Логика (алгоритм) научного исследования
I.Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования.
I 2. Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения са
мой работы.
3. Составление списка литературы по проблеме исследования. | 4. Определение общей методики и методов исследования, базы исследования. "5. Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий (понятия, на которых строится исследование).
6. Изучение опыта решения данной проблемы на практике.
7. Сбор констатирующего материала.
8. Анализ и обобщение полученных результатов и построение на их основе гипо-
| тезы-предположения о возможном способе разрешения возникнувшей пробле
мы.
9. Разработка методики проверки гипотезы.
10. Проведение опытно-экспериментальной работы (пилотный (пробный) и
преобразующий (формирующий) эксперименты, опытная работа).
II. Проведение контрольных срезов.
12. Анализ и обобщение полученных результатов, формулировка теоретического обоснования проведенного исследования.
13. Выработка практических рекомендаций.
14. Оформление и литературная редакция текста.
Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования— способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Методика педагогического исследования— упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.
Принципы отбора методов исследования
•> Использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов, длительных наблюдений.
•* Соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых.
•> Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно-воспитательному процессу.
Методологическим обоснованием методов педагогического исследования в отечественной науке являются подходы
Изучение и обобщение педагогического опыта
Объекты изучения
• массовый опыт — для выявления ведущих тенденций;
• отрицательный опыт — для выявления характерных недостатков и ошибок;
• передовой опыт — для выявления и обобщения инновационного поиска учителей.
Мастерство— умелое, рациональное и комплексное использование педагогом рекомендаций науки. Изучение, как это делает учитель — мастер вносит ясное понимание о путях разработки технологии внедрения науки в практику.
Новаторство— педагогический опыт, содержащий инновационные подходы в организации педагогической деятельности.
Критерии передового опыта
> новизна;
> результативность и эффективность;
> соответствие требованиям педагогики, методик и психологии;
> стабильность и повторяемость результатов в течение длительного периода времени использования этого опыта;
> воспроизводимостъ опыта;
> оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе.
Алгоритм изучения и обобщения педагогического опыта