Карточка передового педагогического опыта работы
Автор опыта………………………………………………………………
Адрес ……………………………………………………………………..
Район………..……………………………………………………………..
ДОУ………………..………………………………………………………
Тема работы…………………………………………………………..…..
Теоретическая интерпретация опыта (его сущность, результативность, трудоемкость осуществления, возможность и условия освоения) …………..
Основное содержание опыта работы…………………………………….
Творческие находки автора ……………………………………………….
Публикации …………………………………………………………………
Кто, когда изучал эту проблему …………………………………………
Решение об обобщенном опыте…………………………………………..
Наличие обобщенного материала…………………………………………
Поощрения педагога (награды, звания)…………………………………
Проверка эффективности опыта…………………………………………..
Последователи……………………………………………………………...
Экспертное заключение ……………………………………………………
Распространение опыта (диссеминация)…………………………………
Автор опыта (подпись)
Эксперт (подпись)
Научный руководитель (подпись)
Примечание. При описании опыта ссылки на приложения обязательны.
С процессом освоения опыта связаны такие процессы, как «внедрение», «трансляция», «распространение», «обмен». В этом понятийном поле сегодня появился еще один термин – диссеминация. Этим понятием обозначается особый способ распространения и освоения опыта, адекватный конкретным потребностям его реципиентов и имеющий характер «выращивания».
Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на самые широкие массы, адаптируя, редуцируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или инновационную систему в целом.
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Диссеминация может существовать и осуществляться в двух основных формах – как постоянно текущая деятельность или как некий специально выделяемый в рамках общего проекта специальный проект. В последнем случае к планированию диссеминации и к управлению ею применимы все общие рекомендации по разработке проектов и управлению ими.
Одним из условий диссеминации – распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта – является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:
- информационные – выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом;
- коммуникационные – профессиональные события;
- обучающие – организация ознакомительных семинаров и организация более продолжительных программ обучения;
- экспертные – оценка и поддержка участников процесса диссеминации.
Шаги, обеспечивающие успешность диссеминации инновационного педагогического опыта.
1. Определить субъекты диссеминации, в числе которых основными являются:
1) авторы инновационного педагогического опыта, то есть те педагоги, которые будут представлять свой опыт педагогическому сообществу;
2) потребители, пользователи инновационного педагогического опыта, обеспечивающего более высокие результаты образовательно-воспитательной деятельности;
3) организаторы процесса диссеминации (управленцы, методисты всех уровней от школьного до муниципального, специалисты системы дополнительного педагогического образования, а также представители неформальных структур, заинтересованных в продвижении педагогических инноваций в образовательную среду).
2. Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы − то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.
Чтобы распространять инновационный педагогический опыт, необходимы, по меньшей мере, два обязательных условия:
а) облечь опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях;
б) вызвать заинтересованность педагогов в овладении инновационным опытом, актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в своей практике.
3. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях: региональном; муниципальном; образовательного учреждения.
Главное в педагогическом опыте – идея. При распространении важно донести сущность педагогического процесса, новизну опыта, условия использования на практике его основных конструкций.
Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс:
- ознакомление желающих педагогов с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;
- «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;
- практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приемов (курсы, семинары, практикумы);
- свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих педагогов.
В качестве форм тиражирования инновационного педагогического опыта в современной образовательной практике наиболее распространенными являются следующие мероприятия: участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков; стажировки на базе лучших ДОУ; консультации, практикумы, открытые мероприятия; обучающие и деловые игры; мастер-классы, педагогические мастерские, студии, конференции, аукционы педагогических идей, презентации, выставки, форумы, ярмарки, фестивали, публикации, выступления в СМИ, семинары-практикумы, презентации, фестивали инновационного управленческого и педагогического опыта, авторские школы инновационного опыта.
Внедрение передового педагогического опыта неправомерно отождествлять с распространением и педагогической пропагандой опыта. Использование опыта следует рассматривать как осуществление мер по включению передовых методов и приемов в практику работы педагогов. Внедрение предполагает разработку специальной системы, направленной на совершенствование учебно-воспитательной деятельности.
Усовершенствование передового опыта. Передовой педагогический опыт характеризуется перспективностью своего развития, а поэтому и после его внедрения он усовершенствуется и в практике работы педагога, создавшего его, и в работе педагогов, взявших опыт на вооружение, использующих его в своей работе.
Список литературы
1. Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика // Управление школой, 2007, №13. – С. 24-26.
2. Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода // Педагогика. – 2005, №5. – С. 39-44.
3. Кузьмина В.Ф. Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю). Завуч. «Управление современной школой» – №4, 2006. – С. 103-104; №6, 2006.– С.113-114
4. Попова И.Н. Обобщение передового педагогического опыта. // Завуч, 2006, №6. – С.113-116.
5. Файн Т. Выявление, изучение и представление педагогического опыта // Практика административной работы в школе. – 2005, №7. – С. 6-9.