Цели, задачи воспитания в современной школе
4.
Возрастная периодизация.
Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни физиологические и психические качества. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для составления возрастной периодизации.
1. Младенчество (1 год жизни)
2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет)
3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
а) младший дошкольный возраст (3 – 4 года)
б) средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)
в) старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)
4. Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет)
5. Средний школьный возраст (от 10 до 15 лет)
6. Старший школьный возраст (от 15 до 18 лет)
Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития.
Неравномерность развития
Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:
1. В более молодом возрасте физическое развитие человека проходит быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, темп развития замедляется.
2. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.
С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций.
С возрастом темп духовного развития замедляется.
Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Такие возрастные периоды называются сензитивными (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Причины сензитивности – неравномерность
созревания мозга и нервной системы.
Учет индивидуальных особенностей
К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.
Воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.
5.
Цели, задачи воспитания в современной школе
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Традиционными составными частями воспитания называют умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое.
Физическое воспитание.Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки.
Умственное воспитаниевооружает обучаемых системой знаний основ наук.
Задачи умственного воспитания следующие:
* развитие умственных сил, способностей и дарований;
• развитие познавательных интересов и активонсти;
Задачи физического воспитания следующие:
• укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
• повышение умственной и физической работоспособности;
• развитие и совершенствование природных двигательных
качеств;
• развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости,
выносливости и других);
• формирование гигиенических навыков;
• воспитание нравственных качеств (смелости, настойчи
вости, решительности, дисциплинированности, ответственно
сти, коллективизма);
• развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять
радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира,
Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные задачи — формирование интереса к производственной Деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности.
Нравственное воспитание.Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя.