Тема: Стихотворение А. Пушкина
«Уж небо осенью дышало...»
Задачи: развивать интерес учащихся к поэтическому слову; учить понимать смысл образных поэтических слов и словосочетаний; формировать навык выразительного чтения; развивать творческое воображение; формировать эмоциональное восприятие.
Примерная структура урока
1. Организация начала урока: Какой сейчас урок? Который урок?
2. Вводная беседа, направленная на то, чтобы ввести школьников в тему стихотворения, которое предстоит рассмотреть на уроке. Беседа сопровождается использованием иллюстративного материала (возможно использование репродукции с изображением поздней осени, например ре-
продукции картины И. Левитана). Сопровождающие беседу вопросы учителя, которые даются учащимся на слух (за экраном): Какое сейчас время года? Рассмотрите картинки. Какая осень изображена? Назовите приметы поздней осени. Нравится ли вам поздняя осень?
Лексический материал для ответов: хмурое небо, небо покрыто серыми облаками; реже светит солнце; солнце светит, но не греет; часто идут дожди; день становится короче: рано темнеет; дует холодный ветер; листья с деревьев облетают; разноцветный ковер под ногами; пожелтела трава; птицы собираются в стаи; караваны улетающих птиц; птицы готовятся к отлету; птицы улетают на юг; приближается зима; Мне нравится осень, потому что...; Я не люблю это время года, потому что... .
3. Сообщение темы урока. Учитель сообщает на слух (за экраном) ученикам название стихотворения, которое они будут читать. Обращает внимание на правильное произнесение фамилии и имени автора: Алек-сандр Пушкин. Учитель демонстрирует учащимся портрет поэта. На доске записано: Александр Пушкин — великий русский поэт. Эту фразу ученики проговаривают вместе с учителем.
4. Выразительное чтение стихотворения учителем или учениками.
5. Беседа, направленная на выяснение первичного восприятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы учителя: Понравилось ли вам стихотворение? Какая картина больше всего запомнилась? О чем говорится в стихотворении?
6. Чтение стихотворения учениками вслух вместе с учителем.
7. Чтение учениками стихотворения по частям и беседа. Сопровождающие чтение задания и вопросы учителя по первой части стихотворения: Какие приметы поздней осени наблюдает А. Пушкин? Прочитайте слова и выражения.
В ходе беседы учитель объясняет выражения: Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.
Для объяснения учитель использует иллюстрации, объяснение словом, подбор синонимов: сень — покров, укры-
тие, которое образуется ветвями, листвой деревьев; таинственная — загадочная, непонятная.
Прочитайте еще раз строку: Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась. Какие звуки повторяются в этих строчках? (Свистящий [с] и шипящие [ж], [ш].) С помощью этих звуков А. Пушкин показывает, как шелестят облетающие, падающие листья. Какую картину вы представляете, читая первую часть стихотворения?
Лексический материал для ответов: дует прохладный ветерок, по небу бегут низкие серые облака, изредка проглядывает солнце, опадают листья с деревьев, на полях лежит туман.
Какое настроение создает эта часть стихотворения?
Вопросы учителя по второй части стихотворения: О каких изменениях в жизни птиц говорит А. Пушкин? Прочитайте, скажите своими словами. О каких изменениях в жизни людей говорит поэт? Прочитайте, скажите своими словами. Какую картину вы представляете, читая вторую часть стихотворения?
Лексический материал для ответов: гуси собираются в стаи; гуси медленно покидают родные места; гуси кричат, им грустно.
Какое настроение создает эта часть стихотворения? Какое настроение вызывает у А. Пушкина поздняя осень? А у вас?
8. Выполнение учащимися словарно-стилистических упражнений:
Дополните предложения:
Небо покрыто облаками, все реже светит солнце. Мне.... Короче становится день. Мне.... Птицы улетают на юг. Это... .
Слова для справок: скучно, грустно, радостно, печально, весело.
9. Выразительное чтение стихотворения учащимися с соблюдением осеннего настроения.
10. Прослушивание музыкальной пьесы «Осенняя песнь» П. И. Чайковского и соотнесение ее со стихотворе-
нием. Ученикам следует определить, какие чувства выражают поэт и композитор? (Грусть, тоску по ушедшему лету, печальное настроение от дождливой, холодной осени...)
