Критерии оценивания практики
Основанием для итоговой оценки результатов прохождения студентами практики являются:
- оценка педагога-психолога в учреждении образования,
- оценка группового руководителя практики в университете,
- оценка документации преподавателем университета.
Внимание! Студент также участвует в формировании собственной оценки по практике. Выполнение обязательного минимума практикантом обеспечивает ему положительную, но невысокую отметку «6» (шесть). Для того чтобы получить более высокий балл, студент должен продемонстрировать степень своей мотивированности в профессиональной деятельности, свою инициативу и самостоятельность, умение выделять и решать конкретные психологические проблемы того учреждения, в котором он проходит практику.
Примерные критерии оценивания
“Три” – не выполнен обязательный минимум.
“Четыре” –выполнение предписанного минимума с несколькими ошибками научного, методического, организационного или другого характера.
“Пять” –выполнение предписанного обязательного минимума (с незначительными ошибками).
“Шесть” –фактически безошибочное выполнение обязательного минимума.
“Семь” –обязательный минимум + 1 мероприятие по заказу педагога-психолога, в ходе которых студент продемонстрировал свою грамотность и исполнительность.
“Восемь” –обязательный минимум +2 мероприятия в учреждениях образования.
“Девять” – обязательный минимум + более 3-х мероприятий, с проявлением не только грамотности, но собственной инициативы и творчества при их подготовке и проведении. Отметки «девять» и «десять» выставляются только при наличии у студента высоких отметок за теоретические дисциплины.
“Десять” – см. оценку «девять» + благодарность от администрации учреждения образования.
Внимание!Не сданная вовремя документация (т.е. в последний день практики) является основанием для снижения оценки: за каждый день отнимается 0,5 балла.
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ:
ТРЕБОВАНИЯ И ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ
Организационный дневник
Организационный дневник по практике предназначен для фиксации всех видов деятельности студента, которые он выполняет в период прохождения практики. Этот дневник заполняется практикантом ежедневно в табличной форме, образец которой представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Пример оформления организационного дневника
Дата | Вид деятельности | Подпись (преподаватель или педагог-психолог) |
31.01. | 1. Знакомство с педагогом-психологом. 2. Знакомство с документацией и планом работы педагога психолога учреждения образования. 3. Примерное определение тематики психологического бюллетеня и т.п. | |
1.02. | 1. Определение тематики пробных занятий в школе (университете). 2. Посещение лекционного занятия преподавателя по теме "Бихевиоризм и концепции научения". 3. Анализ занятия преподавателя. 4. Подбор литературы для проведения пробного практического занятия по теме "…" и т.д. |
Рефлексивный дневник
Рефлексивный дневник, как следует из его названия, в первую очередь предназначен для развития умения посмотреть на себя со стороны как важнейшего профессионально-личностного качества эффективного педагога и психолога. Итогом ведения данного дневника для студента-практиканта выступает:
- выявление «слабых» сторон в педагогическом взаимодействии и тем самым определение перспектив и конкретных направлений своего профессионально-личностного роста;
- накопление индивидуального багажа способов и приемов разрешения субъективно сложных педагогических ситуаций.
Данный дневник заполняется по мере осознания возникающих проблем. Образец его оформления содержится в таблице 4.
Таблица 4 – Пример оформления рефлексивного дневника
Дата и вид работы | Проблема | Актуальные способы решения | Возможные варианты решения | Рекомендации самому себе |
8.02. Урок псих-гии в 5"А" | Понял, что не хочу заходить в класс, потому что боюсь вопросов Пети. | Глубоко подышал, улыбнулся и вошел. Петя действительно опять задавал каверзные вопросы. | Ответить вопросом на вопрос, например: "Почему ты так думаешь?" или "Где ты это читал?" Попросить других детей подумать над этим вопросом и ответить Пете. | Быть всегда готовым к любым неожиданностям. Если хорошо сам понимаешь, что говоришь, то воспринимаешь вопросы как повод для всех подумать, а не посадить лично ме-ня "в лужу". |
14.02 Посещение занятий другого студента по теме « …» | Когда видел недостатки работы, еле сдерживался, чтобы не обозначить их вслух. | Вместо того, чтобы говорить вслух, записывал свои замечания. | Не возмущаться, а стараться эту ошибку другого «примерить» на себя: как бы я поступил? Как можно сделать лучше? и т.п. | Более терпимо относиться к ошибкам других. |
23.02. Пробное занятие у студентов … курса по теме « …» | На этапе объяснения нового материала понял, что группа меня плохо слушает. | Сделал замечание. | Привести какой-либо пример для привлечения внимания. Задать вопрос по теме с опорой на собственный опыт студентов. | При подготовке к занятиям продумывать также яркие и конкретные примеры по каждому теоретическому положению. |
План-конспект занятия
План-конспект лекционного (семинарского) занятия в вузе состоит из двух частей: организационной и содержательной.
Организационная часть включает в себя: тему, цель и задачи, план занятия, список литературы, методические материалы (карточки, фильм и т.п.). Содержательная часть представляет собой собственного излагаемый материал.