Интерпретация результатов теста. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3.
3. Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами.
Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского
По завершении одного из этапов предложенного вам задания (на работе, дома и т.д.), когда часть задания вами уже выполнена и впоследствии предстоит работать над оставшейся его частью, сделайте перерыв для того, чтобы ответить на тест- опросник В.Гербачевского.
Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Распечатайте и обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике: если полностью согласны с высказыванием — +3; если просто согласны — +2; если скорее согласны, чем не согласны — +1; если вы совершенно не согласны — -3; если просто не согласны — -2: если скорее не согласны, чем согласны — -1. Если же вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте — 0. Все высказывания относятся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается.
Опросник В. Гербачевского
Фамилия, имя, отчество_______________________________
Дата заполнения__________________Возраст_____________
Профессия (специальность)_____________________________
№ пп | Высказывание | Шкала для ответов |
Исследование мне уже порядком надоело | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я работаю на пределе своих сил | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я хочу показать все, на что способен | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Мне интересно, что получится | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Задание довольно сложное | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
То, что я делаю, никому не нужно | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Меня интересует, лучше ли мои результаты пли хуже, чем у других | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Мне бы хотелось поскорее заняться своими делами | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Думаю, что мои результаты будут высокими | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Эта ситуация может причинить мне неприятности | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я проявляю достаточно старания | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я считаю, что мой лучший результат не случаен | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Задание большого интереса не вызывает | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я сам ставлю перед собой задачи | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я беспокоюсь по поводу своих результатов | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я ощущаю прилив сил | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Лучших результатов мне не добиться | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Эта ситуация имеет для меня определенное значение | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я хочу ставить все более и более трудные цели | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
К своим результатам я отношусь равнодушно | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Чем дольше работаешь, тем становится более интересно | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я не собираюсь «выкладываться» в этой работе | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Скорее всего, мои результаты будут низкими | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Как ни старайся, результат от этого не изменится | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Задание достаточно простое | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я способен на лучший результат | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Мне безразлично, какими будут мои результаты в сравнении с другими | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я увлекся работой над заданием | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я хочу избежать низкого результата | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я чувствую себя независимым | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Мне кажется, что я зря трачу время и силы | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я работаю вполсилы | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Меня интересуют границы моих возможностей | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я сделаю все, что в моих силах для достижения цели | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Я чувствую, что у меня ничего не выйдет | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 | |
Испытание — это лотерея | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
Анализ и интерпретация данных исследования
Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей человек оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.
По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. 2) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. 3).
Таблица 2. Ключ к компонентам мотивационной структуры личности
№ пп | Компоненты мотивационной структуры | Номера высказываний | Баллы |
Внутренний мотив | 15*, 23, 33 | ||
Познавательный мотив | 5, 22*, 38 | ||
Мотив избегания | 11, 17, 34 | ||
Состязательный мотив | 8, 32*, 39 | ||
Мотив смены деятельности | 1, 9, 27 | ||
Мотив самоуважения | 12, 21, 30 | ||
Значимость результатов | 7, 20*, 36 | ||
Сложность задания | 6, 28* | ||
Волевое усилие | 2, 13, 37* | ||
Оценка уровня достигнутых результатов | 19*, 29 | ||
Оценка своего потенциала | 18, 31, 41* | ||
Намеченный уровень мобилизации усилий | 3, 24*, 40 | ||
Ожидаемый уровень результатов | 10, 25* | ||
Закономерность результатов | 14, 26*, 42* | ||
Инициативность | 4*, 16, 35 |
Примечание. Баллы с номерами высказываний, отмеченных звездочками (*), подсчитываются по правилам обратного перевода (табл. 3).
Таблица 3. Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы
Перевод | Шкала для ответов | ||||||
-3 | -2 | -3 | +1 | +2 | +3 | ||
Прямой | |||||||
Обратный |
Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре блока (группы).
В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро мотивационной структуры личности. К ним относятся следующие.
Компонент 1 — внутренний мотив. Выражает увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность.
Компонент 2 — познавательный мотив. Характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности.
Компонент 3 — мотив избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий результат со всеми вытекающими из этого последствиями.
Компонент 4 — состязательный мотив. Показывает, насколько субъект придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов.
Компонент 5 — мотив к смене текущей деятельности. Раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент.
Компонент 6 — мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.
Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности.
Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущим делам.
Компонент 7 — придание личностной значимости результатам деятельности.
Компонент 8 — уровень сложности задания.
Компонент 9 — проявление волевого усилия. Выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием.
Компонент 10 — оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности.
Компонент 11 — оценка своего потенциала.
В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта.
Компонент 12 — намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности.
Компонент 13 — ожидаемый уровень результатов деятельности.
Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности. В нее входят два компонента:
Компонент 14 — закономерность результатов. Выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей.
Компонент 15 — инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач.
Перечисленные компоненты представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Центральным звеном в этой структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности.
Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.
Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценке уровня притязаний, формируется на основе трех высказываний:
12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти.
21. Я хочу ставить все более и более трудные цели.
30. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть.
Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21.
Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим компонентам устанавливается в сравнении с другими компонентами индивидуального личностного профиля испытуемого), можно воспользоваться следующими экспериментальными показателями уровня притязаний:
· низкий уровень: 3-9 баллов;
· средний уровень: 10-16 баллов;
· высокий уровень: 17-21 балл.
3. ТЕСТ НА ВЫЯСНЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ
Методика Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина
Цель: Исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность).
Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет.
Задание: на первые 20 вопросов испытуемые отвечают, выбирая один из вариантов: нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да.
Для второй части опросника (от 21 до 40) варианты ответов иные:
1)почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда.