Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности
Одна из тенденций развития ученического самоуправления – увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации жизни класса. Это осуществляется разными путями:
- постоянное расширение сферы деятельности коллектива класса;
- расширение прав и обязанностей органов самоуправления;
- постепенное расширение связей с другими коллективами (как в школе, так и за ее пределами);
- изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций;
- изменение характера отношений в коллективе;
- изменение позиции педагога в организации деятельности коллектива и др.
Подлинное самоуправление – это стиль жизни конкретного коллектива. Помогают создать этот стиль:
– коллективное планирование;
– организация в классе временных советов дел (бригад, штабов, групп), предназначенных для подготовки и проведения конкретных дел;
– поочередное выполнение обязанностей дежурного командира, председателя и секретаря собрания;
– коллективный анализ и оценка всех проведенных дел;
– регулярные самоотчеты учащихся о выполнении поручений.
Педагогическая поддержка ученического
самоуправления в классе:
- Помощь в разработке системы самоуправления в классе (какие поручения, их содержание и функции, формы и содержание классных собраний, диагностико-аналитическая работа) и внутриколлективных документов (памяток, положений, правил и т.п.).
- Обучение организаторским навыкам и умениям в выполнении поручений.
- Вовлечение ребят в самоуправленческую деятельность (через временные поручения, стимулирование активного участия в делах, коллективную творческую деятельность).
- Объединение усилий всех работающих в классе педагогов, а также родителей на решение общих задач.
- Индивидуальная работа с членами актива класса.
- Помощь в анализе деятельности, принятии конкретных решений и их выполнении.
Принципы организации и деятельности ученического самоуправления
Принципами деятельности ученического самоуправления являются те, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов ученического самоуправления – содержание, методы, организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления.
Ø Принцип равноправия. Все участники ученического самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни;
Ø Принцип выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;
Ø Принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления.
Ø Принцип демократии. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса;
Ø Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;
Ø Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;
Ø Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления.
Ведущие направления деятельности учащихся:
¨ художественно-эстетическая;
¨ спортивно-оздоровительная;
¨ познавательно-интеллектуальная;
¨ шефская;
¨ дежурство по классу и школе.