Тема. Семья как фактор социализации личности
Цель:дать характеристику семье как главному условию эффективности формирования развивающейся личности
Вопросы для обсуждения.
1. Характеристика семьи как малой социальной группы.
2. Стили семейного воспитания.
3. Факторы, влияющие на воспитание детей в семье.
4. Основные функции социально-педагогической работы с семьей.
Практическое задание.
1. Опишите алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.
2. Перечислите основные принципы работы социально-психологических служб с семьей.
3. Охарактеризуйте, как семья связана с другими факторами социализации.
4. Сделайте мультимедийную презентацию по одному из типов семей.
Литература
1. Социальная педагогика под ред. Никитина В.А. - М., 2000.
2. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000.
3. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под редакцией В.И Загвязинского, О.А. Селивановой. – М.: Издательство Юрайт, 2012.
4. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. — М., 1994.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2000.
Лабораторное занятие № 4. (2 часа)
Тема. Социальное воспитание и его принципы.
Цель:дать характеристику социальному воспитанию как процессу формирования способности личности к активному функционированию в конкретной социально-экономической ситуации.
Вопросы для обсуждения.
1. Понятие сущности социального воспитания.
2. Социальное воспитание в семье и его особенности.
3. Особенности направленного социального воспитания людей с особыми нуждами.
4. Реализация принципа гуманизма в социальной педагогике.
Практическое задание.
1. Выберете правильный ответ
Планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации, называется…
а) социальным воспитанием
б) семейным воспитанием
в) религиозным воспитанием
г) диссоциальным воспитанием
Направлением социального воспитания является…
а) индивидуальная помощь ребенку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников)
б) формирование антисоциального сознания и поведения ребенка
в) реализация программ, противостоящих фундаментальным принципам, ценностям общества
г) удовлетворение потребностей человека в антисоциальных формах
Направлением социального воспитания является…
а) защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе
б) закрепление антисоциального поведения
в) подготовка кадров для тоталитарных групп и организаций
г) формирование антисоциального сознания и поведения ребенка
Направлением социального воспитания является…
а) охрана здоровья ребенка - физического, психического, нравственного
б) формирование криминальных действий
в) закрепление антисоциальных действий
г) подготовка кадров для тоталитарных групп и организаций
Направлением социального воспитания является…
а) организация деятельности ребенка социальной, трудовой, досуговой
б) подготовка кадров для тоталитарных групп и организаций
в) реализация программ, противостоящих фундаментальным принципам, ценностям общества
г) формирование антисоциального сознания и поведения ребенка
Основные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются на практике содержание, формы и методы социального воспитания, называются…
а) принципами
б) закономерностями
в) средствами
г) приемами
Социальное воспитание, базирующееся на отношении педагога к воспитаннику как к самостоятельному субъекту собственного развития, построении взаимодействия с личностью и коллективом на основе субъект-субъектных отношений, основывается на принципе…
а) гуманистической направленности
б) природосообразности
в) культуросообразности
г) центрации
Социальное воспитание, согласованное с общими законами развития природы и человека, основывается на принципе…
а) природосообразности
б) гуманистической направленности
в) культуросообразности
г) центрации
Социальное воспитание, базирующееся на ценностях и нормах конкретных национальных и региональных культур и способствующее присвоению общечеловеческих культурных ценностей, основывается на принципе…
а) культуросообразности
б) природосообразности
в) гуманистической направленности
г) центрации
2. Докажите с помощью цитат и выдержек, что истоки гуманизма можно найти в трудах философов, психологов и педагогов.
3. Что общего между понятиями благотворительность, милосердие и гуманизм и какие между ними различия?
4. Сравните характеристику принципа природосообразности и культуросообразности педагогики в трудах классиков педагогики (см. Приложение №1 – Галагузова, стр 386.
5. Составьте таблицу по основным принципам социального воспитания
Принципы социального воспитания | Краткая характеристика |
1. | |
Литература
1. Социальная педагогика под ред. Никитина В.А. - М., 2000.
2. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000.
3. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под редакцией В.И Загвязинского, О.А. Селивановой. – М.: Издательство Юрайт, 2012.
4. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. — М., 1994.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2000.
Лабораторное занятие № 5. (2 часа)