Скрининг восприятия речи при тугоухости
Лукина Н. А., Никкинен И. И.
Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).—СПб.: «Паритет», 2003.—112 с—(Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
ISBN 5-93437-157-6
Методическое пособие содержит сведения по развитию слухового восприятия, внимания и памяти у детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет). Материал представлен в виде подборки игровых заданий с описанием цели, хода и реквизита игры. Дидактические игры составлены с учетом лексических тем. При разработке и планировании игр авторы ориентировались на этапы слухоречевого развития ребенка.
Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям.
УДК 373
ISBN 5-93437-157-6
© Н. А. Лукина, И. И. Никкинен, 2003
© К. О. Почтенная, оформление обложки, 2003
© Редакционная подготовка. Издательство «Паритет», 2003
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое пособие адресовано учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, имеющим детей с речевым развитием, соответствующим возрасту, а также детей с особенностями в речевом развитии.
Материал предлагаемой книги направлен на формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста слухового восприятия, внимания и памяти. В книге представлены игровые задания с описанием цели, хода, реквизита игры. При разработке и планировании игр авторы ориентировались на этапы слухоречевого развития ребенка. Игры построены с учетом лексических тем, расположены в последовательности, соответствующей тематическому планированию работы с детьми четвертого и пятого года жизни.
Примерное планирование работы с ребенком четвертого года жизни смотрите на с. 6-7, с ребенком пятого года жизни — на с. 8-9.
Как работать с книгой
Для проведения занятий подбирайте игры по степени сложности, соответствующей уровню слухового развития ребенка (группы детей). Поэтому сначала определите, на каком этапе слухового развития находится ребенок (различение звукоподражаний, речевых звуков и т. д.). Соотнесите с этапами слухоречевого развития. Начинайте работу во всех направлениях (различение звуков и их характеристик). Проводя игры, четко соблюдайте предложенную нами последовательность.
1. Дайте ребенку (детям) послушать звук (если это речевой звук, вы должны четко его произнести).
2. Соотнесите его с предметом или с его изображением (картинка или символ).
3. Дайте задание и повторите звук. Предлагаемые для восприятия звуки: неречевой звук (пошуршать, постучать — за ширмочкой); восприятие речи (звук, слог, слово, предложение, фразовая речь): произносите, прикрыв губы экранчиком, чтобы у ребенка опора была только на слуховой анализатор. (Экранчик изготовьте, растянув на пяльцах ткань, так как она не гасит звуки.) Если ребенок (дети) не справился с заданием, следует повторить звуки без экранчика, а затем произнести их вместе с ребенком.
Одну игру проводите несколько раз, усложняя предъявляемый материал (увеличивая количество звуков, картинок; усложняя рисунок ритма; давая дополнительное задание). Игры можно использовать как самостоятельные или включать в комплексные занятия. Некоторые игры рассчитаны на группу детей от трех человек. Для того чтобы провести их, вам потребуется найти компаньонов для вашего ребенка.
Прежде чем приступить к занятиям по данному пособию, определите характер нарушения слухоречевого развития ребенка, его причину. В первую очередь исключите у ребенка снижение слуха (тугоухость). Для этого можно провести скрининг (экспресс-обследование) слуха. Это несложно сделать в детском саду или в домашних условиях.
При 1-й степени тугоухости дети не слышат аффрикаты (Л, Р), глухие звуки (П, К, С, Ф, Т). При 2-й степени тугоухости — не слышат звонких согласных (Б, Г, 3, В, Д). При 3-й степени тугоухости — не слышат гласных звуков на расстоянии 6 метров.
Если у ребенка потеря слуха на 20 дБ, речь появляется в два-три года, т. е. наблюдается задержка речевого развития.
Скрининг восприятия речи при тугоухости
Степень тугоухости | 1-я степень | 2-я степень | 3-я степень | 4-я степень | Полная глухота |
ДБ Громкая речь Шепотная речь | 20-40 От 6 м до 3 м до уха 2 м от уха | 40-60 3 м от уха 0 м от уха | 60-80 У самого уха | 80-100 Крик у самого уха 0 | 100 и выше 0 |
Для проверки слуха можно провести следующее скрининговое обследование, разработанное в Новой Зеландии и рекомендованное в буклете «Может ли слышать ваш ребенок» (1989). Для этого сделайте два комка из папиросной бумаги. Возьмите в каждую руку по комку. Встаньте за спиной у ребенка (он может сидеть в кровати или кресле). Ваши ладони должны находиться на уровне ушей ребенка на расстоянии 30см. Пошуршите бумагой сначала у правого, затем у левого уха ребенка. Подождите несколько секунд, ребенок может повернуться не сразу. Если он повернулся, подождите, пока он снова не начнет играть, и пошуршите еще раз. Повторите пробу через один или два дня. Если оказалось, что из четырех проб в двух случаях ребенок не отреагировал на шум, то вам необходимо показать ребенка сурдологу.