11. Итоговое обсуждение в виде ответов на вопросы, которые учитель задает учащимся на слух (за экраном): «С каким стихотворением вы познакомились? О чем говорится в стихотворении?
Вывод (главная мысль стихотворения) записан учителем заранее на доске. Учитель вместе с учениками читают вывод с доски: В стихотворении говорится о поздней осени. Мы видим хмурое и холодное небо, опавшие листья, короткий осенний день, караваны улетающих птиц. Мы чувствуем осеннее настроение.
12. Домашнее задание: выразительно читать стихотворения, сделать к нему рисунок .
Сказки
Сказка как один из жанров устного народного творчества по своим особенностям похожа на рассказ: имеет четко обозначенный сюжет, раскрывающий поведение и взаимоотношения персонажей. Однако сказка — особый род литературного творчества, для которого характерны элементы волшебства, особая соотнесенность с реальной действительностью, своеобразная композиция, необычайная яркость персонажей, выразительность языка. Сказка при своей очевидной конкретности всегда предполагает широкую дидактическую направленность: каким надо быть, а каким не надо, что является злом, что — добром. Эти особенности вносят некоторые элементы новизны в известную методику изучения эпических (повествовательных) произведений.
Сказки по своему характеру разнообразны: волшебные, бытовые, о животных и т. п. В книгах для чтения большее место занимают сказки о животных и волшебные сказки, социально-бытовые представлены меньше. Методика чтения сказок безотносительно к их тематике едина: подготовка к чтению, само чтение и работа над содержанием сказки,
анализ поступков сказочных персонажей и вывод о главной мысли сказки, ее пересказывание учениками. Вместе с тем на первоначальном этапе (подготовка к чтению) требуется актуализация жизненного опыта детей, их знаний о жизни животных или о сказочных предметах, сказочных героях, о волшебстве и волшебниках.
Желательно, чтобы учитель в доступной детям форме рассказал на уроке о том, как складывались сказки в далекие времена под треск лучины и жужжание веретена, где собирались в долгие вечера крестьяне с какой-либо ручной работой. Пели песни о тяжелой доле народа, сказывали сказки и передавали их наизусть из уст в уста, слушали былины о героях народных, потешались над проделками Иванушки-дурачка. А Иванушка-дурачок оказывался самым удачным, самым сообразительным, ему всегда удавалось провести царя и богатея и добиться желаемого. Положительные сказочные герои всегда борются за справедливость. Их добрые дела побеждают на земле зло. Коварные и несправедливые люди бывают жестоко наказаны народом — автором многочисленных сказок.
Работа над содержанием сказки может проводиться в виде чтения отдельных эпизодов, иллюстрирования, составления картинного и словесного плана, различных бесед с выборочным чтением, пересказов. Содержание сказки обсуждается в аналитической беседе: поведение персонажей, их сравнение, выражение собственного отношения к ним. Важно, чтобы дети поняли, что сказочный персонаж сочетает в себе черты обычного человека и элементы необычного, нереального (наделен необычной силой, красотой, способен на необыкновенные поступки и пр.). Сочетание сказочного и реального в описании событий окружающей обстановки, природы, персонажей привлекает детей, хотя и представляет некоторые трудности при осмыслении.
Важным компонентом чтения сказок является работа над выразительностью ее языка: включение сравнительных оборотов из сказок в детские пересказы, проведение словарно-стилистических упражнений, использование
выразительных языковых средств при описании пейзажа, обстановки, ситуаций, персонажей.
Подготовка школьников к чтению может требовать актуализации их жизненного опыта, знаний о жизни животных или о сказочных предметах, сказочных героях, волшебстве и обо всем том, что отличает сказку от реальной действительности. Чтение сказки на уроках всегда сочетается с творческой деятельностью школьников — инсценированием, иллюстрированием, сочинением сказок детьми, проведением викторин, праздников, просмотром фильмов и чтением сказок по своему желанию вне класса.
В качестве примера работы приведем описание методики проведения четырех уроков во втором классе.
Петушок и бобовое зернышко
(Русская народная сказка)
Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:
— Петя, не торопись. Петя, не торопись.
