Сравнение основных направлений Болонской системы между Западом и Россией

Ранее были описаны важнейшие направления деятельности Болонской системы. Сравним несколько из них на примере России и Запада

Бакалавриат и магистратура на Западе и в России

Западный бакалавриат имеет не только количественные (четыре года обучения против пяти), но и качественные отличия от российского специалитета. Бакалавриат на Западе называют undergraduate (подготовительное образование) это лишь подготовка к магистратуре, дающей более глубокое специализированное образование. Бакалавриат дает не законченное профессиональное образование, а только первичное «общее высшее образование». Западные вузы на уровне бакалавриата не готовят врачей-терапевтов или учителей математики, как это делали советские и российские вузы, когда в них был специалитет.

Российская магистратура также отличается от западной по предназначению. На Западе магистратура дает выпускнику бакалавриата профессиональную специализацию.У нас студент получает специализированное профессиональное образование уже в бакалавриате. Магистратура вследствие этого превращается в своеобразное преддверие аспирантуры. Наша магистратура выпускает не высококвалифицированных специалистов для производства, бизнеса, государства, сферы здравоохранения и т. д., а ученых и вузовских преподавателей низшего звена. Российский выпускник магистратуры — это ассистент без степени, который чаще всего идет в аспирантуру и после защиты кандидатской диссертации становится полноправным преподавателем.

Итак, переноса западного двухуровневого образования на российскую почву не получилось. У нас сохранилась наша традиционная модель: специалитет — аспирантура. Только специалитет ужали до четырех лет, и теперь он называется бакалавриатом, а аспирантуру, наоборот, растянули на пять лет, и теперь она имеет два цикла: магистратуру (два года), которая завершается защитой «пробной» магистерской диссертации, и собственно аспирантуру (три года), которая завершается защитой «настоящей» кандидатской диссертации [12].

Академическая мобильность

Явной тенденцией современного мирового развития является стремление к интеграции во всех основных направлениях деятельности. В области образования интеграционные процессы прежде всего базируются на явлении «академической мобильности» – интенсивного обмена студентами, аспирантами, стажерами, преподавателями между образовательными учреждениями практически всех стран мира.

В частности, страны Европейского Сообщества 15 июня 1987 года приняли официальную программу такого обмена, получившую название «ERASMUS» (European Community Action Scheme for the Mobility of University Students). Статистические данные показывают, что в настоящее время в мире насчитывается более 1 млн. 300 тыс. иностранных студентов. Более 65% из них сосредоточено в 5 регионах: США, Франция, СНГ, ФРГ и Великобритания. Возрастающий процесс интеграции приводит к необходимости выработки соответствующих соглашений о взаимном признании документов об образовании и ученых степеней. Для России процесс «признания» документов об образовании является особенно актуальным и определяется, в первую очередь, двумя факторами: мощной миграцией квалифицированных кадров из России в страны «дальнего зарубежья» и в Россию – русскоязычного населения из государств, составляющих «ближнее зарубежье».

Фактически речь идет о том, что студенты вузов, входящих в Болонскую конвенцию, могут по собственному желанию переходить на время в другой вуз, учиться там с тем, чтобы по возвращении в исходный вуз полученные ими кредиты были бы им зачтены. При этом уровень учебы студента (за исключением случаев, когда он не сдал базовые дисциплины профессионального цикла), а также его поведение, не являются препятствиями для перехода его в другой вуз, и администрации вузов не могут ему в этом мешать. Более того, согласно Болонской конвенции «обучение в рамках программ академической мобильности осуществляется бесплатно (студент оплачивает лишь транспортные расходы, расходы на проживание, питание, медицинские услуги, а также занятия вне согласованной программы) [6].

Практика международного сотрудничества 90-х годов ХХ века показывает, что справедливой основы в признании эквивалентности учебных курсов и программ добиться чрезвычайно трудно.

В настоящее время во всех крупных вузах РФ реализуются программы академической мобильности как за счет бюджетных средств вуза, так и за счет внебюджетных поступлений (при этом имеется часть студентов, которые отправляются учиться за рубеж на собственные средства либо за счет стипендий и грантов принимающей стороны).Вместе с тем реализация академической мобильности в России имеет ряд особенностей, что позволяет говорить о том, что перед нами под именем академической мобильности западного типа скрывается модифицированный феномен образовательного раздатка, существовавший еще в советские времена. Дело в том, что согласно нашему Закону об образовании реализация академической мобильности в РФ не должна вступать в противоречие с правовыми норами РФ, включая подзаконные акты, принимаемые на уровне вузов.

От администрации университета, а не от самого студента, как на Западе, зависит, сможет ли он на длительный срок покинуть вуз (то же самое касается преподавателей, работа которых организована на основе годового плана: его срыв может привести к увольнению преподавателя). Кроме того, финансовые средства для обучения за рубежом распределяет также администрация вуза, а она, естественно, руководствуется при этом своими оценками претендента.

Фактически в России нет декларированной законами и подзаконными актами академической мобильности западного типа; она превращена в ресурс, которым распоряжается администрация вузов. И в этом аспекте Болонское соглашение действует у нас лишь номинально [12].

