Ведомство учреждений императрицы Марии
Императрица Мария, жена Павла 1 активно занималась судьбой детей-сирот, вдов, слепых и глухих. Она была назначена «начальствовать над воспитательными обществом», а позже и над воспитательными домами. За воспитанием и содержанием детей был установлен надзор инспекторов, отбирала которых сама императрица. А в Манифесте Александра 1 (1802 г.) об учреждении министерств было предусмотрено предоставление особому попечению императрицы Марии Федоровне всех женских учебных заведений. После ее смерти в 1854 г. было создано Ведомство учреждений императрицы Марии, которое занималось сиротскими приютами, институтами благородных девиц, женскими училищами т гимназиями, школами для глухонемых и слепых.
В состав Ведомства вошли Московский и Петербургский воспитательные дома, а также подобные дома в других городах. Юноши в воспитательных домах находились до 21 года, девушки – до 19 лет. Тех, кто освоил грамоту, переводили в ремесленные классы, где мальчиков учили портновскому, сапожному, переплетному делу, девушек – домоводству, рукоделию, ткацкому мастерству.
В связи с высокой смертностью в Воспитательных домах с 1811 года сирот чаще стали передавать в семьи, а в 1828 году вышел закон о запрещении открытия воспитательных домов в губерниях. Однако надзор за содержанием детей в семьях со стороны воспитательных домов сохранился. Юноши в 17 лет приписывались к сельскому сословию, девушки получали «вольноувольнительное свидетельство».
Некоторые приюты принадлежали духовному и военному ведомствам и Министерству внутренних дел. Многие приюты содержались за счет самоокупаемости и самообеспечения.
Сиротские институты
В 1834 году был создан Московский Александровский сиротский институт для детей обоего пола. В 1844 году воспитанники Московского воспитательного дома и Александровского сиротского института были выведены в созданный кадетский корпус, а Московский сиротский институт становится женским.
В 1937 году Гатчинский воспитательный дом преобразован в сиротский институт для обер-офицерский сирот (мальчиков), в котором одно время готовили домашних учителей. Класс для подготовки учителей был открыт в 1944 г. но через десять лет класс был ликвидирован, и в институте начали готовить канцелярских служащих и правоведов.
Работа Гатчинского сиротского института связана с именем Егора Осиповича Гугеля (1804-1841 гг.) – автора ряда учебных книг: «Чтения для умственного развития малолетних детей и обогащения их познаниями», «Руководства к умственным упражнениям при преподавании отечественного языка в 3-х курсах» и др., издателем «Педагогического журнала» (1833-1834). С 1830 г. он работал инспектором Гатчинского сиротского дома. В 1832 г. вместе с П.С. Гурьевым на свои средства они при Воспитательном институте открыли школу для малолетних. Это был специальный эксперимент организации дошкольного обучения и воспитания с целью его усовершенствования.
В Гатчинский сиротский институт поступали дети в возрасте от 4-5 до 12 лет. Они жили в небольших пансионах, которые содержали в своих частных домах женщины-благотворительницы. Отсюда дети шли в школу, где проводили время в играх и учебе. В 10 лет ребята поступали в институт, целью которого было готовить из детей-сирот будущих наставников.
Гугель был знаком с опытом приюта швейцарского педагога Г. Песталоцци и считал, что не все его методы воспитания следует перенимать слепо. В отечественном образовании он дает новое направление в начальном обучении, изменив методы преподавания отечественного языка и арифметики. Гугель выступил против популярного в то время метода взаимного обучения.
Детские приюты
Тысячелетняя история призрения детей-сирот России осуществлялась по двум направлениям: государственно-общественной и частно-церковной. До XIX в. преобладали государственные учреждения, но в начале XIX в. стали усиливаться патронат и воспитание детей-сирот в городских и крестьянских семьях. В это время создаются приюты, которые содержали частные лица, попечительские советы или различные благотворительные общества.
В 1837 г. в Петербурге по инициативе фабриканта-горнозаводчика А. Демидова был открыт первый детский приют, в котором находились дети в то время, когда их матери уходили на работу. С детьми занимались только днем. Вскоре в городе открылись еще четыре подобных заведения. В приютах дети питались, их одевали, следили за здоровьем, обучали чтению и письму, счету, различным трудовым навыкам. В приютах открывали ремесленные классы, создавали хоровые кружки. В 40-х гг. подобные приюты создаются при промышленных предприятиях. Так, в 1841 г. подобных приютов в Питере было 6, в Москве — 7.
В 1838 г. создается Комитет гласного попечительства. В Москве и Петербурге приютами руководили Советы, а в губернских и уездных городах — попечительства.
В 1846 г. в приютах были только приходящие дети, но позднее стали создаваться «сиротские отделения», где постоянно жили дети, не имеющие родителей.
К концу XIX в. приюты стали смешанными, где находились приходящие и постоянно живущие дети.
В 1894 г. в Петербурге Фребелевское общество открывает пер вый бесплатный народный детский сад для детей из бедных семей; на средства фабрикантов создаются фабричные детские сады для детей рабочих.
В России была целая сеть приютов, которые содержались за счет частных лиц и общественных организаций. Известным был приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского в Петербурге, открытый в 1846 г. В приюте было два отделения: мужское и женское. Воспитанники получали образование начальной школы и обучались какому-либо ремеслу, выпускники направлялись в реальные училища. В приюте были музыкальная и рисовальная школы, струнный и духовой оркестры, переплетная, слесарно механическая и часовая мастерские.
В женском отделении приюта были гимназия и педагогический класс, девочки учились играть на рояле, белошвейному мастерству, росписи по ткани и фарфору, изготовлению искусственных цветов. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже приют был отмечен двумя серебряными медалями.
В 1847 г. в Петрозаводске был открыт приют для девочек, paссчитанный на 100 человек. Девочки в нем содержались до 12 лет, и исключительных случаях — до 16. Обучение велось по программе начальных училищ, в основу воспитания было положено привитие навыков самообслуживания, работы в саду и огороде. Часть урожая продавалась. Выпускницы устраивались на работу помощницами модисток, лучшие оставались помощницами смотрительниц.
В Москве на пожертвования Бахрушиных был устроен приют в Сокольниках. При нем существовала школа и мастерские для занятий ремеслами. Для детей бедных вдов Бахрушины открыли начальную школу и отдельно ремесленную школу.
К концу XIX в. число приютов в России значительно выросло. Так, только «Московское общество попечения о бедных и больных детях» к 1899 г. открыло 89 учреждений для 849 детей-сирот и полусирот в возрасте от 3 до 10 лет.
В начале XX в. в России было 148 приютов. Из них 11 яслей-приютов, 10 ремесленных приютов и рукодельных школ, школы поварского дела и одна школа для подготовки смотрительниц. После закона 1828 г. большинство воспитательных домов, приютов, детских яслей создавалось за счет благотворительности. К 1917 г. на территории РСФСР располагалось 538 детских приютов, где воспитывались 29650 детей.