Картотека дидактических игр
1. «Найди такой же и принеси».
Воспитатель разбрасывает на ковре один комплект шариков, другой - оставляет у себя. К воспитателю подходит несколько детей, каждому он дает шарик определенного цвета, затем говорит: "Найди такой же и принеси".
Если дети не понимают задания и просто приносят второй шар, то воспитатель называет цвет шара. "Я тебе дала красный шар, а ты принес мне синий шар. Поищи и принеси такой же, красный шар". Если ребенок приносит правильно, то воспитатель его хвалит. Игра повторяется несколько раз.
2. «Кто найдет такую же?»
Воспитатель расставляет на каждом столике 5 - 6 картинок. Показывая картинку из своего комплекта, он спрашивает, кто нарисован на ней, предлагает рассмотреть картинки, лежащие перед детьми на столе, и найти такую же. Дети отыскивают соответствующие картинки. Воспитатель хвалит их.
3. «Кто что делает?»
Воспитатель показывает картинки с изображением трудовых действий людей и спрашивает: что делает мама, мальчик, дядя, дворник, садовник и т. д.
Если дети не могут ответить, действия людей называет сам педагог, расширяя и уточняя представления детей.
4. «Кто или что это?»
Воспитатель, собрав несколько детей и удобно разместив их так, Чтобы они не мешали друг другу, говорит: "Дети, я вам буду показывать картинки, а вы скажете, что на них нарисовано или кто нарисован".
Воспитатель показывает одну карточку за другой, на которых изображены животные, овощи и т. д., и дети говорят, что видят на ней. Ребенок, правильно назвавший изображение, берет картинку себе.
5. «Что больше?»
Расставив на столе бочонки по убывающей или возрастающей величине, педагог учит их сравнивать и отмечать убывающую или возрастающую величину: "Большой бочонок, поменьше, еще меньше, маленький» и т. д.
6. «Узнай свою маму».
На стол выкладываются фотографии мам. Дети выбирают фотографию своей мамы.
- Дети, посмотрите на фотографию и расскажите всё о своей маме. Как её зовут? Где она работает, что делает на работе? Дети поочерёдно рассказывают о профессии мамы:
- Мою маму зовут Юлия Викторовна. Она работает врачом. Моя мама лечит людей, чтобы они всегда были здоровыми.
- Мою маму зовут Татьяна Петровна. Она работает на почте. Моя мама разносит людям газеты и шьёт одежду.
- А чем они любят ещё заниматься?
7. «Чем любит заниматься моя мама?»
Перед каждым ребёнком лежит набор карточек с изображением разных предметов ( кастрюля, цветы, удочка, книга, мороженое, вязанье, шахматы, футбольный мяч и т.д.). Дети должны выбрать нужную карточку.
- Андрюша, почему ты выбрал цветок? Чем любит заниматься твоя мама? (моя мама любит поливать и ухаживать за цветам)
- А чем любит заниматься мама Светочки? ( моя мама любит читать книги) и т.д.
- Теперь я знаю, чем любят заниматься ваши мамы.
- Как вы думаете, а ваши мамы любят вас?
- Как вы догадались? (ответы детей обсуждаются: они нас обнимают, целуют, читают нам книжки и т.д.)
- А вы любите своих мам? (ответы детей обсуждаются)
- Ваши мамы очень много трудятся, они вас любят, и вы их очень любите. Но вот ваши мамы пришли после работы домой. Они очень устали, а им надо приготовить обед, постирать бельё, помыть посуду.
- Ваши мамы всё это делают сами, или им кто – то помогает?
( ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что надо мам жалеть, заботиться о них и помогать им)
8. «Поможем нашим мамам»
Дети выбирают самостоятельно предметы и проводят с ними действия:
- Я буду маме помогать гладить рубашку.
- Я буду маме помогать стирать бельё.
- Я буду маме помогать готовить обед.
- Я буду маме помогать – гулять с младшим братиком. И т.д.
- Ребята, у нас сегодня очень красиво и всё это мы приготовили для кого? (наших мам)
- А кто такие бабушки? ( ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что бабушка – это мамина мама и папина мама)
- Но если бабушка - мамина или папина мама, значит этот праздник и наших…(бабушек).
- Вы совершенно правы, сегодня праздник всех мам, бабушек, всех женщин.
- Но если это праздник, значит должны быть что? (подарки)
- Что же мы приготовим для наших милых мам и бабушек?
(ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что надо приготовить цветы, потому что цветы любят все мамы и бабушки)
Встану утром рано
Поцелую маму.
Подарю цветов букет,
Лучше милой мамы нет!
9. «Парные разрезные картинки»
Детям предлагаются карточки с половинкой изображения – необходимо найти вторую половинку и сложить обе карточки в целую картинку.
10. «Найди отличия»
Детям предлагаются картинки или похожие игрушки (например, матрешки), необходимо найти 3-5 отличий.
Картотека загадок
1. Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок);
2. Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь);
3. Сто одежек и все без застежек (лук);
4. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы);
5. Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз? (мороз);
6. На деревья, на кусты с неба падают цветы.
Белые, пушистые, только не душистые. (Снег);
7. Крашенное коромысло через реку повисло. (Радуга);
8. Каждый вечер, так легко, она даёт нам молоко.
Говорит она два слова, как зовут её - (корова);
9. Ночью он совсем не спит, дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт, ну конечно это - (кот);
10. Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь, как зовут его - (медведь);
11. Над цветком она жужжит, к улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала, как зовут её - (пчела).
12. Верёвка по земле ползёт, вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я, потому что Я - (змея).
13. Всё время по лесу он рыщет, он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк, кто скажите это - (волк).
14. Любит красную морковку, грызёт капусту очень ловко,
Скачет он, то тут, то там, по лесам и по полям,
Серый, белый и косой, кто скажите он такой - (заяц).
15. Как по морю-океану, Рыба-рыбища плывёт,
И к огромному фонтану подплывать нам не даёт!
От него волна бежит, ну конечно это - (кит).
План-проспект прогулки с детьми