Особенности и диалектика процесса воспитания
Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.
Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. Если в процессе обучения действовали учитель и ученик, то в воспитательном процессе его участники - воспитатель и воспитанник. Центральной категорией воспитательного процесса выступает понятие «воспитание». В чем же сущность спрятанного за этим термином явления? Рассмотрим лексическое значение слова «воспитание». Термин «воспитание» происходит от сочетания приставки «вос», означающей «восхождение», и слова «питание», т.е. снабжение организма ребенка пищей. Это вскармливание не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном бесхитростном значении слова, процесс воспитания свойственен и животному: млекопитающие «питают» своим молоком; детеныш кенгуру «воспитывается» матерью; жеребенок встав на ножки после рождения тянет свою мордочку под брюхо матери - «воспитывается», вскармливается. Первоначально в русском языке это слово полностью соответствовало своему первоначальному значению. Дети быстро взрослели, «воспитание» уже не требовалось.
Однако следует заметить, что иногда данный термин не ограничивался своим лексическим значением. Даже у животных мы наблюдаем как на ряду с вскармливанием мать (а иногда и отец) осуществляет научение малыша – птица-гага сажает на крылья своего птенца и осторожно спускает на воду, страхуя первый заплыв; медведица, совсем как человеческая мама, шлепает медвежонка, если тот провинился; белоголовый орел бросает для подрастающих орлят в воздух добычу, приучая детей к охоте. Вскормленный детеныш животного довольно скоро уходит от матери, иногда она сама его прогоняет. Детеныш человеческий еще долго будет находиться при родителях -«пища» социальная, духовная, столь необходимая для личностного развития и вхождения в общество, займет основное место в процессе воспитания человеческого детеныша.
Термин «воспитание» переосмыслился (как и термин «педагог»). Это снабжение организма ребенка как материальной, так и духовной пищей, забота о его росте и развитии. В начале о ребенке заботятся преимущественно мать, далее осуществляется воспитание в процессе взаимодействия семьи, школы и окружающей среды.
Рассмотрим воспитание в 2-х аспектах: в широком - социальном, и узком -педагогическом смысле.
В социальном значении - это процесс влияния на учащихся тех общественных отношений, которые они изучают и наблюдают в окружающей их действительности, в которые они вступают дома, на улице, в школе, в игре и других ситуациях. Социальная среда действует на учащихся как стихийно, так и целенаправленно. Диалектическую взаимосвязь окружающей среды и воспитания хорошо показал А.С. Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.» (Соч. Т.4, с. 20).
В социальном смысле: воспитание (широкий) – передача накопленного культурного опыта, культурного наследия старшего поколения младшему.
Воспитание (узкий) – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Воспитание в узком педагогическом смысле чаще употребляется как процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.
Воспитание (широкий пед. смысл) – специально-организованное целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемых в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающий весь учебно-воспитательный процесс (Подласый).
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействия воспитателей и воспитуемых в процессе реализации общих целей.
В педагогической литературе встречаются разные трактовкипроцесса воспитания. Одни утверждают, что это не что иное, как перенос общечеловеческих ценностей в сознание и поведение учащихся. Другие - как процесс «социализации личности». В педагогической энциклопедии оно определяется как «процесс целенаправленного формирования личности».
В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка согласно которой процесс воспитания -- это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. А как же активная роль учеников? Они пассивный объект педагогического руководства? В современном гуманистическом понимании процесс воспитания это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
С точки зрения современной педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф). В этом определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, ученика, отражается личностно-деятельный подход к воспитанию. Следует избегать воспитания как одностороннего действия на личность. Воспитание, как социальное явление, по своему содержанию и технологии воздействия на личность должно соответствовать требованиям общества. Следовательно, если в экономике республики развиваются рыночные отношения, то и воспитание должно готовить подрастающее поколение к трудовой и общественной деятельности в этих условиях. Если общество строит правовое демократическое государство, значит школа обязана воспитывать детей в духе гражданственности и правопорядка, уважения к законам и нормам поведения, учить их жить в самоуправляющемся обществе, уметь защищать свои права и выполнять свои обязанности перед государством.
Таким образом, школа призвана выполнять социальный заказ общества готовить подрастающее поколение как носителей социальных и культурных ценностей. Воспитание как педагогическое явление включает в свое содержание три существенных признака:
1. Целенаправленность, наличие какого-то образца, как социально-культурного ориентира;
2. Соответствие хода процесса социально-культурным ценностям;
3. Присутствие определенной системы организуемых явлений.
Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достижением внутреннего (субъективного), переводиться в область сознания человека с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности.