Признание дипломов

Образование, даже если оно предоставляется бесплатно, является наиболее массовой и весьма дорогостоящей услугой и, как всякая услуга, реализуется в условиях конкуренции с целью получения высокого дохода и/или рейтинга.

США, где высшее образование для населения является платным, зарабатывают на обучении иностранных граждан около 10 млрд. долларов в год. Франция – страна с практически бесплатным высшим образованием – считает для себя целесообразным обучать около 150 тысяч иностранных учащихся, что позволяет ей поддерживать репутацию одного из мировых лидеров в области образования, науки и культуры, а также осуществлять в своих интересах формирование элиты многих развивающихся стран.

Естественно, что дипломы передовых в экономическом отношении стран котируются в мире очень высоко, и они будут стремиться всячески укрепить этот престиж и сохранить за собой захваченный рынок интеллектуальных услуг. Аналогичным образом поступают и другие развитые страны. Нельзя рассчитывать, что усилия России добиться объективного признания своих дипломов за рубежом найдут повсеместно встречные движения. Очевидно, что процесс интеграции российской системы высшего профессионального образования в мировую будет затягиваться, т.к. здесь вероятны попытки добиться неадекватного для российских дипломов решения об их статусе за рубежом. Аналогичная ситуация будет складываться и при решении вопроса о статусе дипломов западных стран в России [2].

Система кредитов (зачетных единиц) на Западе и российские «академические часы»

Внедрение системы зачетных баллов или кредитов — еще одна цель, провозглашенная Болонской Декларацией. При этом в нормативных документах общепринятый в мировой практике термин «кредитная система» заменяется термином «система зачетных единиц». Эта замена нецелесообразна, поскольку дезориентирует академическую общественность, и без того иногда путающую понятия «кредитной» и «рейтинговой» систем. Российской высшей школе следует оставить термин «кредитная система», четко определив сущность кредитной системыкак системы количественной оценки содержания образовательной программы, а рейтинговой – как системы количественной оценки качества ее освоения.

Существующие модели кредитных систем могут быть отнесены к двум основным типам:

1. ориентированные главным образом на зачет кредитовс целью обеспечения академической мобильности, например ECTS (European Credit Transfer System – европейская система зачета кредитов), UCTS (UMAP Credit Transfer Scheme – система зачета кредитов университетов азиатскотихоокеанского региона);

2. ориентированные главным образом на накопление кредитов, например USCS (United States Credit System – кредитная система, используемая университетами США), CATS (Credit Accumulation and Transfer System – кредитная система в университетах Великобритании) [7].

В Европе используется European Credit Transfer System (ECTS) — Европейская система перевода и накопления кредитов. Ее главное предназначение — прозрачность и совместимость образовательных программ разных вузов и разных стран Европы. Ни в Евросоюзе в целом, ни в какой-либо из его стран в отдельности нет единого общенационального учебного плана или образовательного стандарта (каковой есть в России). Более того, там до 50 % предметов студенты выбирают в индивидуальном порядке. Но как быть в случае если, скажем, студент поучился один год в германском вузе, а затем выразил желание доучиться во французском? Он привез с собой документ, в котором указано, какие курсы он прослушал и сдал в другом вузе, но в данном вузе большинства из этих дисциплин просто нет.

В связи с этим образовательные программы всех вузов — участников Болонского соглашения разделены на элементарные части. За освоение каждой такой элементарной части студент получает одну зачетную единицу («кредит»). В сущности кредит — это объем трудоемкости обычного для Запада семестрового учебного курса, который читается один час в неделю (и включает в себя не только лекции и семинары, но и самостоятельную работу студентов)

Для получения определенной квалификационной степени нужно набрать определенное количество кредитов (около 240 для степени бакалавра и около 300 для степени магистра). В случае продолжения обучения в другом вузе — участнике Болонского соглашения кредиты, полученные ранее, зачитываются как полученные в данном вузе.

В России сложилась совершенно иная система учета труда студентов и преподавателей. Ее элементарная единица — академический час (формально это 45-минутное занятие, хотя в часах может исчисляться не только аудиторная нагрузка). Студент за все годы учебы обязан освоить определенное количество часов по определенному количеству дисциплин, указанных в учебном плане (прослушать лекции, посетить семинарские и лабораторные занятия, сдать зачеты и экзамены, пройти практику). В часах также исчисляется его труд по подготовке курсовых, дипломных работ, сдаче зачетов и экзаменов. Но часы по природе своей несопоставимы с кредитами. Кредит не привязан к содержанию курса, он представляет собой элементарный объем абстрактного свободного учебного труда студента, независимо от того, что студент изучал — физику или медицину. Академические часы — мера не абстрактного свободного учебного труда, а конкретного служебного учебного труда студента. Как уже говорилось, на Западе кредиты нужны потому, что у разных студентов и в разных вузах разные образовательные программы и возникает проблема их сопоставления. В СССР не было самой этой проблемы. Учебные планы одних и тех же специальностей во всех вузах СССР были унифицированы и утверждались государством. Но с переходом на Болонскую систему и возникновением у нас курсов по выбору подобная проблема возникла [12].