Клевал как-то петушок бобовые зернышки да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:
— Ох, хозяюшка, дай скорей маслица, петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.
— Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я ужо собью маслица.
Бросилась курочка к корове:
— Коровушка, голубушка, дай скорей молока, хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
— Ступай скорей к хозяину. Пусть он принесет мне свежей травы.
Бежит курочка к хозяину.
— Хозяин, хозяин! Дай скорей коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
— Беги скорей к кузнецу за косой.
Со всех ног бросилась курочка к кузнецу.
— Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке травы, коровушка дала молочка, хозяюшка сбила масло, дала маслица курочке.
Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал:
— Ку-ка-ре-ку!
Уроки 1, 2
Тема: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»
Задачи: продолжать знакомство с произведениями устного народного творчества (со сказкой); учить задавать вопросы; формировать навык беглого и выразительного чтения; развивать воображение.
Примерная структура урока
1. Организация начала урока.
2. Сообщение темы урока. Учитель сообщает, что сегодня на уроке они будут читать сказку. Сказка — это произведение устного народного творчества. В сказках волшебные приключения, звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказки, в которых главные герои — животные (звери и птицы), — это сказки о животных. Затем ученики читают название сказки с доски. Учитель обращает внимание на правильное произнесение названия сказки «Петушок и бобовое зернышко».
4. Чтение сказки учителем.
Беседа, направленная на выяснение первичного восприятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы
учителя: Кто главные герои сказки? О чем говорится в сказке? Что запомнили?
5. Чтение учащимися труднопроизносимых слов.
6. Чтение сказки учениками по смысловым законченным отрывкам и беседа, в ходе которой разъясняются новые слова и выражения: клевал второпях, сбить масло, кузнец, коса,
7. Повторное чтение учащимися сказки вслух, при котором отрабатывается правильность произношения и выразительность.
8. Беседа в виде ответов на вопросы учителя: Что случилось с петушком? Прочитайте. Почему петушок подавился? Почему курочка испугалась? К кому обратилась за помощью курочка? О чем она просила хозяйку (коровушку, хозяина, кузнеца)? Прочитайте. Что отвечала хозяйка (коровушка, хозяин, кузнец)? Прочитайте. Как можно назвать курочку? Выбери слова: добрая, ленивая, заботливая, злая.
Дополните предложения: Кузнец дал (что?)... (кому?).... Хозяин дал (что?) ... (кому?).... Коровушка дала (что?) ... (кому?) ... . Хозяюшка дала (что?) ... (кому?) ... . Курочка (что сделала?) ... (кому?) ... . Зернышко (что сделало?) ... . Петушок (что сделал?)... .
9. Выполнение заданий по рисункам к сказке. Примерные варианты заданий:
а) ученики рассматривают рисунки и находят к ним строчки из рассказа;
б) дети рассматривают рисунки и рассказывают своими словами о том, что на них изображено;
в) школьники рассматривают рисунки и озаглавливают их;
г) «маленький учитель» по рисункам задает вопросы классу, ученики отвечают на эти вопросы своими словами;
д) работая в парах, один ученик задает вопросы по рисункам, другой отвечает на них строчками из текста или своими словами.
10. Выразительное чтение сказки по ролям.
11. Пересказ сказки по конструктивной картинке.
Рисуется картинка, на которой изображен дом, курятник, кузница, лужок. Вырезаются фигурки петушка, курицы, коровы, хозяйки, хозяина, кузнеца. Дети передвигают фигурки и ставят их в то положение, о котором говорится в сказке. Ученики по картинке последовательно воспроизводят действия персонажей, пересказывая текст.
12. Итоговое обсуждение в виде ответов на вопросы, которые учитель задает учащимся на слух (за экраном): Повторите: Устное народное творчество. Русские народные песни, считалки, загадки, сказки. С какой сказкой вы познакомились? О чем в ней говорится? Как называется сказка, в которой главные герои — животные? Чему учит сказка?» (Вывод записывается на доске, ученики повторяют его вместе с. учителем.)
13. Домашнее задание: подготовить чтение сказки по ролям или инсценирование.
Лисичка со скалочкой
(Русская народная сказка)
Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.
Пришла в деревню и стучится в избу:
— Стук-стук-стук!
— Кто там?
— Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
— У нас и без тебя тесно!
— Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик — под лавочку, скалочку — под печку.
Ее пустили. Вот она легла сама на лавочку, хвостик — под лавочку, скалочку — под печку.
Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает.
— Где же моя скалочка? Давайте мне за нее курочку. Взяла лисичка курочку, идет да поет:
— Шла лисичка по дорожке,
Нашла скалочку.
За скалочку взяла курочку!
Пришла она в другую деревню:
— Стук-стук-стук!
— Кто там?
— Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
— У нас и без тебя тесно.
— Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик — под лавочку, курочку — под печку.
Ее пустили. Лисичка легла сама на лавочку, хвостик — под лавочку, курочку — под печку.
Рано утром лисичка потихоньку встала, схватила курочку, съела, а после говорит:
— Где же моя курочка? Давайте мне за нее гусочку! Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдать ей за курочку
гусочку.
Взяла лисичка гусочку, идет да поет:
— Шла лисичка по дорожке, Нашла скалочку. За скалочку взяла курочку. За курочку взяла гусочку!
3 Пришла она под вечер в третью деревню:
— Стук-стук-стук!
— Кто там?
— Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
— Да у нас и без тебя тесно.
А я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик — под лавочку, гусочку — под печку.
Ее пустили. Вот она легла сама на лавочку, хвостик — под лавочку, гусочку — под печку.
Утром, чуть свет, лисичка вскочила, схватила гусочку, съела да
говорит:
— А где же моя гусочка? Давайте мне за нее девочку!
А мужику девочку жалко стало отдавать. Посадил он в мешок большую собаку и отдал лисе:
— Бери, лиса, девочку!
Вот лиса взяла мешок, вышла на дорогу и говорит:
— Девочка, пой песни!
А собака в мешке как зарычит!
Лиса испугалась, бросила мешок — да бежать...
Тут собака выскочила из мешка — да за ней!
Урок 1, 2
Тема: Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
Задачи: продолжать знакомство с произведениями устного народного творчества (со сказкой); формировать навык беглого и выразительного чтения; знакомить с особенностями построения сказок и с особенностями сказочного языка; развивать воображение.
Примерная структура урока
1. Организация начала урока.
2. Сообщение темы урока. Учитель сообщает, что сегодня на уроке они будут читать сказку «Лисичка со скалочкой». Ученики читают название сказки на доске. Учитель обращает внимание на правильное произнесение названия сказки, объясняет, что скалочка — деревянная палочка, валик для раскатывания теста.
3. Чтение сказки учителем или учениками.
4. Беседа, направленная на выяснение первичного восприятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы учителя: О ком сказка? О чем говорится в сказке? Что запомнили?
5. Чтение учащимися труднопроизносимых слов.
6. Чтение сказки учениками по частями и беседа, в ходе которой разъясняются новые слова и выражения: скалочка, лавочка, да я не потесню, гусочка.
7. Повторное чтение учащимися сказки вслух, при котором отрабатывается правильность произношения и выразительность.
8. Беседа в виде ответов на вопросы учителя: Что нашла лисичка? О чем попросила в деревне? Что она сделала утром? Прочитайте. О чем лисичка попросила во второй деревне? Что она сделала рано утром? О чем лисичка попросила в третьей деревне? Что сделала утром? Как мужик перехитрил лису? Прочитайте выражения и сравните: Лиса испугалась, бросила мешок — да бежать. Лиса испугалась, бросила мешок и побежала. Тут собака выскочила из мешка — да за ней! Тут собака выскочила из мешка и побежала за ней. Какая лиса?»
Слова для справок: хитрая, добрая, умная, жадная,
9. Знакомство с особенностями сказки. Учитель сообщает ученикам, что в сказках многие слова повторяются, просит их прочитать. Любимым сказочным числом является число три. Учитель просить найти это число в сказке.
10. Чтение учениками сказки по ролям.
11. Пересказ сказки по рисункам в учебнике.
12. Итоговое обсуждение в виде ответов на вопросы, которые учитель задает учащимся на слух (за экраном): Повторите: Устное народное творчество. Русские народные песни, считалки, загадки, сказки. Как называется сказка, в которой главные герои — животные? С какой сказкой вы познакомились? Чему учит сказка? (Вывод записывается на доске, ученики повторяют его вместе с
учителем.)
