Нормативно-правовое обеспечение проекта
Проект
«Социальное партнерство
- как фактор повышения качества образования и имиджа ДОУ»
с. Выльгорт
2012 г.
Оглавление
1. Аннотация. 3
2. Введение. 4
3. Нормативно-правовое обеспечение проекта. 6
4. Инновация проекта. 6
5. Механизм реализации проекта. 9
6. Содержание работы взаимодействия с социальными институтами. 12
7. Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой. 16
8. Тематический план социального взаимодействия. 20
МБДОУ "Детский сад № 10 комбинированного вида" с. Выльгорт с ДК и библиотекой п. Птицефабрика, музеем истории и культуры Сыктывдинского района, ГИБДД с. Выльгорт и семьями воспитанников. 20
9. Критерии мониторинга образовательного проекта. 23
10. Перспектива развития проекта. 24
Аннотация.
В проекте раскрыты актуальные для современного образования вопросы социального партнерства и непрерывного образования, цель которых повышение качества воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Изложены особенности формирования социокультурного пространства, расширения социальных условий для успешного личностного развития дошкольников, вхождение их в социум, определение перспектив получения детьми дальнейшего образования. В основе проекта межсистемная интеграция, которая помогает освоить современную эффективную технологию дошкольного образования, позволяющую достичь качественно более высоких результатов. Это творчество педагогов разных систем (образования и культуры), способных почувствовать, поверить в ребенка, раскрыть заложенный в него потенциал и помочь ему подняться на новую ступеньку.
Вид проекта – творческий
По содержанию – социально-педагогический
По числу контактов - совместная деятельность с социальными институтами:
· Дом Культуры поселка Птицефабрика
· Библиотека п. Птицефабрика
· Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 2
· Музей истории и культуры Сыктывдинского района
· Государственная инспекция безопасности дорожного движения с. Выльгорт
По времени – долгосрочный.
Сроки реализации: январь 2012 года – июнь 2013 года
Стремление к сотрудничеству, установление партнерских связей, глубокое изучение условий, творческое переосмысление образовательных технологий позволит повысить ДОУ свой инновационный потенциал.
Введение.
Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Дошкольное учреждение — открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере услуг, употребляя слова “конкурентоспособность”, “сегмент рынка”, “образовательная услуга” и т.д. Поэтому устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать как важный современный компонент и ресурс образовательного учреждения. И как следствие - нам всем приходится сталкиваться с необходимостью всерьез заниматься формированием общественного мнения (РR и созданием имиджа).
Главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему- либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности.
Группы общественности, с которыми работает наше образовательное учреждение, представляют собой:
внутреннюю общественность – дети, посещающие ДОУ; педагоги, узкие специалисты, сотрудники, руководитель ДОУ;
внутренне – внешнюю общественность - родители детей, посещающих ДОУ; учредители;
внешнюю общественность - органы управления образованием, другие ДОУ, социальные институты (школа, музей и др.), органы муниципальной власти.
Целью связей с внешней общественностью является достижение доброжелательного отношения общественности к образовательному учреждению и его услугам. Цель связей с внутренней общественностью — поддержание продуктивных взаимоотношений внутри детского сада, то есть создание у сотрудников, педагогов, детей и их родителей чувства ответственности и заинтересованности в делах детского сада и действиях администрации.
Детский сад, занимаясь внешними связями, реализует следующие функции:
-предоставляет новости и информацию о ДОУ и его услугах:
- продвигает “философию” деятельности ДОУ;
- обеспечивает равноправный диалог учреждения с потребителями его услуг;
- налаживает эффективную обратную связь с группами общественности, социальными партнёрами.
- лоббирует интересы образовательного учреждения в органах власти, т.е. устанавливает сотрудничество с руководителями органов управления образованием на разных уровнях с целью содействовать или противостоять принятию какого – либо управленческого решения;
- одерживает состояние готовности к различным переменам путём заблаговременного предвидения тенденций образовательного рынка (за счет сбора информации о семьях, имеющих детей дошкольного возраста, изучения социального заказа на характер услуг детского сада и т.п.).
Таким образом, главной целью PR является установление взаимопонимания с общественностью, с социальными партнёрами, создание ситуации успеха образовательного учреждения в обществе.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
· добровольность,
· равноправие сторон,
· уважение интересов друг друга,
· соблюдение законов и иных нормативных актов,
· обязательность исполнения договоренности,
· ответственность за нарушение соглашений.
