Слагаемые педагогического мастерства
Успешность либо неспешность воздействий в процессе воспитания определяется степенью педагогического мастерства воспитателя, которое проявляется в высоком уровне развития знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успех.
Раскрывая сущность школьного педагога как субъекта воспитания необходимо вести речь о слагаемых педагогического мастерства. В педагогике принято рассматривать три основных элемента его. Первый — знания: прежде всего своего предмета и смежных с ним дисциплин (тезаурус учителя должен быть значительно выше тезауруса учащихся, что особенно актуально в специализированных школах); широкая общая эрудиция (школьники любят общаться с интересными педагогами, в своих знаниях выходящими за пределы преподаваемого предмета), в области своего и ученических «хобби», то есть творческого занятия, котороё-то и порождает состояние одухотворенности, вдохновения. «Горю стремлением внушать всем людям разумные и бодрящие мысли» (К.Э. Циолковский).
Подобный подход к уровню знаний школьного педагога рождает и творческий подход к методическим основам обучения и воспитания: «Посредственный преподаватель излагает, хороший — объясняет, выдающийся -показывает, великий — вдохновляет» (СНОСКА: Из кн.: Ирхин Ю.В. «Психология успеха». М., 1993. С. 9).
Второй элемент педагогического мастерства — это профессионально-педагогические знания, умения и навыки: развитое педагогическое мышление, позволяющее дать педагогическую оценку любым явлениям жизни, спроецировать и -осуществить наиболее эффективные педагогические способности (дидактические, организаторские, коммуникативные, речевые, перцептивные, авторитарные, распределительные и т.д.); овладение педагогической технологией организации воспитательного процесса и педагогической техникой воздействия на учащихся, навыки изучения учащихся и классного коллектива; создание «педагогической копилки» (картотеки форм воспитательной работы, методической литературы, содержательного материала, интересного и оригинального опыта воспитания школьников, авторские концепции и т.д.), развитие «искусства любить детей».
Так, Ш.А. Амонашвили (СНОСКА: Амонашвияи Ш.А. Размышления о гуманной педагогике, М., 1996. С. 476-477), обобщая опыт коллег-учителей и собственный педагогический опыт, сформулировал «основные установки учителя гуманного педагогического процесса». Он вывел своеобразные «Законы учителя»: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку. Руководящие принципы учителя: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважения личности ребенка, терпения в становлении ребенка. Заповеди учителя: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку. Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе. Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность».
Мастерски и тонко охарактеризовала специфику методического мастерства М.О. Кнебель в своей книге «Поэзия педагогики»: «Как же происходит таинственное превращение «чужой» группы людей в «своих», «родных», «любимых»? Экзюпери сказал об этом поразительно верно... о силе приручения. И об ответе за тех, кого мы приручаем. Педагогика и есть приручение. И ответственность за это приручение.
Приручая, ты привязываешь к себе и привязываешься сам. «Неприрученные» ученики остаются чужими, и тебе не удается вложить в их души самое существенное и дорогое для тебя».
И наконец, третьим элементом педагогического мастерства являются личностные качества школьного педагога. Основные группы их: качества, связанные с личной жизненной и педагогической позицией; отношение к жизни, к людям вообще, к детям, к коллегам, к своей работе, к ценностям культуры; принципиальная и выразительная нравственная позиция (критерий ее — добро); эстетическая выразительность (лицо, прическа, физиогномическая маска, одежда, интерьер дома и в классе, осанка, манеры поведения), при этом важно, что 'люблю в поэзии, музыке, живописи, архитектуре, театре.., как отстаивать свою позицию. К личностным качествам относится исповедование педагогом здорового образа жизни, т.е. постоянное усовершенствование и развитие триединства «тело + душа + разум»; владение темпераментом и постоянное, систематическое развитие своего характера, т.е. активное самоусовершенствование: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было» (Л.Н. Толстой). Причем речь должна идти о собственной программе самопознания и самовоспитания, в которой очень важно обратить внимание на развитие педагогического мышления, речевой культуры, умения ходить, реагировать на трудные ситуации, кокетство (умение нравиться детям и заинтересовать собой...), выразительность, проявление великодушия, педагогическое счастье...
Интересен прием, описанный психотерапевтом В. Ле-ви — новая педагогическая категория: «Свечение — прием, заимствованный из «психотехники гениев коммуникабельности. Известно: «его лицо осветилось улыбкой», «весь светится», «лучистые глаза», «солнечные натуры».
Учитель должен уметь включать «внутренний свет». Вы можете излучать тепло. Внушайте себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда (образ любой, слова не имеют значение) - горит и сияет некий источник тепла и света. Вы сами этот источник... Вспоминайте чаще состояние интереса, дружеского расположения, симпатии, радости и любви к кому-то... И включайте их чаше. Наступит момент, когда эти состояния будут приходить к вам сами... легко, естественно, непринужденно... Заранее, навстречу, опережая события... Уверенно, свободно и просто...
Если хотите успеха, запомните: I) свечение должно быть рефлексом на человека.., на жизнь... Оно не должно гаснуть даже в полном одиночестве; 2} каким бы ни был жанр или исход того или иного общения (взаимопонимание, конфликт, даже драка), рефлекс Свечения не должен вас покидать или вызывать сомнение...; 3) не за-ботьтесь о результате... Не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачом общения» (СНОСКА: Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М, 1994. С. 271—273).
СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ
Существенной характеристикой педагогического мастерства воспитателя считается способность к творчеству. Эрих Фромм так определяем творчество (креативность): «это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Современная психология считает, что к числу творческих умений педагога-воспитателя следует отнести такие:
1. анализировать проблемные ситуации (разрешение противоречий);
2. формулировать гипотезы;
3. ставить цель (близкие и более дальние цели);
4. корректно ставить задачу;
5. самостоятельно сделать обобщающие выводы, выделить главное в прочитанном;
6. установить на основе частных способов общие способы решения задач;
7. самостоятельно конструировать объект из известных элементов на основе общих ориентирующих указаний;
8. видеть и находить нестандартные способы решения задач;
9. решать нестандартные задачи, алгоритмы решения которых не изучались;
10. ставить задачу, решение которой предполагает использование нестандартных способов и приемов;
11. видеть и формулировать проблему (поставить нестандартный вопрос);
12. оценить, подходит ли то, что известно в общем виде, к имеющимся условиям;
13. формулировать задачу и цель;
14. быстро отыскивать нужную информацию;
15. видеть конкретные ситуации;
16. анализировать .и решать конкретные ситуации;
17. не придерживаться однажды избранной позиции на проблему;
18. решать задачи, в которых нет ни конечной цели, ни путей ее достижения;
19. владеть полярной обратимостью точек зрения на предмет и явление;
20. выделить задачу из фона;
21. осуществлять разумное перспективное планирование;
22. принимать решение;
23. прогнозировать и предвидеть.