Изучение особенностей работы учителей, работающих с классом
Классный руководитель во взаимодействии с учителями-предметниками решает следующие задачи:
• изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми;
• изучение особенностей преподавательской деятельности учителя, его контактов, отношений с детьми;
• регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;
• определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению;
• педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.
В процессе изучения особенностей работы учителей, работающих с классом, классному руководителю необходимо учитывать типы педагогического отношения педагога к детям:
Устойчиво-положительный тип (характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях). Преобладает положительная оценка ребенка, искренность, такт. Такой педагог действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой, пантомимой, он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен.
Пассивно-положительный тип (проявляется в нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности во взаимодействии с детьми). Такой педагог нередко проявляет сухой, официальный тон в обращении с воспитанниками.
Неустойчивый тип (характеризуется ситуативностью поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности). Такие педагоги нередко попадают под власть своих настроений и переживаний, их оценка ребенка и манера поведения в значительной степени зависят от сложившейся ситуации.
Открыто-отрицательный тип (характеризуется негативным отношением к детям, педагогической работе). Всем своим поведением педагог как бы подчеркивает, насколько он выше детей, создает атмосферу постоянной напряженности, сосредотачивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения. Между детьми и педагогом такого типа может возникнуть психологический барьер, когда дети вообще перестают воспринимать требования.
Пассивно-отрицательный тип (характеризуется скрытой отрицательной направленностью педагога к детям, к педагогической деятельности). Педагог умеет создать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен.
Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с коллективом класса и отдельными обучающимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.
Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий педагогов, работающих с обучающимися конкретного класса.
Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить или скоординировать свои усилия с действиями коллег. Центром этой координации и организации учебно-воспитательного процесса является классный руководитель.
Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют: взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса; взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;заинтересованность в успешной работе класса и каждого обучающегося;совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместные усилия, совместная работа по реализации намеченных задач; совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов; совместное определение перспектив в работе классным коллективом, отдельными обучающимися.
В качестве актуальных направлений совместной деятельности классного руководителя и учителей выступают:
– изучение учебной мотивации обучающихся, поиск путей ее повышения;
– изучение учебных интересов обучающихся и их учет педагогами в учебной деятельности;
– выявление степени развития учебных умений обучающихся в учебной деятельности и др.
Повышению учебной мотивации в целом способствуют:
– включенность обучающихся в совместную учебную деятельность в классе;
– построение отношений «учитель – обучающийся» не по типу вторжения, а на основе совета;
– занимательность, необычное изложение учебного материала;
– использование познавательных игр;
– анализ жизненных ситуаций;
– развитие самостоятельности и самоконтроля обучающегося.
Эффективность любого из обозначенных направлений повышается при условии конструктивного взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками.
Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса:
– обновление содержания и укрепление межпредметных связей,
– совершенствование методов обучения,
– разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения,
– модернизация структуры урока,
– расширение форм самостоятельной работы на уроке,
– активизация учебной деятельности школьников на уроке,
– особая система работы по воспитанию приемов самообразования (на уроке, на собраниях обучающихся, на часе классного руководителя).
Как отмечает В.Г. Домрачев, огромные возможности для развития процесса образования предоставляют современные информационные технологии. Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятии преподаватель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме. Информационные технологии можно использовать как для очного, так и для дистанционного обучения; в условиях как городской, так и сельской школы. Они дают возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможности выхода в единое мировое информационное пространство. Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к школе.
Очевидно, что в ситуации налаженного контакта классного руководителя с учителем информатики педагогический потенциал информационных технологий становятся более выраженными.
Итак, выше рассмотрены лишь отдельные вопросы, решение которых напрямую зависит от согласованности в педагогическом взаимодействии классного руководителя и учителей.