Цитаты и знаки препинания при них

Упражнение 72

Данные высказывания оформите как цитаты, сопроводив их словами автора. Место, куда надо вставить эти слова, отмечено знаком ||.

1. Обращаться со словом || нужно честно (Н.В. Го­голь). 2. || Слова поэта суть уже его дела (А.С. Пуш­кин). 3. Чему нужно учиться? || Экономии и точности
языка (М. Горький). 4. Для истинного поэта || - где
жизнь, там и поэзия (В.Г. Белинский). 5. Литература
есть воплощение мысли человеческой, || воплощение
вечное и непреходящее (М.Е. Салтыков-Щедрин).
6. Слово - выражение мысли || и потому слово должно
соответствовать тому, что оно выражает (Л.Н. Тол­стой). 7. || Хорошую речь и слушать хорошо (Посло-
вица).

Упражнение 73

Составьте и запишите предложения, оформив приведенные в них цитаты как косвенную речь. Особое внимание обратите на замену личных и притяжательных местоимений, формы лица глаголов.

1. Слушая его [Грибоедова] комедию, я не критико­вал, а наслаждался (А.С. Пушкин). 2. Берите дейст­вительность во всей ее простоте и поэтичности (И.С. Тургенев). 3. Не могу и не умею ничего писать иначе, как образами, и притом большими (И.А. Гонча­ров). 5. По моему мнению, описания природы должны быть весьма кратки (А.П. Чехов). 6. Лично я обязан литературе лучшими минутами моей жизни (М.Е. Сал­тыков-Щедрин). 7. Чтение сборника пословиц состав­ляет для меня одно из любимых - не занятий, но наслаждений (Л.Н. Толстой).

Упражнение 74

Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены при замене прямой речи косвенной.

1. «Базаров с гордостью говорит, что мой дед землю пахал». 2. «Чернышевский поясняет, что я хотел изобра­зить порядочных людей нового поколения». 3. «Аня спрашивает Петю Трофимова, отчего я уже не люблю вишневого сада». 4. «Екатерина Ивановна в конце рас­сказа говорит доктору Старцеву, что вы лучший из людей, которых она знала».

Упражнение 75

Прочитайте, найдите цитаты из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Перепишите, расставляя пропущен­ные знаки препинания.

Вдумываясь в композицию пьесы «Горе от ума» мы ясно различаем в ней два лагеря лагерь молодой Рос­сии представленный Чацким и лагерь крепостников за­щитников косной старины представленный Фамусовым Скалозубом Хлёстовой и многими другими. Когда Фа­мусов говорит Ужасный век! - и добавляет: Все умуд­рились не по летам, - он явно говорит о каких-то мно­гих представителях молодежи. Когда Чацкий утверж­дает что нынче вольнее всякий дышит он тоже говорит о каких-то многих своих сторонниках ощущающих нуж­ду в этом вольном дыхании.

Где, укажите нам, отечества отцы спрашивает Чац­кий Фамусова и это множественное число отнюдь не риторическая формула. Когда Фамусов говорит что нынче пуще чем когда безумных развелось людей и дел и мнений он явно ведет речь не об одном Чацком. А? Как по-вашему По-нашему, смышлен восклицает Фамусов Цитаты и знаки препинания при них - student2.ru Цитаты и знаки препинания при них - student2.ru Цитаты и знаки препинания при них - student2.ru Цитаты и знаки препинания при них - student2.ru о низкопоклонном Максиме Петровиче и это множест­венное число с большой выразительностью говорит именно о двух лагерях. Очевидно, уже существуют многие люди готовые осмеять придворного низкопоклон­ника, иначе Чацкий не употребил бы выражения Нынче смех страшит и держит стыд в узде.

Таким образом круг единомышленников Чацкого гораздо шире чем кажется с первого взгляда (По М.В. Нечкиной).

Упражнение 76

Прочитайте Приложение 10 «Некоторые советы о том, как повысить свою грамотность» и проанализируйте их (см. Приложение 10).

Примечание:предлагаемые диктанты можно давать студентам в виде контрольных упражнений (выбор диктанта определяется преподавателем).

Задание: Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания.

