Тема. Профессиональная компетентность в деятельности учителя

План:

1. Сущностная характеристика компетентностного подхода.

2. Структура профессиональной педагогической компетентности.

3. Профессиональный педагогический потенциал педагога.

БТ Тема. Профессиональная компетентность в деятельности учителя - student2.ru

БИ   Понятия «компетенция» и «компетентность»   «Компетентность – это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определяемой компетенции и позволяющей действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях». Демин В.А.     Содержание понятия «профессиональная компетентность»     Основные группы профессионально- педагогических компетенций     Составляющие теоретической готовности учителя     «Тот, кто мало знает, малому может и научить». Я. Коменский ·   Показатели практической готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности     БСК   БСЗ БИ   Компонентный состав профессионального педагогического потенциала   БСК ББ I. Сущностная характеристика компетентностного подхода. Заметим, что среди методологических оснований организации образовательного процесса компетентностный подход (В.А. Адольф, В.А. Болотов, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, Е.В. Чуб, В.Д. Шадриков и др.) является одним из основополагающих. По мнению ученых «В контексте компетентностного подхода наряду с приобретением знаний происходит накопление, осмысление и оценка опыта и умений решать не учебные, а жизненные задачи; основным признается не накопленный багаж дидактических единиц, а способность применять полученные знания в различных ситуациях». При этом «основным результатом обучения становятся не ЗУНы, а культурное «взросление», осмысленный опыт деятельности» (В.А. Адольф, М.Г. Янова). Данный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. В нем выделяются такие базовые понятия как «компетенция» и «компетентность». При этом термин «компетенция» традиционно употребим в лексическом строе русского языка в значении круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, круг полномочий и прав (С.И. Ожегов). Если же трактовать «компетенцию» как личностную характеристику, формируемую в ходе образовательного процесса, то ее целесообразно определить, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Обратим внимание, что сформированные компетенции позволяют на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений осуществлять как привычную, так и новую для человека деятельность. При этом уместно говорить уже о компетентности. Компетентность понимается многими учеными как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В.М. Монахов определяет компетентность как «состояние, позволяющее действовать самостоятельно и, соответственно, уметь выполнять функции, связанные с результатами труда человека». Многие авторы компетентность представляют как совокупность трех аспектов: - смысловой, что позволяет адекватно осмыслить ситуации, оценить их, сформировать к ним определенные отношения; - проблемно-практический, реализующийся в умении понять ситуацию с позиций целей, задач, норм; - коммуникативный, способствующий организации адекватного общения в ситуациях, соответствующих определенным культурным образцам общения и взаимодействия. Таким образом, категория «компетентность» включает не только когнитивную (знания) и технологическую (умения и навыки) составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, речевую и поведенческую характеристики. Именно поэтому компетентность является интегративным понятием. Согласитесь, что важнейшая характеристика современного профессионала в любой сфере – это его конкурентоспособность, в основе которой – сформированная на высоком уровне компетентность. Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.). Подчеркнем еще раз значимость сформированной компетентности для специалистов в любой сфере деятельности, в том числе и педагогической. А.С. Роботова считает, что «если говорить о профессиональной компетентности педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администраций образовательного учреждения». В.А. Сластенин под педагогической компетентностью понимает интегральную профессионально-личностную характеристику, определяющую готовность и способность учителя выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями. В.А. Адольф, обращая внимание на то, что развитие профессиональной педагогической компетентности обеспечивает готовность учителя осуществлять профессиональную деятельность в образовательной практике, определяет данное понятие как «обобщенную профессиональног-личностную характеристику педагога, определяющую качество его деятельности», которая выражается «в способности педагога действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно изменяющейся профессиональной среде». Профессиональный стандарт педагога, выдвигая требования к личностным качествам учителя, подчеркивает, что эти качества неотделимы от его профессиональных компетенций. При этом профессиональная компетенция определяется, как «способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач». Обратим внимание, что в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования определены основные группы профессионально-педагогических компетенций, позволяющих успешно решать профессиональные задачи: - общекультурные компетенции (ОК), включающие способности к обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей их достижения, пониманию значения культуры как формы человеческого существования, использование знаний научной картины мира в образовательной и профессиональной деятельности, умение анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, готовность к работе в коллективе; - общепрофессиональные компетенции (ОПК). Предполагают осознание студентом социальной значимости своей будущей профессии; умение использовать систематизированные теоретические знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. А также - владение основами речевой профессиональной культуры и способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; - профессиональные компетенции (ПК). В области педагогической деятельности включают умения разрабатывать и реализовать образовательные программы; применять современные технологии и методики обучения и воспитания; способность организовывать сотрудничество и использовать возможности образовательной среды для развития личности. Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности предполагают способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды и взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности; готовность использовать теоретические и практические знания и разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса и задач развития личности. II. Структура профессиональной педагогической компетентности. Итак, педагогическая компетентность предполагает, что человек, профессионально работающий в области педагогики, способен рационально использовать всю совокупность цивилизованного опыта в деле воспитания и обучения, а значит, в достаточной степени владеет способами и формами целесообразной педагогической деятельности и взаимоотношений. Следовательно, «понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм» (В.А. Сластенин). Существуют различные подходы к конкретизации содержания профессионально-педагогической компетентности. Поскольку она определяется, в том числе и уровнем сформированности знаний и умений, ее можно раскрыть через характеристику необходимых педагогу профессиональных знаний и умений. Теоретическая готовность учителя, по мнению В.А. Сластенина, включает в себя определенную совокупность психолого-педагогических и специальных знаний, а также уменийпедагогически мыслить. Основу профессионально-педагогической компетентности составляют знания, являющиеся ее когнитивным компонентом. Овладение знаниями обеспечивает качественное достижение результатов деятельности в соответствии с принятыми профессиональными и социальными нормами, стандартами, требованиями. «Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл). Знания становятся для педагога «поплавком» в море разнообразных социально-педагогических ситуаций, базой для самообразования и профессионально-личностного саморазвития. Понятно, что не всякие знания могут быть полезными в решении таких задач. Как минимум, они должны удовлетворять требованиям научности, вариативности, системности, раскрывать закономерности индивидуально-личностного становления ребенка и протекания педагогического процесса, чтобы стать основой прогноза в проектировании деятельности педагога. В понимании компетентности следует различать информацию как простые сведения о чем-либо и знание как форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Только в таком понимании знание становится основой компетентности специалиста, компонентом его профессиональной деятельности, «живым знанием», оперируя которым педагог оптимально реализует свой профессиональный потенциал. Такое знание, по мнению Н.М. Борытко, становится компонентом профессионального мировоззрения педагога, информация соединяется с личностным отношением, в основе которого лежат этические критерии. Владение «живым знанием» проявляется уже в процессе профессиональной подготовки как отказ от абсолютизации истины, осознание невозможности «завершенного» знания; способность человека целенаправленно управлять своей умственной деятельностью, стремление продолжать образование на последующей ступени; желание развивать в себе способности к самообразованию, самопознанию и самоопределению, к осмысленной самооценке и самоанализу эффективности своего саморазвития. Усваиваемые профессиональные знания должны осознаваться в более широком социально-гуманитарном контексте, обеспечивающем признание объективного характера многомерности и многообразия человеческой культуры. Необходимые для педагогической деятельности знания определены учебными программами вузов: знание основных психолого-педагогических категорий, закономерностей обучения, воспитания, развития и социализации личности, сущности технологий обучения и воспитания, всестороннее знание предмета на современном научном уровне. Кроме того, важна общая эрудиция. Выше мы уже упоминали, что значимым компонентом профессионально-педагогической компетентности является комплекс умений. Большинством ученых педагогическое умение определяется как совокупность последовательно развертывающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития личности. Какие же умения составляют теоретическую готовность к педагогической деятельности? По мнению В.А. Сластенина к таковым относятся: - аналитические уменияпредполагают умение выделять из педагогического явления причины, мотивы; видеть педагогическую проблему, находить способы ее решения и включают умения: выделять в педагогическом явлении составляющие его элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); находить в теории обучения и воспитания закономерности и идеи, адекватные логике изучаемого явления; правильно диагностировать педагогическое явление, формулировать проблему и находить способы ее оптимального решения. - прогностические уменияпредполагают ориентациюучителя на четко осознанный результат и включают умения: выдвигать педагогическую цель, проводить ее декомпозицию на задачи; отбирать способы достижения поставленных целей; предвидеть результаты и возможные отклонения. В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения целесообразно объединить в три группы: прогнозирование развития коллектива, личности педагогического процесса. - проективные уменияпомогают воплотить результаты педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания (план урока, воспитательного дела) и включают: отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, а также содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании; планирование развития образовательной среды. - рефлексивные умения(от латинского – отражение, обращение назад) заключаются в умении проанализировать собственные действия и состояния, поступки и суждения. Рефлексируя, учитель фиксирует свое внимание на причинах успехов и неудач в реализации задуманных планов. Кроме того, данные умения помогают отследить характер взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Содержаниепрактической готовности выражается во внешних умениях учителя, то есть в действиях, которые можно наблюдать. В данный комплекс входят организаторские и коммуникативные умения. - организаторские уменияобеспечивают эффективное включение учеников в различные виды деятельности, что способствует субъектному становлению личности. Они включают:мобилизационные умения, формирующие у школьников активное, самостоятельное и творческое отношение к окружающей действительности;развивающиеумения, предполагающие корректное определение зоны ближайшего развития отдельного ученика и класса в целом; ориентационныеумения, направленные на формирование научного мировоззрения, морально-ценностных установок и личностных качеств. - коммуникативные умениянеразрывно связаны с предыдущей группой умений, от их сформированности зависит успешность установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учениками, родителями и т.