Рассматривание репродукций картин известных русских художников.
Логопед. Давайте рассмотрим репродукции картин известных русских художников, на которых изображены богатыри.
Логопед показывает детям репродукции картин, называет художников (В.М. Васнецов — «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Гусляры», «Бой скифов со славянами»; М.А. Врубель — «Богатырь», «Микула Се- лянинович», П.Д. Корин — «Александр Невский».)
Логопед. Былины, авторы литературных произведений и художники по-разному представляли себе русских богатырей, но всегда это были защитники родной земли, сильные и отважные воины. Часто образы былинных героев собирательны. Но в каждом богатыре есть что-то свое, особенное.
Посмотрите на картину В.М. Васнецова «Богатыри». На этой картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Каким вы представляете себе каждого богатыря? (Ответы детей.) В былинах Илью Муромца называют добрым, славным, сильным, мудрым. Добрыню Никитича — сдержанным, внимательным, образованным. Алёшу Поповича, самого молодого из богатырей, — веселым, находчивым и озорным. Давайте и мы попробуем представить себя ненадолго богатырями.
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Дружно встали, Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек... Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! | По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. |
Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.
Логопед. Посмотрите на опорный картинный план и составьте рассказ о любом защитнике Родины по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
Логопед напоминает детям значение условных обозначений каждого пункта картинного плана.
Дети по желанию составляют рассказы. За составленный рассказ рассказчикам получают фишки. Логопед также выдает призовые фишки детям, составившим полные «красивые» предложения, сравнения или использовавшим в речи пословицы или поговорки.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия, благодарит всех детей за внимание и старание. Рассказчикам, заработавшим наибольшее количество фишек, дети аплодируют.
Занятие 22. «Весна пришла»
Цель: Составление повествовательного рассказа по сюжетной многофигурной картине и опорному плану.
Задачи:
— систематизировать знания детей о весне и весенних явлениях;
— воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе;
— уточнить, расширить и активизировать словарь детей по сюжетной картине и опорному картинному плану;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление; стимулировать мыслительную и речевую активность детей;
— учить детей работать сообща, помогать друг другу;
— воспитывать у детей бережное отношение, любовь к природе.
Оборудование: сюжетная многофигурная картина «Весна пришла» (иллюстрация 28), опорный картинный план 1 (иллюстрация 1), специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук).
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед просит детей вспомнить количество времен года и весенние месяцы (их названия и порядок следования). После этого проводится игра с мячом.
Игра с мячом «Подумай и назови». Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое время года, например: «Весна, а за ней...» — и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «Лето, а за ним...» — и передает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, логопед задает следующий вопрос: «Весенний месяц март, а за ним...» — и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается.
Игры проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.
II.Основная часть занятия
Вводная часть.
Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться составлять рассказ по сюжетной картине и опорному плану.
Логопед выставляет на доску сюжетную многофигурную картину«Весна пришла», просит детей рассмотреть ее внимательно и ответить на вопросы.
— Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
— Какие изменения, по сравнению с зимой, произошли в природе?
— Кого вы видите на этой картине?
— Что привлекло внимание детей?
— Почему ежик не обратил внимания на детей?
— Как вы думаете, понравилось Маше и Ване в весеннем лесу?
Физкультминутка «Весна». Дети выполняют соответствующие движения по ходу декламации стихотворения.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Светит солнышко е утра, | Дети улыбаются, подставляют лица и ладошки солнышку. |
Очень рада детвора... | Веселятся, наклоняют попеременно голову то к одному, то к другому плечу. |
Целый день нам не лень | Делают махи прямыми руками вверх и вниз. |
Слушать, как звенит капель! Кап! Кап! Кап! Кап! Кап! | Поочередно сгибают кисти рук, изображая ими падающие капли. |
2. Составление рассказа по сюжетной картине и опорному картинному плану.
Логопед. Сейчас мы будем составлять рассказ по этой картине. Разделитесь на группы по четыре человека. В любом рассказе должен быть порядок. Посмотрите на этот опорный план. (Логопед называет пункты картинного плана и показывает порядок их следования).По нему мы составим рассказ о ранней весне и придумаем его продолжение. Обсудите изображение на картине и решите, кто начнет рассказ, кто его продолжит, а кто будет заканчивать, придумывая продолжение. Каждый ребенок составляет распространенные предложения по двум пунктам опорного плана. Рассказ не Должен прерываться. Вы должны следить за ответами товарищей, дополнять их.
За составленный рассказ участники каждой команды получат по четыре фишки. Но за каждое красивое предложение, сравнение, использование в речи поговорки или пословицы вы можете получить еще и призовые фишки. После составления рассказов мы подсчитаем все фишки у каждой подгруппы и определим команду победителей.
Логопед по очереди приглашает к доске подгруппы детей и просит начать рассказ так: «Вот и наступила...»
Примерный рассказ детей.
Вот и наступила долгожданная весна. Был солнечный безветренный день. Маша и Ваня решили прогуляться до любимой лесной полянки.
Кое-где еще лежит снег, показались первые подснежники и зеленая травка. На деревьях сильно набухли и лопнули почки. Летают бабочки, выползли из своих укрытий и греются на солнышке разные насекомые. На ветках сидят и поют песни птички. Часть птичек начинает вить гнезда. У белочки в дупле появились бельчата.
Из затопленной водой норки, фыркая, выбрался ежик. К его иголкам прилипли пожухлые осенние листья. Он занят чисткой своих иголок (никак не может отцепить лист) и не замечает стоящих рядом с ним Маши и Вани. Ребята с интересом наблюдают за ежом. Они одеты в легкие куртки, шапочки и резиновые сапоги.
Маше и Ване очень понравилось на весенней полянке. Дети сделали много красивых фотографий весны в лесу.
III. Подведение итогов занятия
Логопед благодарит всех детей за старание. Подсчитывает фишки каждой команды и отмечает группу детей, Составивших самый интересный рассказ. Дети аплодируют им.
Занятие 23. «Чудесные превращения»
Цель: Придумывание рассказов о «волшебных» предметах мебели.
Задачи:
— активизировать словарь детей по теме «Мебель»;
—уточнить названия предметов мебели и их частей, материалов, из которых сделана мебель;
— учить детей придумывать рассказы о «волшебных» предметах мебели;
— развивать произвольное внимание и словесно-логическое мышление детей.
Оборудование: «волшебная» коробка, картинки с изображениями различных предметов мебели; плоды деревьев (желуди, еловая и сосновая шишки), специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Игра с мячом «Вспомни и назови». Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть предметы мебели и их качества. Например: Мягкий диван. Дубовый стол...