Сущность и значение дидактической игры
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность и значение дидактической игры…………………………………4
2. Структура дидактической игры………………………………………………5
3. Место дидактической игры в педагогическом процессе……………………9
4. Методическое руководство дидактическими играми детей……………….10
Выводы…………………………………………………………………………...14
Список используемой литературы……………………………………………...15
Введение
Успешное овладение детьми знаниями, умениями, их умственное развитие во многом зависят от эффективности дидактического процесса в детском саду. Поэтому наряду с разработкой содержания умственного воспитания, определением характера и объема знаний необходимо совершенствование дидактических средств образовательной работы, поиск путей рационального использования различных организационных форм обучения. [3, с.52]
В теории и практике дошкольного воспитания, говорит Аванесова В. Н., происходят очень важные процессы укрепления дидактических начал, утверждения активного, направляющего характера воздействий педагога на детей, овладении методикой проведения учебных занятий.
Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям и правилам, которые как бы автоматически ведут обучение, направляя активность детей в определенное русло.
Игровые приемы повышают интерес детей к занятию, развивают сосредоточенность, способствуют направлению действий и движений детей в соответствии с указаниями воспитателя, обеспечивают лучшее усвоение программного материала всеми детьми.
Дидактическая игра считается важным средством образовательной работы с дошкольниками, ей отводится определенное место в системе организованного обучения на занятиях. В организационном отношении дидактические игры включаются в занятия. Аванесова В. Н. отмечает, что занятия, впитавшие в себя дидактические игры (а также и дидактические материалы), являются единственной формой организации обучения и детском саду. [3, с.56]
Сущность и значение дидактической игры
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного и умственного воспитания.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время и учитель, и участник игры, он учит детей и играет с ними, а дети, играя, учатся.
Игра становится подлинной формой игрового обучения лишь в том случае, когда учебные, познавательные, задачи ставятся перед детьми через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровым действием дидактической игры.
Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей, определяет содержание обучения. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, роднит обучающие игры с замятиями, хотя в игре и в занятиях эти задачи различны по характеру.
Дидактическая игра выполняет две очень важные функции.
Первая – учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, а также на формирование у них обобщенных представлений и способов действий.
Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятиях, на том, что мы видим, осязаем, слышим и т д. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знании об окружающем. В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность: 1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении; 2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и др.); ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию; 3) делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам; 4) соотносить, сравнивал жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и т. д.).
Вторая важная функция – контроля за состоянием сенсорного развития детей.
В целях определения достижений детей в сенсорном развитии воспитатель, в частности, может использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок. Те, кто решает задачу путем хаотических многократных проб и ошибок (убеждается в правильности действия лишь, когда практически «подходит» или «не подходит» деталь), находятся на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но делают это целенаправленно: подбирают вначале половинки самого маленького вкладыша, затем – большего размера и т д. Можно считать, что эти дети овладели способом предварительного установления тождества деталей и находятся по сравнению с первыми на более высоком уровне. И, наконец, детей можно отнести к еще более высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали лишь на основе зрительного соотнесения. [2]