Принцип усвоения основ наук в единстве с усвоением родного языка

Личностное развитие неслышащего ребенка, усвоение им ус­тановленного объема знаний зависит от уровня языкового разви­тия, возможности воспринимать информацию в словесном офор­млении, умения адекватно пользоваться ей, что в свою очередь зависит от уровня словесно-логического (понятийного) мышления. Большую роль в реализации данного принципа играет научно-обоснованная деятельностно-коммуникативная система обуче­на языку (С.А. Зыков, Л.П. Носкова), определяющая конкретные пути развития целого ряда умственных способностей, необ­ходимых неслышащему ребенку особенно в первоначальный пе­риод обучения. Эта система направлена на развитие визуально-пространственных, телесно-кинетических, логико-математических, вербально-лингвистических, межличностно-коммуникативных и других способностей на основе коррекционных курсов, дополняющих общеобразовательные предметы. Взаимосвязь общеобразовательных и коррекционных курсов обеспечивает комплек­сное воздействие на развивающуюся личность неслышащего школьника на основе усвоения им основных закономерностей род­ного языка.

Родной язык представляет собой ту образовательную область, на базе которой происходит усвоение всего объема школьных зна­ний. В языке отражены достижения человеческой культуры, за­фиксированы способы познавательной деятельности, процесс до­бывания и систематизации знаний. Таким образом, без овладения различными формами словесной речи неслышащие дети не смо­гут получить полноценное образование.

Несмотря на пропедевтическую направленность большинства школьных дисциплин в специальной школе для глухих с преоб­ладанием в них содержания, учитывающего специфические осо­бенности данной категории детей, программы все же рассчитаны на языковую форму усвоения знаний. В начальной школе учеб­ная деятельность неслышащих сосредоточена на приобщении к выработанной человечеством языковой культуре и к общеприня­тым способам вербального общения. На следующей образователь­ной ступени реализация принципа предполагает активное вклю­чение неслышащего ученика в процесс овладения языком, учи­тывая его корригирующее и стимулирующее воздействие на все сферы познавательной деятельности.

Реализация принципа направлена на развитие всех форм вос­приятия, на создание условий для речевого общения при посто­янном пользовании электроакустической аппаратурой, на акти­визацию мотивов и способов использования разных видов рече­вой деятельности (слухо-зрительного и слухового восприятия речи, устного, письменного, устно-дактильного ее воспроизведе­ния), на выработку навыков планирования и прогнозирования практической и речевой деятельности как на уроках, так и во вне­урочное время. Коммуникационно-деятельностная система по сво­ей сути является логоцентрической и личностно-ориентированной, так как рассматривает родной язык в специальной школе для неслышащих как общеобразовательный предмет и как специаль­ный коррекционный курс, обеспечивающий полноценное усвое­ние знаний по другим общеобразовательным предметам.

В старших классах расширяется объем учебной информации для осознанного усвоения школьниками базовых понятий, основ­ных законов, аксиоматических и гипотетических суждений по всем предметам общеобразовательного цикла. При этом сохраня­ется корригирующая функция родного языка, которая заключа­ется в повышении внимания к синтаксической семантике языко­вого материала, в специальном изучении способов определения понятий в каждой научной области.

На этом этапе обучения реализация принципа выражается в усилении коммуникативной направленности при отработке про­граммных сведений, способов восприятия словесного материала, повышении качества его устного и письменного воспроизведения. Положительный успех в реализации данного принципа обеспечи­вается оригинальными программами, специальными методами обучения, специфическими организационными формами. Проч­ное усвоение знаний по разным учебным предметам достигается путем отработки специально отобранного языкового материала, целенаправленного формирования осознанного коммуникативно­го поведения, развития словесно-логического мышления на осно­ве овладения различными видами речевой деятельности в усло­виях преднамеренного создания высокого потенциала слухо-речевой среды.

Наши рекомендации