Нормативно-правовое обеспечение проекта
· Конституция РФ, ст.43;
· Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
· Закон РФ «Об образовании»;
· Семейный кодекс РФ;
· Приказ МО РФ от 05.05. 2000 г. № 1304 «О федеральных компонентах Государственных стандартов дошкольного образования».
· Методическое письмо Министерства образования России от 25.03.94№35-М. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
· Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 № 237/23-16. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы.
· Письмо Минобразования РФ от 31 января 2001 г. № 90/30-16
· Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.
· Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №6523-16. О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.
4. Инновация проекта:
1) Возможность осуществления непрерывного образования развивающейся личности ребенка-дошкольника, целенаправленно используя межсистемную интеграцию в условиях единого социального и образовательного пространства.
2) Внедрение инновационной технологий социального партнерства в практику работы ДОУ.
Ключевые слова:
Социальное партнерство, непрерывное образование, интеграция, институциональная среда.
Цель проекта:
Повышение имиджа ДОУ через социальное партнерство и взаимодействие с социальными институтами для создания единого интегративного пространства, обеспечивающего успешное личностное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) Разработать и внедрить механизм взаимовыгодного социального партнерства ДОУ и окружающего сообщества.
2) Совершенствовать систему воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.
3) Совершенствовать интеграцию различных организационных форм сотрудничества с социальными институтами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность.
4) Создать условия для развития индивидуальных качеств, необходимых для лучшей адаптации талантливых детей в обществе, их социализации и личностного развития.
Принципы:
· Гуманизма – основывается на усилении внимания к личности ребенка как высшей ценности общества, с полноценными интеллектуальными, моральными и физическими качествами, создание благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;
· Личной ориентированности – направлен на реализацию индивидуальных качеств и способностей всех участников в системе «ребенок–педагог–семья»;
· Интеграции и координации – отражает способы взаимосвязанной деятельности всех субъектов социального партнерства и их согласованную работу;
· Диалогичности – нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов социального партнерства;
· Деятельной организации – направлен на объединение всех форм социального сотрудничества в создание единой воспитательной системы
Планируемые результаты:
Ø Улучшение качества образовательных услуг в детском саду.
Ø Создание механизма социального партнерства ДОУ с институциональной средой.
Ø Внедрение современных инновационных образовательных технологий.
Ø Создание единого образовательного пространства, позволяющее выработать единый подход к системе выявления, поддержке и сопровождению талантливых и одаренных детей.
Ø Созданные в ходе реализации проекта условия будут способствовать непрерывному образованию ребенка.
Ø У детей будут сформированы интегративные личностные качества, обеспечивающие социальную устойчивость и активную позицию во взаимодействии с миром.
Критерии результативности проекта
За период инновационной проектной деятельности наметилась позитивная тенденция на самых разных уровнях:
v В уровне развития личности ребенка.
v В организации подготовки ребенка к успешному обучению в школе.
v В повышении профессиональной компетентности педагогов.
v В развитии социального партнерства в местном сообществе.
5. Механизм реализации проекта:
Предлагаемая модель взаимодействия обеспечит построение многоуровневой системы связи между ДОУ и социальными партнерами.
(Приложение 1)
Первый уровень:
Цель- установление контактов для обмена информацией, подтверждающей взаимные ожидания.
Задачи:
§ Определение приоритетных локальных проблем местного сообщества.
§ Определение возможностей ДОУ как партнера социального взаимодействия.
§ Определение линий взаимодействия ДОУ, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
§ Создание условий для повышения профессионального уровня и развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
§ Разработка:
-общих подходов к организации образовательного процесса.
-общих принципов построения программ и методик.
§ Корректировка и обновление содержания образовательного процесса субъектов социального взаимодействия:
-разработка совместного плана работы
Благодаря реализации данных задач участники социального взаимодействия будут действовать не изолированно, а в тесной взаимосвязи.
Второй уровень:
Цель- активное сотрудничество при решении поставленных задач совместными усилиями.
Задачи:
§ Определение принципов и подходов к организации деятельности взрослых (педагогов и родителей).
§ Внедрение новых форм педагогической работы (совместные педсоветы, семинары, мастерские, тренинги и т.д.).
§ Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразия деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
§ Организация жизни детей (вариативный режим дня, предусматривающий баланс различных видов деятельности, не допускающий физической, психологической, интеллектуальной перегрузки и способствующей развитию ребенка).
§ Использование различных видов образовательной деятельности в работе с ребенком (рациональное сочетание организованной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности).
§ Внедрение новых инновационных методик, программ и технологий в образовательный процесс.