13. Домашнее задание: подготовить чтение по ролям сказки; подготовится к обобщающему уроку.
Басня
Басня — небольшое произведение в стихах или в прозе, с нравоучительным сатирическим или ироническим содержанием, заканчивающееся часто моралью, в которой выражена поучительная мысль.
Басня отличается своеобразной стихотворной формой лаконичностью и образностью языка, аллегоричностью и
обобщенностью образов. Персонажи басни - животные
птицы, предметы и вещи, но под ними подразумеваются люди и их характерами. Каждый басенный персонаж воплощает какую-то черту: хитрость, трудолюбие, хвастливость, легкомыслие или любопытство. Осмеяние одних черт характера и утверждение других оказывает огромное воспитательское воздействие на учащихся. Басня привлекает детей не скрытым смыслом, а образностью и выразительностью сцен. Слабослышащим и глухим детям нравятся басни, они смеются над незадачливой Обезьянкой которая не знает, как обращаться с очками, возмущаются поведением легкомысленной Стрекозы или неблагодарностью Волка. Но мораль басни, четко сформулированная автором, не всегда осмысливается достаточно глубоко Басенный персонаж воспринимается детьми как конкретное лицо, без должного обобщения. Эти особенности детского восприятия следует учесть в процессе работы над содержанием басни.
Основные методические приемы работы: комментированное чтение басни по частям, беседа с выборочным чтением, иллюстрирование, работа с художественными иллюстрациями, описание кадров воображаемого фильма по басне, беседа, анализирующая поведение и речевую характеристику персонажей.
Чтобы определить последовательность и содержание картин в басне, ученикам предлагается описать первую картину (какова обстановка, кто действующие лица каковы их действия); затем определяется следующая картина — кадр воображаемого фильма и т. д.
Например, по басне И. Крылова «Стрекоза и Муравей»
1-й кадр: Лето, поле, кругом цветы. Стрекоза танцует и поет.
2-й кадр: Ветер, опадают листья, холодно. Начинает идти снег. Стрекозе холодно, есть нечего. Постепенно все поле в снегу.
3-й кадр: Кругом снег. Мороз. Стрекозе холодно, она голодна. Еле-еле ползет она к избушке Муравья. И т. д.
Подобная работа позволяет ученикам увидеть за лаконичным словесным описанием яркие конкретные картины. Это делает восприятие более осмысленным и эмоциональным. Определение последовательности кадров вырабатывает умение следить за последовательностью развивающихся действий. Словесное определение кадров способствует умению пересказывать стихотворный текст.
Составление кадров фильма по прочитанной басне — эффективный прием, развивающий творческое воображение, мышление и речь детей с недостатком слуха.
Словесные кадры фильма, составленные учениками, неплохо сопоставить с кадрами диафильма или мультфильма. Такой прием работы позволяет узнать, как увидели басню и басенных героев мастера искусств, художники, мультипликаторы, как они передали идейный смысл басни.
Более сложной является аналитическая работа над басенным образом, который создается баснописцем с помощью языковой характеристики. Задача педагога — научить школьников выбирать соответствующие строки из басни и определять по ним поведение персонажа, его характер. Например, анализируя басню «Ворона и Лисица» И. Крылова, ученики выбирают под руководством педагога строки о центральном персонаже: плутовка: на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит; говорит так сладко, чуть дыша. В ходе анализа учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: Какими словами баснописец подчеркивает коварство и хитрость Лисы? Как ведет себя Лисица, когда почувствовала запах сыра? Как вы думаете, почему автор назвал ее плутовкой? Что делает лисица для того, чтобы выманить вкусный кусочек? Какие ласковые и льстивые слова говорила Лисица? Почему?
Чтобы понять, что Лисица льстит Вороне, надо вспомнить, как Ворона выглядит, как она каркает, и после этого выбрать слова Лисицы о Вороне:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И верно, ангельский быть должен голосок!..
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты у нас была царь-птица!
Анализ выбранных строчек позволяет доказательно говорить о хитрости, лести Лисицы, желающей обмануть глупую Ворону и добыть желаемое.