д. К ним относятся:информационные, заключающиеся в умении добывать информацию из разных источников, адаптировать ее к задачам обучения и воспитания, создавать единое информационное поле, в котором интенсивно осуществляется передача и прием информации; перцептивные, способствующие пониманию не только информации, но и партнера по общению (тип темперамента, возможные действия, особенности характера, настроение и т.д.); интерактивные умения, предполагающие оптимальное установление единой стратегии взаимодействия. 1. Каково соотношение понятий «профессионализм» и «профессиональная компетентность». 2. Какова структура профессиональной компетентности педагога. 3. Что представляет собой содержание теоретической готовности педагога? Обоснуйте отличия теоретической и практической готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности. 4. Составьте перечень общих и профессиональных компетенций, необходимых для выбранной Вами специальности. 1. Учитель приступает к подготовке предстоящего урока. Определяет основную цель и задачи, которые необходимо решить при изучении темы. Размышляет, какие способы работы на уроке будут наиболее эффективными. Решает предложить ученикам подготовить доклады, определяет, кто конкретно готов это задание выполнить. Продумывает возможности активизации внимания остальных учеников. Назовите, какие элементы теоретической готовности демонстрирует учитель при разработке урока. III. Профессиональный педагогический потенциал педагога. Согласитесь, что для настоящего профи опреляющее значение имеют не столько отдельные слагаемые компетентности, сколько их комплекс, целостная система.Этот системный характер педагогического профессионализма отражается в сравнительно новом интегрированном понятии профессиональный потенциал педагога. Понятие «потенциал» (от латинского - мощь) в толковых словарях русского языка трактуется как «запас, средство, ресурс», которые могут быть использованы для решения определенных задач и достижения намеченной цели. Профессиональный педагогический потенциал представляет собой систему естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовке качеств. При этом потенциал включает в себя неизменную часть, обусловленную общими врожденными личностными способностями; частично изменяемую (прогрессивную часть), обусловленную естественными специальными способностями личности, их развитием в ходе профессиональной подготовки и дальнейшей профессиональной деятельности. В структуре профессионального педагогического потенциала выделяют четыре компонента: - профессиональная подготовка (ориентация на профессию; профессиональное становление; профессиональная направленность; профессиональные знания и готовность к педагогической деятельности); - творчество педагога (педагогический интеллект; индивидуальный стиль деятельности и творческое отношение к ней; творческая инициатива); - профессионализм педагога (гуманистическая ориентация; профессиональная компетентность; профессиональная позиция; профессиональная ответственность и активность); - педагогическая культура (педагогический стиль мышления; педагогическая техника; мастерство общения; социальная активность; методическое мастерство). Если профессиональный педагогический потенциал реализован на наивысшем уровне, мы вправе говорить об идеальном педагоге – носителе гражданских, профессиональных и личностных характеристик. 1. На основе анализа научно-педагогических исследований нарисуйте условный портрет идеального педагога. 2. По теме данной лекции разработайте наглядное пособие в форме таблицы, схемы, опорного конспекта, рисунков. Требования к пособию: точное соответствие содержания теме; практическое применение при освоении темы; выразительность формы. Рекомендуемая литература: 1. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. № 31. 2. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал, 2013, № 5. С. 38-41. 3. Адольф В.А. Проектирование практико-ориентированной профессиональной подготовки педагога в вузе: монография. - Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. 4. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – Академия, 2010. 5. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 6. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. М.: «Феникс», 2010. 7. Князева В.В. Педагогика: словарь научных терминов. – М.: Вузовская книга, 2009. 8. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. 9. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб.пособие. – М.: «Академия», 2009. 10. Михальская А.К. Педагогическая риторика. – Феникс, 2013. 11. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика. – Академия, 2008. 12. Панфилова А.П. Теория и практика общения. – Академия, 2011. 13. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18 октября 2013 года. 14. Сенько Ю.В. Стиль педагогического мышления в вопросах. – Дрофа, 2009. 15. Шипилина Л.А. Методология психолого-педагогических исследований. – Флинта, Наука, 2011. 16. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. – Академия, 2011. 17. Янова М.Г., Адольф В.А. Профессиональная подготовка педагога в контексте становления и развития его организационно-педагогической культуры: компетентностный подход: монография. - Красноярск, 2013.  

МОДУЛЬ II. «Общие основы педагогики»

Наши рекомендации