Тема. Семья как фактор социализации личности

Цель:дать характеристику семье как главному условию эффективности формирования развивающейся личности

Вопросы для обсуждения.

1. Характеристика семьи как малой социальной группы.

2. Стили семейного воспитания.

3. Факторы, влияющие на воспитание детей в семье.

4. Основные функции социально-педагогической работы с семьей.

Практическое задание.

1. Опишите алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.

2. Перечислите основные принципы работы социально-психологических служб с семьей.

3. Охарактеризуйте, как семья связана с другими факторами социализации.

4. Сделайте мультимедийную презентацию по одному из типов семей.

Литература

1. Социальная педагогика под ред. Никитина В.А. - М., 2000.

2. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000.

3. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под редакцией В.И Загвязинского, О.А. Селивановой. – М.: Издательство Юрайт, 2012.

4. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. — М., 1994.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2000.

Лабораторное занятие № 4. (2 часа)

Тема. Социальное воспитание и его принципы.

Цель:дать характеристику социальному воспитанию как процессу формирования способности личности к активному функционированию в конкретной социально-экономической ситуации.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие сущности социального воспитания.

2. Социальное воспитание в семье и его особенности.

3. Особенности направленного социального воспитания людей с особыми нуждами.

4. Реализация принципа гуманизма в социальной педагогике.

Практическое задание.

1. Выберете правильный ответ

Планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации, называется…

а) социальным воспитанием

б) семейным воспитанием

в) религиозным воспитанием

г) диссоциальным воспитанием

Направлением социального воспитания является…

а) индивидуальная помощь ребенку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников)

б) формирование антисоциального сознания и поведения ребенка

в) реализация программ, противостоящих фундаментальным принципам, ценностям общества

г) удовлетворение потребностей человека в антисоциальных формах

Направлением социального воспитания является…

а) защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе

б) закрепление антисоциального поведения

в) подготовка кадров для тоталитарных групп и организаций

г) формирование антисоциального сознания и поведения ребенка

Направлением социального воспитания является…

а) охрана здоровья ребенка - физического, психического, нравственного

б) формирование криминальных действий

в) закрепление антисоциальных действий

г) подготовка кадров для тоталитарных групп и организаций

Направлением социального воспитания является…

а) организация деятельности ребенка социальной, трудовой, досуговой

б) подготовка кадров для тоталитарных групп и организаций

в) реализация программ, противостоящих фундаментальным принципам, ценностям общества

г) формирование антисоциального сознания и поведения ребенка

Основные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются на практике содержание, формы и методы социального воспитания, называются…

а) принципами

б) закономерностями

в) средствами

г) приемами

Социальное воспитание, базирующееся на отношении педагога к воспитаннику как к самостоятельному субъекту собственного развития, построении взаимодействия с личностью и коллективом на основе субъект-субъектных отношений, основывается на принципе…

а) гуманистической направленности

б) природосообразности

в) культуросообразности

г) центрации

Социальное воспитание, согласованное с общими законами развития природы и человека, основывается на принципе…

а) природосообразности

б) гуманистической направленности

в) культуросообразности

г) центрации

Социальное воспитание, базирующееся на ценностях и нормах конкретных национальных и региональных культур и способствующее присвоению общечеловеческих культурных ценностей, основывается на принципе…

а) культуросообразности

б) природосообразности

в) гуманистической направленности

г) центрации

2. Докажите с помощью цитат и выдержек, что истоки гуманизма можно найти в трудах философов, психологов и педагогов.

3. Что общего между понятиями благотворительность, милосердие и гуманизм и какие между ними различия?

4. Сравните характеристику принципа природосообразности и культуросообразности педагогики в трудах классиков педагогики (см. Приложение №1 – Галагузова, стр 386.

5. Составьте таблицу по основным принципам социального воспитания

Принципы социального воспитания Краткая характеристика
1.  
   
   
   
   
   

Литература

1. Социальная педагогика под ред. Никитина В.А. - М., 2000.

2. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000.

3. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под редакцией В.И Загвязинского, О.А. Селивановой. – М.: Издательство Юрайт, 2012.

4. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. — М., 1994.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2000.

Лабораторное занятие № 5. (2 часа)

Наши рекомендации