§ Разнообразие форм работы с родителями, как полноправными участниками образовательного процесса:
-Проведение локальных социологических исследований с целью выявления уровней педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей.
-внедрение разнообразных форм психолого-педагогического просвещения родителей, повышение их культурно- образовательного уровня с учетом различного социального положения семьи.
-использование в практике работы позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной педагогики.
-обеспечение права родителей на участие в управлении ОУ,
организации образовательного процесса.
-использование современных информационных технологий в работе с семьей (создание семейных страничек, информационно-методических материалов на сайте ДОУ и др.)
-использование традиционных (родительские собрания, консультации и т.д.) и новых форм (организационно - деятельностная игра, собрание-диспут, семейная гостиная, тренинг, семейный проекты, конкурсы) в работе с семьей.
-обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха.
-системное проведение совместных музыкальных и социально- благотворительных детско-родительских семейно-общественных акций.
Третий уровень: Мониторинг реализации проекта
Приложение 2
Цель – оценка эффективности организации процесса взаимодействия всех участников образовательного процесса эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели. (За основу в определении критериев эффективности сотрудничества мы взяли критерии и показатели эффективности использования принципов и концептуальных идей педагогики сотрудничества, разработанные Л. К. Гребенкиной.
Приложение 1
6. Содержание работы взаимодействия с социальными институтами
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
· установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
· объединить усилия для развития и воспитания детей;
· создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
· активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
· поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
План реализации данного проекта составлен в соответствии с комплексно-тематическим планированием детского сада, на основании примерной основной общеобразовательной программой ДОУ.
План реализации | Пути решения, результаты | Сроки исполнения |
Первый уровень | ||
1. Организовать маркетинговую и рекламную деятельность | 1. Создать сайт ДОУ, Оформить «Паспорт ДОУ», фотоальбом, стенды и другую наглядную агитацию 2. Подготовить письма в семьи, имеющие детей дошкольников. 3. Собрать информацию о неорганизованных детях. 4. Провести конкурс лучший родительский уголок | Январь – март 2012 год |
2. Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми | 1.Социальный анамнез 2. Провести анкетирование родителей по организации дополнительных образовательных услуг 3. Оформить родительские уголки 4. Провести День открытых дверей | Март – май 2012 год |
Второй уровень | ||
1. Установить партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса | 1. Оформить домашнюю игротеку. 2. Организовать проведение праздников 3. Организовать походы и экскурсии v Оформить совместные фотовыставки и выставки творческих работ: v Фотовыставка «Моя семья» v Выставка работа из нетрадиционного материала «Зимние пейзажи» v «Планета детства» ко Дню защиты детей. v Природа и фантазия. Выставка поделок из природного материала. 5 Организация конкурсов к календарным праздникам. 6. Реализация совместных проектов по темам комплексно-тематического планирования ДОУ | Сентябрь 2012 –май 2013 года |
2. Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом | 1. Работа в клубе «Азбука общения» 2. Собрать библиотеку для родителей 3. Выпуск газеты «Страна Детства». 4. Провести диагностирование состояние здоровья семей и консультирование по вопросам воспитания, обучения и сохранения здоровья детей. 5. Провести родительские общие собрания: «Задачи воспитания и обучения в новом учебном году и пути их реализации». 6.Деловая игра «Поговорим о развитии речи вашего ребенка» ««Ваш ребенок первоклассник. Новые обязанности и первые трудности» | |
3.Наглядное информирование родителей: | 1.Об истории и традициях ДОУ сотрудниках, группах, программах и технологиях работы с детьми. 2.О возрастных особенностях дошкольников. 3.О значении семейного воспитания. 4.О творческих способностях детей дошкольного возраста. 5.Об особенностях художественных искусств в воспитании дошкольников и др. | |
4.Педагогическое просвещение родителей, осуществление взаимодействия семьи и ДОУ | 1.Круглый стол «Малая Академия Здоровья» 2. «В детский сад без слёз» 4. Родительская конференция «Авторитет родителей основа воспитания» 5. Семинар – практикум «Как помочь своему ребёнку» 6.День открытых дверей 7. «Ваш ребёнок первоклассник. Новые обязанности и первые трудности» 8.Деловая игра «Поговорим о развитии речи вашего ребёнка» 9. День открытых дверей «Первый раз в детский сад» 10 Работа по программе «Азбука общения» | |
Третий уровень | ||
1. Итоги, перспектива | В мае подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы, выявляются образовательные потребности семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ЦРР |