Лес зимой

Кто (не)боит…ся дождя и холода пусть идет в лес ноябрьским утром. Много (не)безынтерес…ных встреч ожидает вас в притихш…м но (по)прежнему ж…вом ле­су.

В начале зимы вы без особого труда отыщ…те зайчишку, его (снежно)белая шубка предательски выд…ляется на бурой земле (не)покрытой снегом. (Не) вовремя прин…рядился косой! Смотрите в оба. Может быть вам удаст…ся под­краст…ся на верный выстрел так как зайч…нка (не)осмеливается выскочить из своего укрытия.

Где(то) (в)верху на сосне п…р…прыгивают с сучка на сучок синицы оты­скивая (не)спрятавшихся под кору жучков. Тонко свистн…т рябчик в ельнике и снова н…ступает (н…)чем (не)нарушаемая т…шина.

В мелкой пор…сли леса издали видна р…бина. Ее (ярко)красные гроздья рдеют точно кора(л, лл)ы. На ее ветвях хл…почут др…зды. Слыш…тся (не)приятный крик сойки. Сейчас когда еды (в)волю эти птицы прип…сают пищу на зиму ра(с, сс)овывая ж…луди в разные щели. Изредк… зал…тает в наши края п…лярная сова. Это очень красивая да только (не)проше…ая гостья.

Приятно отправит…ся в лес в санях по (не)езже…ой с самой осени дорог... В безветре…ую погоду дремл…щие деревья опуше…ые ин…ем стоят будто в ва­ре…ках. В лесу (по)праздничному чисто. Все св…ркает (не)тронутой б…лизной. На (свеже)выпавш…м снегу (точь)в(точь) как в р…скрытой книг… вы прочитаете о жизн… лесных об…тателей. Не с пустыми руками вернут…ся домой следопыты и ю…аты. (Не)мало интересных зар…совок и фотографий можно сделать в лесу зимой.

Осенью в Балаклаве

В конце октября когда последние курортные гости уже пот…нулись на станцию а дни ещё теплы и (по)осе…ему ласковы в Балаклаве становит…ся (по)домашн…му уютно.

Кругом (н…)чем (не)нарушаемая т…шина. Вода так густа и тяжела что звезды отр…жаются в ней (не)мигая. Ра…даются ленивые шаги н…чного сторожа и можно разл…чить (не)только каждый удар его рабочих сапог о камни тр…туара но (так)же и то как он чирка…т к…блуками. Но вот он завернул куда(то)(в)бок в вымоще…ый п…р…улок и шаги его смолкли.

На всем Крымском побережье Анап… Керч… Балаклав.. - рыбаки гото­вятся к ловле белуги. Чистятся огромные сапоги весом по (полу)пуду каждый п…дновляют…ся (не)промокаемые выкраше…ые ж…лтой масля…ой краской плащи и кожа…ые брюки штопаются п…руса. И вот уже п…хлопав (не)решительно в воздухе вдруг н…дувается п…рус как острое белое птич…е крыло.

Под кормовой реш…ткой хр…нится (не)большой запас хлеба десяток коп­че…ых рыб и боч…нок с водой а на самом высоком борту сидит молодой рыбак и (не)брежно ра…куривает верче…ую папиросу.

(На)утро его баркас (до)верху наполне…ый серебря…ой рыбой вл…тает в з…лив. Вскоре (из)за горла бухты п…казывается следу…щий баркас потом ещё один потом два сразу.

Пр…сев на корточки в лодке рыбаки быстро хв…тают по две или три ры­бины и швыряют их в к…рзины ведя точный (ни) на секунду (не)прекращающий­ся сч…т.

Волга

Матер…ю рек ру(с, сск)их (из)давн… называли люди Волгу. (Из)под сруба стари…ой ч…совенки выт…кает (не)приметный ручеёк через который пере­кинут бр…венчатый мост…к. Проделав путь в три тыс…чи шест…сот восемь…десят восемь ки(л, лл)ометров Волга пр…ходит к К…спийскому морю.

