Вопрос № 4. Психологическая характеристика категории общения
Чтобы приобщиться к миру, жить сообща с др. людьми необходимо общение. Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленных необходимостью совместной активности.
Сущ-ют словесные (вербальные) и несловесные средства общения. Язык— это система словесных знаков, замещающих реальные объекты. Виды речевой деят-сти: 1-внутренняя (проговаривание про себя); 2-внешняя: а)письменная (условия общения опосредованы текстом) , б) устная (слышимая речь) -монологическая (продолж-ся долго, не перебивается репликами других), -диалогическая (поддерживается взаимными репликами собеседников).
Межличностная коммуникация - это процесс обмена информации, который приведет к изменению и развитию последствий, создаваемых при общении.
Обратная связь – инф-ция о том как рецепиепт воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение его слова. Основная ф-ция обратной связи - развитие отношений на основе взаимопонимания. Выделяют 3 варианта общения с точки зрения обратной связи: 1.культурный - социально одобряемый. 2.открытая обратная связь, но неумелая, обратная связь не достигает взаимопонимания. 3.обратная связь открытая, своевременная. Продумывается ее содержаниее и форма.
Невербальные средства общения - это интонация, взгляд, поза, жесты, расстояние. Они передают отношения к собеседнику, к содержанию общения и к самому себе.
Стили педагогического общения:1.Авторитарный: все одинаковы, равны, стандартный подход; избегает эмоциональной близости, держит дистанцию, официален в общении, отношение к ученикам часто определяет позиции; способом стимулирования может быть угроза, наказание; предъявления требований в директивной форме команды, приказа; личный контроль за выполнением требований; не заботиться о сплоченности группы. 2.Демократический: учитывает индивидуальные особенности личности, ее возможности, склонности. 3.Либеральный: пускается дело на самотек, малая забота об организации коллектива, его делах, незначительное руководство, создается впечатление, будто каждый делает, что желает, ни считаясь не с общей задачей, ни с тем, что делают др.
Стороны общ-я | ф-ции | мотивы | средства |
коммуникативная | обмен информацией | познавательные | речевые (вербальные) |
интегративная | общение как выработка единой стратегии взаимодействия | деловые | речь и практически действенные средства |
перцептивная | общение как взаимопознание и взаимопоним-е людей | личностные | феномены общения (ореола, новизны) |
Механизмы и феномены восприятия чел-ка человеком. Идентификация - способность поставить себя на место другого чел-ка и посмотреть на ситуацию его глазами, посмотреть какой смысл она для него имеет. Эмпатия - это в чувствование другого человека, понимание эмоционального состояния другого чел-ка в форме сочувствия или сопереживания. Рефлексия - это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Каузальная атрибуция – приписывание причин поведения другому чел-ку. Эффект ореола: информация, получаемая о каком-то чел-ке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее, этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера. Стереотипизация - это способ создать и сохранить образ другого человека, используя устойчивые представлениям, стереотипы шаблоны о людях, объединенные в группы по какому-то признаку.
Виды психологич-го влияния: убеждение, внушение, подражание (сознательное или неосознанное копирование образца), манипуляция.
Типы повед-я людей по отнош-ю др. к другу:
1 – сотрудничество (помощь, содействие, достижение общих целей);
2 – противоборство (противодействие, люди мешают др. другу, препятствуют достижению индивид-х целей);
3 – избегание (сознательное уклонение от общения);
4 – компромисс (оба партнера проявляют эл-ты сотруднич-ва и противоборства);
5 – уступчивость (ориентация на мнение других).
Формы проявл-я завис-стичел-ка от мнения других:
1 – конформность (зависимость чел-ка от мнения группы);
2 – нонкоформность (чел-к говорит обратное мнению всей группы)