Специфика семейного воспитания
Есть определенная специфика семейного воспитания, отличающая его от воспитания общественного (в том числе и школьного). Прежде всего в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявления нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.
В семье у ребенка близки люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий... он там свой. Его любят ни за что. Просто любят и все! У В. Берестова — об этом:
Любили тебя без особых причин.
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает в семье ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.
Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна, как это ни парадоксально, мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.
Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется.
Другой особенностью семейного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные жизненные позиции. И своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых, причем один и тот же человек может быть и воспитуемым, и воспитателем: дети - мамы и папы - бабушки и дедушки - прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.
Гармоничное развитие ребенка в семье и достигается именно разноплановостью отношений к нему разных членов семьи. Подтверждением этому может служить разговор с трехлетним ребенком:
- Кто ты бабушке?
- Красавчик-любимчик.
- Дедушке?
- Внук.
- Матери?
- Сыночек.
- Отцу?
- Сын.
Дети (подростки, юноши и девушки) с благодарностью оценивают роль матери и отца.
...«Мама и папа учили меня всему тому положительному, что было в них самих. От мамы я унаследовала такие личностные качества, как скромность, рассудительность, находчивость, сообразительность, справедливость. Отец научил меня быть добрым по отношению ко всем людям, животным, растениям, то есть ко всему окружающему миру. Будучи ветеринарным врачом, он помог очень многим людям» (Евгения Ю.)
Люблю, когда папа дома
и никуда не торопится,
и можно сидеть с ним вечером,
сколько тебе захочется.
Рассказать ему что-то негромко,
головою к плечу прижаться,
и целую ночь после этого сны хорошие снятся.
Ольга М.
Есть в народной педагогике такое явление, как «бабушкина и дедушкина» педагогика. О них с теплотой написано во многих педагогических исследованиях (СНОСКА: Подробно в кн.: Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1988. С. 14-15), во многих размышлениях взрослых и детей.
«Кроме своей замечательной, уникальной мамы я многим обязан своим дедушке и бабушке. Мой дедушка, кадровый военно-морской офицер, научил меня любить Родину, гордиться тем, что я русский, принадлежу к великой славянской нации и лелеять мечту о единой и неделимой Великой России. Моя бабушка — врач и просто золотой человек. Она обладает прекрасной чертой русского народа — никогда не скажет ни о ком плохого слова, не позавидует человеку в счастье, а порадуется с ним. Так стараюсь жить и я, хотя это не всегда и получается, так как вокруг много несправедливого» (Дмитрий М., студент).
Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека, в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходят все этапы ее: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме) до сложнейших социальнои личностно значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И хороший учитель всегда помнит о том, что сидящий за школьной партой его ученик мысленно чувственно-невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.
Характер и интенсивность влияния семьи на развитие и воспитание ребенка изменяются в различные периоды жизни: в дошкольном детстве семья играет важную роль в реализации почти всех потребностей ребенка - материальных, духовных, познавательных. В младшем школьном возрасте семья доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии интеллектуальной сферы. В период отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабев в целом, сохраняет для взрослеющего человека большое значение в развитии его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения (СНОСКА: Белкин А. С, Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Екатеринбург, 1992 ).
По-разному влияет семья и на детей разного пола: известно, что девочки (девушки) более привязаны к семье, более податливы ее воздействию.
В значительной степени реализация воспитательного потенциала семьи обусловлена национальными особенностями, социокультурными традициями и нормами, региональными особенностями, религиозностью либо светскостью семей. Это определяет специфику воспитательного потенциала семьи.