Какие только суда (не)встречаются на Волге! Т…жело пр…плывает …громная (нефте)наливная баржа зам…няющая собой много (железно)дорож­ных ц…стерн. (В)след за ней т…нутся (не)спеша ш…рокие б…ркасы с (не)высо­кими бортами (до)верху нагруже…ые …рбузами. Взгляните (из)дали с берега (точь)в(точь) огромное блюдо с пл…дами плывет по рек.... А (на)встречу дви­ж…тся дли…ая улица вымоще…ая брёвнами. Как и пол…гается на улице выстро…лись как будто по линейк… игруш…чные домики. Перед домиком дог…рает костёр кипит чай в закопче…ом котелке колыш…тся на верёвках вывеше…ое бельё. И всё это х…зяйство медле…о движется (в)низ по реке.

Кар…ванами тянутся огромные пл…ты (на)сч…тывающие до пят…деся­т… тысяч брёвен. Провести такую гр…мадину по своенравным поворотам реки это большое иску(с, сс)тво. А на залитой июньским сол…цем палубе с комфортом ра…пол…жились в камыш…вых креслах па(с, сс)ажиры (трёх)этажно­го тепл…хода точно серебря…ого от солнца. (Не)слышно ра(с, сс)екает он (зеле­новато)серые волны реки. По сравнению с этим пл…вучим дворц…м (не)ка­зистым кажется (труженик)буксир т…лкающий (в)переди себя или ведущий за собой тяжело нагруже…ые баржи.

Словарь по теме

Пуктуация– это со­брание правил постановки знаков препи­нания; расстановка знаков препи­нания в тексте; то же, что знаки препи­нания.

Цитаты и знаки препинания при них - student2.ru Пунктограмма- закономерно воспроиз­водимый в письменной речи знак препи­нания, соответствующий правилам пунктуации, например, тире между подлежащим и сказуемым, точка в кон­це предложения, двоеточие в бессоюзном сложном предложении, двоеточие и ти­ре в предложении с обобщающим словом при однородных членах, запятые при обособлении второстепенных членов (оп­ределений, приложений, обстоятельств и т.д.), скобки при вставных конструк­циях и т.п.

Пунктуация авторская — это постановка знаков препинания, не предусмотренных правилами (не путать с фа­культативными знаками!). Автор вкладывает в эти знаки свое содержание, решает свои изобразительные задачи.

Предложение - основная синтаксическая единица, слу­жащая для общения людей, выражения их мыслей и чувств.

Определение - второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? который? Чаще всего определения бывают выра­жены прилагательными, порядковыми числительными, причастиями, местоимениями-прилагательными.

Согласованные определе­ния - эти определения стоят в тех же формах числа, падежа (иногда и рода), что и существительные, к которым они относятся.

Несогласованные определения – это такие определения, которые могут быть выражены существительными, наре­чиями, неопределенной формой глагола.

Приложение - это такое определение, которое выражено именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Нераспространенныепредложения – это предложение, состоящее только из подлежащего и сказуемого.

Распространенные предложения – это предложение, в котором, помимо главных членов, есть второстепенные.

Двусоставные предложения – этопредложения, грамматическая основа которых состоит из обоих главных членов.

Односоставные предложения – это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена.

Полное предложение - это предложение, в составе которого имеются налицо все члены предложения, главные и второстепенные, необходимые для понимания его смысла.

Неполное предложение - такое, в котором опущены те или иные члены предложения, легко восстанавливаемые по смыслу.

Простое предложение - это предложение, которое имеет одну грамматическую основу.

Сложное предложение - это предложение, которое состоит из двух или нескольких простых, тесно связанных по смыслу и интонации.

Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения.

Союзные слова - это относитель­ные местоимения и местоименные наречия, служащие для связи придаточного предложения с главным.

Обособленные члены – это члены предло­жения, выделяемые по смыслу и интонацией. Обособленными бы­вают: определения; приложения; обстоятельства, выраженные деепричастиями или существительными с некоторыми предлогами; дополнения.

Вводные слова - это слова (или словосочетания), с по­мощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

Обращения - это слова, называющие того, к кому обращаются с речью.

Междометия - это слова, которые выра­жают, не называя их, различные чувства (ах, ох, эх, увы, ура и др.).

Цитаты - это дословные выдержки из текстов, чьих-либо высказываний.

Эпиграф – это изречение, цитата откуда-либо, помещаемые перед произведением или его частью.

Наши рекомендации