Особенности и диалектика процесса воспитания
Обучение и воспитание– два взаимосвязанных процесса, которые имеют различные задачи. Условно разница состоит в том, что процесс обучения ориентирован на освоение учениками основ различных наук, а воспитаниесвязано с формированием его личностных качеств. Процесс воспитания имеет ряд существенных особенностей, которые отражают его специфику и сложность.
1. Целенаправленность(цель воспитания должна так реализовываться, чтобы она была близка и понятна воспитаннику).
2. Многофакторность процесса. В процессе воспитания участвуют семья, школа, общество, отдельные воспитатели, внешкольные отдельные учебные заведения. Однако в деятельности всех воспитателей нет согласованности и единства.
3. Личность воспитателя – важный фактор, влияющий на процесс воспитания (от его умений, мастерства, ценностных ориентаций, зависит продуктивность воспитательного процесса).
4. Это процесс динамичный, так как длится всю жизнь, изменчивый.
5. Подвижность. Воспитуемый подвергается целенаправленным и стихийным воздействиям.
6. Длительностьпроцесса. Ребенок в течение всей жизни накапливает опыт поведения, знания, суждения, убеждения. Результаты этого процесса не ощущаются, как в процессе обучении, они малозаметны
7. Непрерывность воспитания. Процесс школьного воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников (на уроке, после урока, в походе, разных формах работы). Непрерывность предполагает создание системы воспитания, а не сводится к воспитанию от случая к случаю. Никакие одноразовые, даже яркие мероприятия не заменят тщательной, кропотливой, систематической воспитательной работы.
8. Ступенчатость. На начальном этапе ребенок воспитывается в семье, затем в школе формируются этические понятия, усваиваются нравственные знания, вырабатываются суждения, которые затем формируются в убеждения школьника и представляют основу его поведения.
9. Особенность концентризма отражается в содержании воспитательной работы. Приобретение знания общечеловеческих норм морали, развитие социально значимых качеств личности происходит в ребенке в течение всей школьной жизни, но на каждом возрастном этапе содержание работы учителя расширяется и включает в себя более широкий круг знаний.
10. Двусторонность (сотрудничество воспитателя и воспитанника)и вариативность (неоднозначность) процесса воспитания.
11. Неопределенностьрезультатов воспитания. В одних и тех же условиях воспитания получаем разные результаты, так как на них оказывают влияние субъективные факторы, индивидуальные различия учащихся, социальный опыт и уровень подготовки учеников, отношение учащихся к воспитателю, умение учителя управлять процессом воспитания.
12. Комплексностьпроцесса воспитания. Предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса. Все должно быть подчинено идее целостного воспитания и развития личности. Эта особенность процесса воспитания наиболее ярко проявляется при планировании воспитательной работы с классным коллективом.
13. Противоречивость (противоречия рассматривают как движущую силу воспитания).
Основные противоречия:
- между новыми условиями общественной жизни и устаревшими формами и методами подготовки к ней;
- неограниченными возможностями развития человеческой природы и ограничивающими, программирующими это развитие условиями социальной жизни;
- активной, деятельностной природой человека, его стремлением к участию общественной жизни и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального участия в жизненном процессе и др.
Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Непрерывность процесса воспитания проявляется в его постоянном развитии в соответствии с требованиями общества. В последнее время появились современные воспитательные системы (В.А. Караковского, А.Захаренко, Л.В. Тарасова, Ю.Завельского и др.),авторские школы (А.Тубельского, Н.Гузика, Д.Лебедева, М.Щетинина и др.),новые технологии воспитания (И.П. Иванов, Н. Щуркова и др.),современные подходы к воспитанию (личностно-ориентированный подход, индивидуально-личностный подход), новые концепции воспитания (Е.В. Бондаревская, З.А.Малькова,Н.М. Таланчук, В.П.Битинас и др.),разработаны целевые комплексные программы воспитания («здоровье», «учение», «образ жизни» и др.), внедряются в практику новые методы воспитания (ситуация как метод воспитания, недописанный тезис и др.).
Процесс воспитания динамичен, так как изменяется в зависимости от условий, региона, возрастных особенностей детей, различных жизненных ситуаций, в которых находится ребенок. Средства воспитания тоже меняются в зависимости от того, к какому ребенку их применяют.
Подвижностьпроцесса воспитания характеризует семейное воспитание, целенаправленное воспитание в школе, воспитание во внешкольных учреждениях. Здесь учитываются интересы детей, их возможности, личный опыт и социальное окружение. Подвижность процесса воспитания позволяет учителю осуществить маневренность в воспитании, как бы избрать в нужный момент такой путь, который обеспечит больший эффект в силу своей специфичности.
Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях. В процессе воспитания есть конфликты, проблема перевоспитания детей говорит о том, что этот процесс не идет гладко. Воспитание - это развитие личности, а развитие - диалектический процесс, в котором есть противоречия. Противоречия квалифицируются на внутренние и внешние.
Внутренние противоречия - это источник развития. Они являются движущей силой развития самого процесса воспитания и служат основой для управления процессом воспитания.
Одним из основных противоречий является противоречие между возникающими потребностями в знаниях и возможностями их удовлетворения. Основным содержанием такого противоречия являются противоречия знаний, развивает потребность в приобретении новых знаний, изменении формы поведения, усваивании норм и правил и др. Воспитание предназначено для того, чтобы правильно сориентировать личность в ее развитии. Это возможно лишь при условии выявления потребности личности, ее запросов, устремлений, жизненных целей, личностных планов и ценностных ориентаций. Только в таком случае учитель будет помогать, а не препятствовать развитию личности ребенка.
Другим примером внутреннего противоречия является противоречие между возрастающими социально значимыми задачами, которые надо решить воспитаннику, и возможностями, которые ограничивают его поступки и действия в решении этих задач. Например, стремительные темпы развития общества требуют от школьника расширения его кругозора, использования досугового времени для применения знаний и развития способностей, развития творчества. Однако низкий доход большинства семей ограничивает возможности школьника в пользовании дополнительными учебными услугами, так как в большинстве своем они платные.
Третий вид противоречия – противоречие между внешним влиянием и внутренним стремлением воспитанников (Подласый И.П. определяет как внешнее противоречие). Если не учитывать данное противоречие, то порождается формализм в работе воспитателя. Часто воспитатель понимает процесс воспитания как целенаправленный процесс и осуществляет его без учета желаний, интересов, запросов детей. Поэтому формализм в работе учителя заканчивается там, где он сочетает свои целенаправленные действия с устремлениями школьника.
Внешние противоречия сильно сказываются на результатах процесса воспитания. Они способны создать благоприятные или неблагоприятные условия для протекания самого процесса воспитания. Примерами таких случаев служат:
o организованное, целенаправленное воспитание в школе и стихийное воспитание окруж. среды,
o противоречия между школой и обществом (социальный портрет современной молодежи, который складывается под влиянием тех условий, в которых дети живут),
o противоречия в содержании информации (политическая жизнь страны, историческое прошлое нашего государства, идеалы в обществе),
o противоречия между школой и семьей,
o противоречия между словом и делом в процессе воспитания,
o противоречие, отражающее преобладание словесных методов воспитания над практическими,
o несоответствие между требованием общества к подготовке личности и реальным уровнем подготовки школьников (это требование просто игнорируется в процессе воспитания).
4.Структура воспитательного процесса и его этапы.
Структура (от лат. строение) – это расположение элементов в системе.
Структуру воспитательного процесса рассматривают с 2 позиций: субъектного состава и процессуального. Субъектами вос. процесса являются воспитанники и воспитатели, состав которых разнообразен: воспитанники (от дошкольников до пожилых и старых людей), воспитатели (от родителей, педагогов профессионалов до средств массовой информации, обычаев, религии, языка, природы). Основными процессуальными компонентами воспитательного процесса являются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.
Целевой компонентпредполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно, с одной стороны, на основе более полного учета интересов ребенка, с другой - с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям.
Содержательный компонентвключает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно. Содержание воспитания отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентированно на развитие личности, предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом.
Операционно-деятельностный компонентопределяет комплекс педагогических средств, реализуемых педагогом, по сути представляет определенную работу по решению воспитательных задач на основе поставленных целей.
Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т.д. Воспитательный процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые, не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, методы и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности, которые полностью присущи и воспитательному процессу.
Аналитико-результативный компонентпредполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, которая характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Воспитанность учащихся - это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом. О воспитанности можно судить как по внешним признакам (поведение ребенка), так и по косвенным признакам (самооценка, тестирование и т.п.) Аналитико-результативный компонент предполагает определение особо важных причин недостатков и успехов в работе педагогов, что позволяет затем более удачно проектировать новые этапы самосовершенствования воспитательного процесса.Однако результат воспитания всегда отсрочен.
Этапы процесса воспитания (этапы условны) или последовательность педагогических действий.
1) формирование когнитивного уровня воспитанности (т.е. уровень знаний, ознакомление с общими нормами и требованиями);
2) знания должны перейти во взгляды и убеждения;
3) формирование эмоционального уровня воспитанности (формирование эмоциональных отношений);
4) формирование поведенческого уровня воспитанности (формирование общей направленности личности, т.е. в какой степени отношения реализуются личностью в конкретных поступках)
Формирование сознания
Формирование убеждений
Формирование чувств