Принцип усвоения основ наук в единстве с усвоением родного языка
Личностное развитие неслышащего ребенка, усвоение им установленного объема знаний зависит от уровня языкового развития, возможности воспринимать информацию в словесном оформлении, умения адекватно пользоваться ей, что в свою очередь зависит от уровня словесно-логического (понятийного) мышления. Большую роль в реализации данного принципа играет научно-обоснованная деятельностно-коммуникативная система обучена языку (С.А. Зыков, Л.П. Носкова), определяющая конкретные пути развития целого ряда умственных способностей, необходимых неслышащему ребенку особенно в первоначальный период обучения. Эта система направлена на развитие визуально-пространственных, телесно-кинетических, логико-математических, вербально-лингвистических, межличностно-коммуникативных и других способностей на основе коррекционных курсов, дополняющих общеобразовательные предметы. Взаимосвязь общеобразовательных и коррекционных курсов обеспечивает комплексное воздействие на развивающуюся личность неслышащего школьника на основе усвоения им основных закономерностей родного языка.
Родной язык представляет собой ту образовательную область, на базе которой происходит усвоение всего объема школьных знаний. В языке отражены достижения человеческой культуры, зафиксированы способы познавательной деятельности, процесс добывания и систематизации знаний. Таким образом, без овладения различными формами словесной речи неслышащие дети не смогут получить полноценное образование.
Несмотря на пропедевтическую направленность большинства школьных дисциплин в специальной школе для глухих с преобладанием в них содержания, учитывающего специфические особенности данной категории детей, программы все же рассчитаны на языковую форму усвоения знаний. В начальной школе учебная деятельность неслышащих сосредоточена на приобщении к выработанной человечеством языковой культуре и к общепринятым способам вербального общения. На следующей образовательной ступени реализация принципа предполагает активное включение неслышащего ученика в процесс овладения языком, учитывая его корригирующее и стимулирующее воздействие на все сферы познавательной деятельности.
Реализация принципа направлена на развитие всех форм восприятия, на создание условий для речевого общения при постоянном пользовании электроакустической аппаратурой, на активизацию мотивов и способов использования разных видов речевой деятельности (слухо-зрительного и слухового восприятия речи, устного, письменного, устно-дактильного ее воспроизведения), на выработку навыков планирования и прогнозирования практической и речевой деятельности как на уроках, так и во внеурочное время. Коммуникационно-деятельностная система по своей сути является логоцентрической и личностно-ориентированной, так как рассматривает родной язык в специальной школе для неслышащих как общеобразовательный предмет и как специальный коррекционный курс, обеспечивающий полноценное усвоение знаний по другим общеобразовательным предметам.
В старших классах расширяется объем учебной информации для осознанного усвоения школьниками базовых понятий, основных законов, аксиоматических и гипотетических суждений по всем предметам общеобразовательного цикла. При этом сохраняется корригирующая функция родного языка, которая заключается в повышении внимания к синтаксической семантике языкового материала, в специальном изучении способов определения понятий в каждой научной области.
На этом этапе обучения реализация принципа выражается в усилении коммуникативной направленности при отработке программных сведений, способов восприятия словесного материала, повышении качества его устного и письменного воспроизведения. Положительный успех в реализации данного принципа обеспечивается оригинальными программами, специальными методами обучения, специфическими организационными формами. Прочное усвоение знаний по разным учебным предметам достигается путем отработки специально отобранного языкового материала, целенаправленного формирования осознанного коммуникативного поведения, развития словесно-логического мышления на основе овладения различными видами речевой деятельности в условиях преднамеренного создания высокого потенциала слухо-речевой среды.