речи
— Развивать логическое мышление детей: умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы при сравнении осени и зимы. Учить устанавливать зависимость
жизни людей и животных от времени года.
— Учить составлять рассказы-описания зимнего пейзажа из 5-6 предложений разной конструкции.
— Продолжать упражнять в составлении предложений по сюжетной картине и объединении их в рассказ.
— Упражнять в составлении коротких законченных рассказов по отдельным фрагментам многофигурной картины с последующим объединением их в связный рассказ по картине в целом.
— Учить детей составлять рассказы из собственного опыта («Как мы делали игрушки на елку», «Как мы встречали Новый год», «На празднике», «На прогулке» и т.д.).
— Заучивать с детьми стихи, диалоги о зиме, о Новом годе.
Методы и приемы работы
- Наблюдения за изменениями в природе, за признаками зимы (долгота дня, снегопад, зимнее небо...) на прогулках, экскурсиях, из окна группы.
— Рассматривание картин о зиме (Как ты догадался, что на картине нарисована зима?).
— Проведение элементарных опытов со снегом и льдом (Когда снег становится липким? Когда снег скрипит под ногами? Когда он тает? Что становится с водой на морозе? Со льдом в тепле?
и т.д.)
— Участие в постройках и играх со снегом и льдом на участке детского сада, во дворе дома.
— Рассматривание зимних деревьев, кустов.
— Дидактические игры «Найди картинку», «Придумай предложения о снеге» (о снежинках, о зимнем ветре), «Собери зимнюю картинку» (на фланелеграфе поместить фрагменты зимнего
пейзажа и «нарисовать» из них зимнюю картинку), «Что напутал художник?» (на картинке соседство деталей зимы и лета, зимы и осени).
— Решение речевых логических задач, загадок о зиме.
— Заучивание стихов, загадок, диалогов о зиме, о Новом годе.
— Составление описательных рассказов о зиме и рассказов о зимних развлечениях по сюжетным картинам и по серии картинок («Зимние забавы», «Вот так покатался!» и др.).
Ведение календаря природы и альбома наблюдений.
— Чтение художественной литературы.
Тема: «СЕМЬЯ»