Можно провести скрининговое обследование по методике И.В.Калмыковой — «Метод трех коробочек». Возьмите три одинаковые коробочки (например, из-под фотопленки). Наполните их на одну треть манкой (высокочастотный звук), гречей (среднечастотный звук), горохом (низкочастотный звук). В обследовании принимают участие двое взрослых. Ребенок должен сидеть на стуле. Один взрослый отвлекает ребенка, показывая ему игрушку, а второй подходит к ребенку со спины и на расстоянии 10 см от уха гремит коробочкой. Ребенок не должен видеть взрослого с коробочкой (исключите в комнате зеркала и полированную мебель).
Последовательность предъявления звуков:
1) коробочка с манкой (тихий звук);
2) коробочка с гречей (звук погромче);
3) коробочка с горохом (громкий звук).
Необходимо проверить оба уха. Ребенок должен повернуться на звук. Если у него проблемы моторного характера, вы сможете наблюдать движение глазных яблок. Если у ребенка нет реакции на манку, то можно предположить снижение слуха. Если же реакции непостоянные, то можно предполагать задержку психомоторного развития и вам следует обратиться к сурдологу и психоневрологу.
Можно провести скрининговое обследование по методу «Бойль-тестирования» (автор теста Карл Стентон Юнкер), разработанному в Кенском университете. Методика данного тестирования позволяет скрининговым методом выявить нарушение слуха, зрения; ранний аутизм; нарушение внимания. Тест проводится в поликлиниках Санкт-Петербурга, в Институте раннего вмешательства.
В том случае, если ваши опасения подтвердились, нужно обратиться к ЛОР-врачу, сурдопедагогу. Также необходимо помнить и о других возможных причинах задержки речевого развития: снижение интеллекта, детский аутизм, задержка психофизического развития, педагогическая запущенность детей. У детей, имеющих перечисленные нарушения, а также у детей без патологии необходимо развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и слуховую память, при этом обязательно ориентироваться на этапы слухоречевого развития.
Первый этап — это появление реакции на неречевой звук (комплекс оживления): ребенок начинает повизгивать, шевелить ручками, ножками.
Второй этап — различение неречевых звуков. Ребенок начинает различать неречевые звуки по их основным характеристикам:
— по громкости (громкий — тихий);
— по продолжительности звучания (долгий — короткий);
— по направлению звука;
— по высоте (высокий — низкий);
— по ритму.
На третьем этапе ребенок начинает различать отдельные речевые звуки, звукоподражания по громкости, длительности звучания, высоте, твердости — мягкости, интонации, ритму, направлению звука.
На последнем этапе ребенок дифференцирует звуки, слоги, слова и соотносит их с предметами.
Игры на угадывание неречевых звуков проходят поэтапно.
1. Восприятие слуховых сигналов, сопровождающихся показом картинок, игрушек, действий, связанных со звуковым сигналом.
2. Дифференцирование по способу воспроизведения: хлопки, притопы; по темпу: быстрые — медленные (постукивания, хлопки); по ритму (идут, скачут, бегут); по силе звучания: громкие звуки (идет медведь), тихие (кошечка крадется).
Игры на воспитание речевого слуха имеют следующие цели.
1. Учить слушать и слышать; реагировать на слово, как на сигнал (начало формирования эмоционально-волевой сферы).
2. Различать качества человеческого голоса: тембр, силу, интонацию, высоту.
3. Использовать в играх игрушки, картинки, схемы.
4. Учить ребенка выполнять поручения (1, 2, 3 последовательных действия). Развитие речевого слуха — необходимое условие для формирования фонематического
восприятия. Игры на воспитание фонематического компонента развивают способность воспринимать и различать звуки речи. Цели этих игр следующие:
1. Прислушиваться к речевым звукам.
2. Различать слова, близкие по звуковому составу (дом-ком, мак-бак, рак-лак, сом-сок, сук-суп, коза-коса, Маша-каша, лыжи-лужи, лук-жук, ветка-клетка, листок-платок, каток-платок, Мишка-миска, усы-осы); звукоподражания и слоги: одна согласная — разные гласные (ам-ум, ма-му), разные согласные — одна гласная (на-на-ма), прямые и обратные слоги (ап-па, оп-по); различать звуковые фонемы: гласные [А], [О], [У], [И], согласные [П], [Б], [М], [К], [Г], [X], [Т], [Д], [Л], [В], [Ф].
3. Узнавать отдельные звуки в потоке звуков: выделять один гласный звук из двух, выделять один звук из трех.
Формирование фонематического слуха происходит поэтапно.
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по высоте, силе, тембру голоса.
3. Различать слова-паронимы и близкие по звуковому составу (мак-бак, сук-лук, коза-коса, Маша-каша, лыжи-лужи и др.).
4. Воспроизводить на слух слоги и словосочетания: 1) ам-ум, им-ои, ау-уа; 2) ма-му, мо-ма, аи-иа; 3) ап-оп, пу-па, уо-оу; 4) аф-уф, иф-оф, иу-иу; 5) фу-фа-фо-фу, ио-ои.
5. Различать звуковые фонемы: [У] — покажи картинку «пароход», [А] — покажи картинку «болит зуб», [О] — покажи картинку «птичка поет».
6. Узнавать звуки в потоке звуков: [а]-[у]-[а]-[о]-[а]-[и].
Мы надеемся, что предложенные нами игры помогут вашему ребенку научиться слышать окружающий мир, развить речь и послужат подготовкой для успешного обучения в школе.