Итак, еще одно требование Болонского соглашения — введение в наших вузах системы кредитов. Требование это было выполнено формально, кредиты были механически приравнены к определенному количеству академических часов. Иначе быть не могло: единицы исчисления учебного труда в западных и в российских вузах (кредиты и часы) несоизмеримы в силу принципиального отличия процессов обучения на Западе и в России.

Балльно-рейтинговая система

В одном пакете с Болонскими нововведениями в российских вузах была введена и балльно-рейтинговая система (БРС)

На Западе нет отдельной БРС, ее функции выполняет уже рассмотренная нами кредитная система. Для того чтобы получить кредит, студент должен набрать определенное количество баллов. Система оценок достаточно дифференцированная:

A — «Превосходно». Оценка, которой нет аналога в российской системе оценок, констатирует выдающийся исключительный уровень владения материалом;
B — «Очень хорошо». Соответствует нашему «отлично», что означает выполнение всех требований, предусмотренных программой;
C — «Хорошо». Соответствует нашему «хорошо» и предполагает, что студент усвоил предмет на высоком уровне, но имеет незначительные пробелы в знаниях;
D — «Удовлетворительно». Выше, чем наше «удовлетворительно», но ниже чем «хорошо». Предполагает освоение данного предмета на неплохом уровне и пробелы в познаниях, не имеющие существенного характера;
E — «Посредственно». Соответствует нашей оценке «удовлетворительно» и предполагает наличие у студента общих представлений о прослушанном предмете;
Fx — «Условно неудовлетворительно». Наше «неудовлетворительно», которое предполагает, что студент не знает предмета, но может его изучить.
F — «Безусловно неудовлетворительно». Оценка, не имеющая аналогов в российской системе оценок, фактически это «неудовлетворительно» без права пересдачи означает, что студент лишен способностей, которые необходимы для овладения этим предметом [7].

Итак, БРС нацелена на то, чтобы заставить работать студента в течение семестра: посещать занятия, выступать на семинарах, писать рефераты и т. д. Наилучшие шансы на сдачу зачета и экзамена при этой системе имеет средний добросовестный студент, пусть даже он не блещет талантами. Напротив, талантливый студент, который не посещал занятия или не проявлял на них активность, но готовился самостоятельно, либо вовсе не имеет шансов быть допущенным к экзамену, либо получит на экзамене низший балл.

БРС ориентирует на работу в аудиториях, а не дома или в библиотеке. Но главные отличия в ином. Во-первых, на Западе низкая оценка не означает, что студент теперь не может продвигаться дальше по «образовательной вертикали», пока не исправит оценку. У нас это именно так. Неудовлетворительная оценка все равно по какому предмету — будь это обязательный курс или курс по выбору — означает, что студента скорее всего не переведут на следующий курс. Во-вторых, наша система в отличие от западной жестко регулирует учебную деятельность студента, требуя от него обязательного посещения занятий, участия в семинарах [12].

Как мы видим,внедрение Болонской системы было горячо принято правительством и подкреплено соответствующими документами. На деле Болонская система потерпела поражение. Желание создать единую образовательную систему, вынудило Россию отказаться от привычных методов преподавания в высшей школе. Обязательные предметы уступают в пользу курсов по выбору, заставляя распылятся студентов, академические часы сокращаются, в следствии чего качество образования заметно снизилось. Несоответствие подготовки бакалавров и магистров, а в частности в толковании степеней, ЕС и России часто вызывает множество трудностей при устройстве на работу за границей.

Заключение

История Болонского процесса насчитывает почти 20 лет. За это время было поставлено множество задач, выполнение которых привело бы к задуманному. Создание единой образовательной зоны существенно облегчила миграцию студентов и преподавателей на Западе, за счет внедрения общих принципов (теперь степень бакалавра присуждается за определённое количество кредитов, а не за конкретные знания в данной специальности). Европа легче приняла изменения в сфере образования по ряду причин. Основное предназначение западного вуза — классовая социализация. Высшее образование у нас и на Западе выполняет разные функции, в связи с тем, что на Западе существует общество иного типа.

В силу иного строя общества, образование России прогнулось под ударом Болонской системы. В первую очередь потому, что русский менталитет не предполагает самостоятельное обучение, как это предполагает Болонская система. Целый ряд проблем связан с тем, что образовательные стратегии Болонского процесса в России до сих пор четко не определены. Не разработана национальная стратегия в связи с присоединением к Болонскому процессу, не определена национальная идея интеграции России в единое европейское образовательное пространство. Не созданы условия для развития академической мобильности. Опасение вызывает сокращение срока обучения, которое отразится в первую очередь на выпускающих кафедрах, где работают высококвалифицированные преподавательские кадры – специалисты в конкретных отраслях профессиональных знаний. В магистратуре смогут обучаться, причем по узким направлениям, менее 10% лучших выпускников бакалавриата, что существенно повышает стоимость их индивидуальной подготовки. Конечно, наши университеты выдержали удар Болонской реформы, но в то же время они в определенной мере пострадали, и процесс их вырождения, начавшийся несколько десятилетий назад, ускорился.

Наши рекомендации