Аналогичную работу целесообразно провести и по анализу языковой характеристики Вороны. Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: Как Крылов показывает, что Ворона 'неуклюжая, тяжелая птица? Как вы представляете себе Ворону, когда она нашла сыр и собиралась позавтракать? Какими чертами народ характеризует Ворону? Какая Ворона на самом деле? После каких слов Лисицы Ворона каркнула?
Особенность басенного образа — его обобщенность. Поэтому после раскрытия конкретного значения басенного персонажа надо показать обобщенный смысл персонажа. Это достигается несколькими путями: сравнением басенного персонажа с персонажами других литературных произведений и употреблением басенных афоризмов в различных ситуациях. Первый путь при небольшой начитанности учеников с недостатком слуха применяется реже. Продуктивен второй путь. Обратимся к басне И. Крылова «Ворона и Лисица». В ходе обобщающей беседы учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: Кого из действующих лиц больше высмеивает и осуждает Крылов? Бывают ли такие недостатки у людей? Каких людей высмеивает Крылов в басне под видом Вороны и Лисицы? Какие людские пороки высмеивает он? Как баснописец относится к лести? Почему лесть гнусна, вредна? Что значит выражение: и в сердце льстец всегда отыщет уголок? Все ли люди верят лести? Чему учит басня?
Завершается анализ басни ее выразительным чтением и чтением по ролям: Как вы будете читать слова автора о Вороне, о Лисице? Как — слова Лисицы? Вспомните об отношении Крылова к героям басни и о вашем собственном.
Во внеклассное время рекомендуется инсценирование басни, просмотр диафильмов, викторины по изученным басням, ответы на вопросы анкеты. Приведем вариант анкеты, которая проводится после изучения всех басен И. Крылова.
Анкета
1. Напиши полностью имя, отчество и фамилию великого русского баснописца.
2. Назови басни Крылова, которые ты читал.
3. Назови басни Крылова, которые ты знаешь наизусть.
4. В каких баснях высмеивается жадность и неблагодарность?
5. В каких баснях высмеивается лесть, хитрость, лживость?
6. Каких героев басен Крылова ты считаешь глупыми?
7. Из каких басен эти слова:
а) Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет.
б) Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» Рассмотренные выше методические советы по изучению басни покажем на конкретном примере одной из басен И. Крылова для учащихся 4-го класса.
И. Крылов
Лисица и виноград
(Басня)
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись,
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко;
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око, да зуб неймет.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош.
Да зелен — ягодки нет зрелой;
Тотчас оскомину набьешь».
Уроки 1, 2
Задачи: познакомить учеников с биографией баснописца, с содержанием басни, закрепить навыки сознательного и выразительного чтения; осмыслить характеры басенных персонажей, особенности жанра басни.
Примерная структура урока
1. Рассматривание портрета И. Крылова и ответ на вопрос: Что можно сказать об этом человеке, глядя на его портрет?
При ответе на этот вопрос ученики могут пользоваться планом и лексическим материалом, которые учитель записывает на доске:
План Лексический материал
1. Возраст Пожилой, немолодой человек
2. Лоб Открытый, высокий, говорит
большом уме этого человека
3. Глаза Задумчивые, внимательные, грустные, сосредоточенные; выражают, выдают печаль, грусть; чем-то опечален
4. Волосы Волнистые, растрепанные
5. Мое отношение Мне кажется, я представляю, я
думаю...; остановился на минутку, хочет что-то сказать, задумался
Приведем примерный вариант высказывания учеников (образец для работы учителя).
С портрета смотрит на нас немолодой человек с задумчивыми глазами, очень высоким лбом. Он сосредоточенно смотрит вперед, о чем-то задумался. Глаза у него внимательные и грустные. Он чем-то явно опечален. Открытый, высокий лоб говорит о большом уме этого человека. Волосы волнистые, растрепанные. Кажется, что он шел и остановился на минутку, хочет о чем-то рассказать.
2. Рассказ учителя о баснописце (с элементами беседы). Опорные слова и выражения: басня, великий русский баснописец, бессмертные творения.
Педагог может предложить ученикам прочитать материал о жизни и творчестве баснописца по карточке.
