Интерпретация результатов теста. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3.

3. Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами.

Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского

По завершении одного из этапов предложенного вам задания (на работе, дома и т.д.), когда часть задания вами уже выполнена и впоследствии предстоит работать над оставшейся его частью, сделайте перерыв для того, чтобы ответить на тест- опросник В.Гербачевского.

Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Распечатайте и обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике: если полностью согласны с высказыванием — +3; если просто согласны — +2; если скорее согласны, чем не согласны — +1; если вы совершенно не согласны — -3; если просто не согласны — -2: если скорее не согласны, чем согласны — -1. Если же вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте — 0. Все высказывания относятся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается.

Опросник В. Гербачевского

Фамилия, имя, отчество_______________________________

Дата заполнения__________________Возраст_____________

Профессия (специальность)_____________________________

№ пп Высказывание Шкала для ответов
Исследование мне уже порядком надоело +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я работаю на пределе своих сил +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я хочу показать все, на что способен +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Мне интересно, что получится +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Задание довольно сложное +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
То, что я делаю, никому не нужно +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Меня интересует, лучше ли мои результаты пли хуже, чем у других +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Мне бы хотелось поскорее заняться своими делами +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Думаю, что мои результаты будут высокими +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Эта ситуация может причинить мне неприятности +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я проявляю достаточно старания +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я считаю, что мой лучший результат не случаен +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Задание большого интереса не вызывает +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я сам ставлю перед собой задачи +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я беспокоюсь по поводу своих результатов +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я ощущаю прилив сил +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Лучших результатов мне не добиться +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Эта ситуация имеет для меня определенное значение +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я хочу ставить все более и более трудные цели +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
К своим результатам я отношусь равнодушно +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Чем дольше работаешь, тем становится более интересно +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я не собираюсь «выкладываться» в этой работе +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Скорее всего, мои результаты будут низкими +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Как ни старайся, результат от этого не изменится +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Задание достаточно простое +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я способен на лучший результат +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Мне безразлично, какими будут мои результаты в сравнении с другими +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я увлекся работой над заданием +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я хочу избежать низкого результата +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я чувствую себя независимым +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Мне кажется, что я зря трачу время и силы +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я работаю вполсилы +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Меня интересуют границы моих возможностей +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я сделаю все, что в моих силах для достижения цели +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Я чувствую, что у меня ничего не выйдет +3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Испытание — это лотерея +3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Анализ и интерпретация данных исследования

Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей человек оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.

По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. 2) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. 3).

Таблица 2. Ключ к компонентам мотивационной структуры личности

№ пп Компоненты мотивационной структуры Номера высказываний Баллы
Внутренний мотив 15*, 23, 33  
Познавательный мотив 5, 22*, 38  
Мотив избегания 11, 17, 34  
Состязательный мотив 8, 32*, 39  
Мотив смены деятельности 1, 9, 27  
Мотив самоуважения 12, 21, 30  
Значимость результатов 7, 20*, 36  
Сложность задания 6, 28*  
Волевое усилие 2, 13, 37*  
Оценка уровня достигнутых результатов 19*, 29  
Оценка своего потенциала 18, 31, 41*  
Намеченный уровень мобилизации усилий 3, 24*, 40  
Ожидаемый уровень результатов 10, 25*  
Закономерность результатов 14, 26*, 42*  
Инициативность 4*, 16, 35  

Примечание. Баллы с номерами высказываний, отмеченных звездочками (*), подсчитываются по правилам обратного перевода (табл. 3).

Таблица 3. Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы

Перевод Шкала для ответов
-3 -2 -3 +1 +2 +3
Прямой
Обратный

Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре блока (группы).

В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро мотивационной структуры личности. К ним относятся следующие.

Компонент 1 — внутренний мотив. Выражает увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность.
Компонент 2 — познавательный мотив. Характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности.
Компонент 3 — мотив избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий результат со всеми вытекающими из этого последствиями.
Компонент 4 — состязательный мотив. Показывает, насколько субъект придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов.
Компонент 5 — мотив к смене текущей деятельности. Раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент.
Компонент 6 — мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.

Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности.

Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущим делам.

Компонент 7 — придание личностной значимости результатам деятельности.
Компонент 8 — уровень сложности задания.
Компонент 9 — проявление волевого усилия. Выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием.
Компонент 10 — оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности.
Компонент 11 — оценка своего потенциала.

В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта.

Компонент 12 — намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности.
Компонент 13 — ожидаемый уровень результатов деятельности.

Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности. В нее входят два компонента:

Компонент 14 — закономерность результатов. Выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей.
Компонент 15 — инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач.

Перечисленные компоненты представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Центральным звеном в этой структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности.

Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.

Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценке уровня притязаний, формируется на основе трех высказываний:

12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти.
21. Я хочу ставить все более и более трудные цели.
30. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть.

Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21.

Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим компонентам устанавливается в сравнении с другими компонентами индивидуального личностного профиля испытуемого), можно воспользоваться следующими экспериментальными показателями уровня притязаний:

· низкий уровень: 3-9 баллов;

· средний уровень: 10-16 баллов;

· высокий уровень: 17-21 балл.

3. ТЕСТ НА ВЫЯСНЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ

Методика Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина

Цель: Исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность).

Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет.

Задание: на первые 20 вопросов испытуемые отвечают, выбирая один из вариантов: нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да.

Для второй части опросника (от 21 до 40) варианты ответов иные:

1)почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда.

Наши рекомендации