Технология контроля : накопительные и аутентичные
Для отслеживания процесса достижения образовательных целей необходимы средства, дающие возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей. Таким образом, возникает необходимость введения накопительной системы оценок, к которой относятся известные в отечественной системе обучениямониторинг,рейтинговое оценивание,портфолио.
Накопительные оценки позволяют обучающимся формировать положительное отношение к учебе, так как дают им возможность продемонстрировать то, как много они знают и умеют, а не их недостатки, что характерно для традиционных методов оценки. Они делают процесс обучения более эффективным, особенно при правильно организованной и конструктивной обратной связи. Новые методы оценки, такие, как моделирование, практика, ролевые игры, позволяют студенту понять, как применить приобретенные умения и навыки внутри и за пределами образовательной среды. Появляется возможность оценить более разнообразный спектр умений учащихся в большем количестве ситуаций. При этом оценивать могут не только педагоги, но и родители, и, что самое важное, сам учащийся.
К основным характеристикам эффективной оценки относят то, что она фокусируется на процессе и на продукте; оценивается не только то, чему ученика учат, но и то, что от него ожидается; в процесс оценки активно вовлекаются и педагоги и учащиеся; оценка основывается на разнообразных и вариативных средствах; оценка проходит на всех этапах и уровнях обучения и обеспечивает участников оценки необходимой информацией для совершенствования процесса обучения посредством обратной связи. Накопительная оценка, при ее правильном использовании, реализует все эти требования.
Мониторинг качества образования– механизм контроля и слежения за качеством образования. «Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития» (определение А.Н. Майорова).
Цель мониторинга –совершенствовать содержание и методы обучения. Целью внешнего мониторинга качества образования является определение того, насколько внутренняя оценка качества образования соответствует действительности. Иначе говоря, внешний мониторинг качества должен контролировать механизмы и результаты внутренней оценки качества.
Задачи мониторинга:
- сбор необходимой и достаточной информации о качестве образования, ее анализа и оценки;
- контроль за реализацией социального заказа на качественное образование, организация стимулирующе-мотивационного влияния на участников учебно-воспитательного процесса;
- прогноз дальнейшего развития образования и выработки рекомендаций по внесению необходимых корректив.
Объекты мониторинга (по Железновой Л.Б.)
I. Качество учебного процесса:
1) задачи образовательного процесса, планы учебной и воспитательной работы;
2) деятельность педагога и развитие его личности;
3) организация учебного процесса; методы, содержание, результативность педагогической работы
IIУровень подготовки обучающихся:
1) сама учебная деятельность ребенка (ее характеристики, структура, течение), соответствие реального уровня подготовки государственному стандарту;
2) психическое развитие ребенка и формирование новообразований учебной деятельности;
3) развитие общения и детского коллектива.
Методы мониторинга
- наблюдение за функционированием образовательного процесса и состоянием школьных условий;
- анализ школьной документации;
- анкетирование, самооценка и оценка учащихся, учителей и родителей;
- педагогическое и психологическое тестирование;
- экспертная оценка качества предоставляемого школой образования и др.
Рейтинг учащегося(англ.rating, отto rate– оценивать, ранжировать) – это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.
Основной принцип рейтинга – ранжирование.
Задачи рейтинга:
- построение системы комплексного мониторинга эффективности образовательной программы;
- повышение уровня мотивации учащихся в разных сферах деятельности;
- построение индивидуальных образовательных программ;
- целевая подготовка лучших абитуриентов, отвечающих требованиям высших учебных заведений.
Объекты рейтинговой системы контроля:
- совокупность знаний и умений по всем дисциплинам учебного плана;
- социальная активность учащегося.
Конечная цель рейтинговой технологии – становление учащегося как субъекта учебной, научной деятельности, т.е. достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью. Учащийся должен осознать себя субъектом учебного процесса. Поэтому в рамках рейтинговой технологии между преподавателем и учащимся возникают субъект-субъектные отношения.
Виды рейтинга (по М.В. Калужской, О.С. Уколовой, И.Г. Каменских):
- академической успеваемости(отражает уровень учебных достижений);
- олимпийский (отражает участие в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях);
- лидерский(отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся);
- званий и сертификатов(фиксирует личные достижения в области иностранных языков, искусства, науки и спорта, подтвержденные сертификатами).
Преимущества рейтинговой системы оценивания (по сравнению с традиционной технологий контроля):
- стимулирование систематической самостоятельной работы;
- снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;
- повышение роли состязательности в учебе;
- чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;
- количественная характеристика качества учебной работы;
- фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;
- учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;
- повышение учебной мотивации.
Одним из вариантов оценки достижений учащихся является технология портфолио. Портфолио–совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений учащихся.
Философия учебного портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен.
Портфолиоявляется способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Оно выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения учащегося, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего уровня (учебного или профессионального). Оно может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.
Цель портфолио– выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.
Принципыпостроения образовательного рейтинга: открытость, прозрачность, простота, доступность, полнота представления.
Функции портфолио:
- диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени;
- целеполагания – поддерживает учебные цели;
- мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;
- содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
- развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
- рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Оценка мотивирует, когда ученик уверен в ее объективности; когда ученик воспринимает ее как полезную для себя; знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей; уверен, что ему окажут в этом достижении помощь; уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия – места, где это можно реализовать.
Типы портфолио
Первый тип портфолио (таблица 24) – портфолио документов или «папка достижений», содержание которой направлено на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т.д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т.п.).
Второй тип – рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика, которые делались в течение определенного срока, например, года: сочинения, изложения, эссэ, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т.д. (таблица 25).
34.Воспитательные технологии : КТД, тренинговая, информационное зеркало, шоу-технологии(2 на выбор)