Дополнительный материал для учителя
Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844) родился в Москве, в семье армейского офицера, который выслужился от солдата до капитана. Когда мальчику исполнилось 8 лет, умер его отец. Семья Крыловых нуждалась, и Ваня не имел возможности учиться в школе. Учился он дома самостоятельно, читая книги. С 9 лет Ваня стал помогать матери. Он начал зарабатывать деньги перепиской различных бумаг. С 14 лет Крылов поступил на службу и стал содержать всю семью. Крылов не любил вспоминать свое суровое детство. Когда Ване исполнилось 14 лет, он с матерью переехал в Петербург, где продолжил образование. Он поставил себе цель — стать писателем. Крылов был очень трудолюбив, обладал большой волей. Он самостоятельно изучил несколько языков, прочел много книг. С 17 лет Иван Андреевич начал печатать свои произведения, в которых осуждал крепостничество, несправедливость, взяточничество, подхалимство. Произведения Крылова не разрешали печатать. Впоследствии Крылов долгое время работал в Публичной библиотеке Петербурга и стал писать басни.
Басня — короткий рассказ (чаще в стихотворной форме) с простым сюжетом, иносказанием, моралью. Цель басни — показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их.
Крылов осмеивал в своих баснях людские пороки: жадность, жестокость, зависть, невежество, трусость, хитрость, лесть, неблагодарность, хвастливость, подхалимство. Басни Крылова написаны прекрасным русским языком. Многие слова и меткие выражения стали пословицами. Дедушкой Крыловым назвал народ своего баснописца. Почти два столетия живут басни Крылова, читают и любят их взрослые и дети. Из басен Крылова читатели узнают о прошлом, учатся критически относится к недостаткам в поведении людей, знакомятся с замечательным языком великого баснописца.
3. Взаимная беседа детей о И. Крылове после рассказа учителя или чтения карточки. Примерные вопросы и задания:
— Написать на доске слово баснописец и разобрать его по составу.
— Назвать имя и отчество великого русского баснописца.
— Где и когда родился Иван Андреевич Крылов?
— Где учился Крылов? И др.
4. Чтение учителем или учениками басни «Лисица и виноград».
5. Выяснение эмоционального восприятия басни учениками. Сопровождающие беседу вопросы учителя: «О ком говорится в басне? О чем в ней говорится? Чем басня напоминает сказку? Что вам запомнилось? Какие чувства вызвали у вас герои басни?»
6. Чтение басни учениками.
7. Комментированное чтение басни и словарная работа, в ходе которой выясняются значения слов: яхонт — драгоценный камень; рделись — краснели, зрели; оскомина — вяжущее ощущение во рту; откелъ — откуда; кума — родственница; око — глаз.
Вопросы для комментированного чтения: Найдите и прочитайте описание винограда. Почему Лиса забралась в сад? Как в басне сказано, что виноград очень понравился Лисице? Почему Лиса сказала, что виноград зелен?
8. Работа над языком басни. Сопровождающие вопросы и задания учителя: Какие краски нам понадобились бы, чтобы нарисовать кисти винограда? Прочитайте, как описан виноград у И. Крылова. Подберите эпитеты к слову виноград. Почему автор не пожалел красок, чтобы показать, каким был виноград? Найдите в басне народные пословицы. Подумайте и скажите, как объяснить их значение. (У кумушки глаза и зубы разгорелись. Хоть видит око, да зуб неймет.)
9. Анализ содержания басни по вопросам и заданиям учителя: Как показывает И. Крылов, что Лиса не случайно попала в сад? Прочитайте об этом. Понравился ли виноград Лисице с самого начала? Прочитайте. Удалось ли Лисице поживиться на этот раз? Почему не удалось? Как очень кратко, но выразительно об этом сказал И. Крылов? Чем объяснила свой уход из сада Лиса? Прочитайте. Кого хотела обмануть Лисица таким объяснением?
10. Письменная работа в связи с чтением басни. Задания:
1) выписать из басни в два столбика предложения: в левый — описание винограда И. Крыловым; в правый — суждение Лисицы о винограде;
2) ответить письменно на вопрос: Почему Лисица сказала, что виноград зелен?
11. Обобщающая беседа. Сопровождающие беседу вопросы учителя: Бывают ли у людей похожие обстоятельства б жизни? Какой недостаток высмеивает Крылов в басне?