Раздел 4. Основы дидактики специальной педагогики
Семинар № 14.
Основы дидактики специального образования
Задачи изучения темы:
1. Раскрыть основные вопросы дидактики специального образования.
2. Учиться систематизировать учебный материал.
Форма отчетности: письменные планы ответов на вопросы, заполненные таблицы.
Вопросы и задания к изучению темы:
1. Понятие «специальное образование», цели и задачи специального образования.
2. Содержание специального образования. Факторы, определяющие содержание специального образования. Специфика содержания специального образования.
3. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
4. Методы специального образования и воспитания (составить схему классификации методов). Факторы, определяющие своеобразие методов.
5. Формы организации специального обучения. Их характеристика.
6. Условия организации специального образовательного процесса.
Литература
Основная:
Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т / под ред. Н.М. Назаровой. – М., АСАДЕМIА, 2007. Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. - 352 с., Стр. 225 – 233, 243 – 257.
Дополнительная:
1. Специальная педагогика.– М.: Academia, 2000.– С. 122-157.
2. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой.– М., 2001.– С. 14-31.
Семинар № 7.
Принципы специального образования
Задачи изучения темы:
1. Раскрыть содержание принципов специального образования.
2. Дать характеристику принципов обучения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
3. Учиться анализировать методическую литературу.
Форма отчетности: письменные планы ответов на вопросы, заполненные таблицы.
Вопросы и задания к изучению темы:
1. Назовите общедидактические принципы. Их роль в специальном образовании.
2. Раскройте содержание принципов специального образования.
3. Охарактеризуйте принципы обучения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
4. Проанализируйте возможность учета принципов специального образования и обучения при осуществлении работы по социально трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Литература
Основная:
Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т / под ред. Н.М. Назаровой. – М., АСАДЕМIА, 2007. Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. - 352 с, Стр. 233-243.
Дополнительная:
1. Специальная педагогика.– М.: Academia, 2000. – Разд. 1.– Гл. 3.– С. 121-357.
2. Малер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А.Р. Малер.– М., 2002.– С. 30-39, 39-46, 86-122. (любой раздел).
Раздел 5. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.
Семинар № 8.
Комплексный подход к организации помощи детям с особенностями развития
Задачи изучения темы:
1. Раскрыть сущность комплексного подхода к организации помощи детям с особенностями развития.
2. Учиться работать с нормативно правовыми документами.
Форма отчетности: письменные планы ответов на вопросы, заполненные таблицы.
Вопросы и задания к изучению темы:
1. Сущность комплексного подхода.
2. Функциональные блоки осуществления комплексного подхода, направления деятельности. Задачи.
3. Проанализируйте схему «Обеспечение качественного уровня учебно-воспитательного процесса» (Основы управления специальным образованием / под ред. Д.С. Шилова.– М., 2001.– С. 210).
4. Составьте модель комплексного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении реализующего разные модели интеграции.
5. Психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК): основные задачи, состав, организация работы.
Литература
Основная:
Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т / под ред. Н.М. Назаровой. – М., АСАДЕМIА, 2007. Т. 3 : Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. - 400 с., Стр. 5-68.
Дополнительная:
1. Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями
в развитии // Вестник образования.– 1997.– № 6.– С. 29.
2. Основы управления специальным образованием / под ред. Д.С. Шилова.– М. 2001.– С. 5-32.
3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
4. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова.– М., 1995.
Семинар № 9.
Отечественные модели интегрированного обучения
Задачи изучения темы:
1. Раскрыть сущность интеграции как закономерного этапа развития системы специального образования детей с отклонениями в развитии.
2. Учиться обобщать материал различных источников.
3. Учиться формулировать свою позицию и аргументировать ее.
Форма отчетности: письменные планы ответов на вопросы.
Вопросы и задания к изучению темы:
1. Аксиологическая концепция гуманизма как философская и нравственно-этическая основа теории и практики коррекционной педагогики.
2. Понятия «сегрегация» и «интеграция». Их принципиальное отличие в коррекционной педагогике.
3. Понятия «дифференциация», «интеграция», «интегрированное обучение». Дифференцированный и интегрированный подходы в оказании специализированной психолого-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии.
4. Возможности и модели социальной и образовательной интеграции детей с отклонениями в развитии.
5. Характеристика опыта интегрированного обучения в России и за рубежом.
6. Характеристика отечественной концепции интегрированного обучения.
7. Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения.
8. Принципы отбора детей (возможности и направления интеграции).
Литература
Основная:
Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т / под ред. Н.М. Назаровой. – М., АСАДЕМIА, 2007. Т. 3 : Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. - 400 с., стр. 347 – 392.
Дополнительная:
1. Дефектология. Словарь-справочник.– М., 1996.
2. Дефектологический словарь.– М., 1970.
3. Шипицина, Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л.М. Шипицина и др. .– СПб., 1995.
4. Специальное обучение в России и Франции: сходства и различия.– СПб., 1998.
5. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России / Н.Н. Малофеев // Дефектология.– 1997.– № 4.
6. Солнцева, Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения Л.И. Солнцева // Дефектология.– 1997.– № 2.
7. Шматко, Н. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии / Н. Шматко // Дошкольное воспитание.– 1998.– № 3.
8. Шматко, Н. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н. Шматко // Дефектология.– 1999.– № 1, 2.
9. Шматко, Н.Д. Интеграция детей с нарушениями слуха в ДОУ общего типа / Н.Д. Шматко, Э.В. Миронова // Дефектология.– 1995.– № 4.
10. Зотова, А.М. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации / А.М. Зотова // Дефектология.– 1997.– № 6.
11. Гудонис, В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением / В. Гудонис // Дефектология.– 1996.– № 2.
12. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования: сб. науч. тр. и проектных материалов.– М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1996.
Темы практических и/или семинарских занятий
Форма обучения: заочная
Темы семинарских занятий.
Название радела | Темы семинарских занятий | Количество часов |
Раздел 3. Научные основы специальной педагогики. | Семинар № 4. Научные основы специальной педагогики. |
Задание к семинарскому занятию №4 представлено в разделе 5.Темы практических и/или семинарских занятий, Форма обучения: очная.
Остальные темы выносятся на самостоятельную работу студентов (СРС) дополнительно к представленным в разделе 8.3. Методические указания студентам.