Проблема отбора репертуара, стимулирующего детское музыкальное творчество 1 страница

Детское творчество, как уже неоднократно подчеркивалось, имеет место во всех видах музыкальной деятельности. Если вы размышляли над параграфами, посвященными проблеме отбора репертуара для слушания и исполнительства, то, видимо, уже определили, какой потенциал для развития творчества имеют произведения, рекомендуемые для детей.

Содержание данного параграфа в большей степени раскрывает особенности репертуара, который будет развивать детское музыкальное творчество как в условиях группы, так и в процессе самостоятельной деятельности дошкольника.

Рассмотрим характеристику принципов отбора репертуара.

1. Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры. Реализация этого принципа в данном случае предполагает отбор репертуара, близкого музыкальным интересам детей. Уникальная детская субкультура - уже есть результат самовыражения ребенком внутреннего мира, уже есть творчество. Понимая это, педагог может развивать творческие возможности детей, опираясь на имеющийся у них музыкальный опыт. Собственно музыкальные импровизации детей могут стать тем репертуаром, который будет стимулировать развитие детского творчества.

2. Принцип учета деятельностной природы ребенка. Реализация данного принципа предусматривает в первую очередь создание в группе пространства, позволяющего ребенку упражняться в творческих изысканиях. Дошкольнику должны быть доступны и музыкальные аудиозаписи, и музыкальные инструменты, и атрибуты музыкальных игр для того, чтобы пробовать себя, свои возможности в непосредственном взаимодействии с музыкой. Конечно, проектирование подобной развивающей среды происходит с учетом интересов детей и успешности в том или ином виде музыкальной деятельности.

3. Принцип учета эмоционального опыта ребенка в процессе творчества выражается в предложении такого музыкального материала для импровизаций, который бы учитывал эмоциональное состояние ребенка. Творческие пробы, своего рода «экспериментирование» в сочинении музыки может помочь ребенку выразить себя, свое настроение в продуктах творчества.

4. Принцип учета индивидуальных особенностей музыкального творчества. Реализация данного принципа предусматривает составление педагогом монографических портретов детей, где бы отражались особенности их креативных и музыкальных способностей. В этом случае процесс детского творчества может быть организован чрезвычайно многообразно:

· как деятельность ребенка-композитора;

· как деятельность ребенка-дирижера;

· как деятельность ребенка-музыкального актера;

· как деятельность ребенка-режиссера музыкальных игр.

5. Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе стимулирования детского творчества. Реализация данного принципа обеспечивается в первую очередь отношением педагога к детскому творчеству как процессу открытия ребенком себя и своих возможностей. Поэтому круг задач, которые могут решаться в процессе организации музыкального творчества, практически неисчерпаем.

Каким же может быть репертуар, стимулирующий творческую музыкальную деятельность ребенка?

Самостоятельные творческие проявления ребенка в большей степени могут касаться:

· музыкально-игровой деятельности;

· музыкально-театрализованной деятельности;

· музыкально-сочинительской деятельности.

Репертуар для самостоятельной музыкально-игровой деятельностихорошо описан в методических пособиях. Хотелось бы обратить ваше внимание на не совсем традиционное использование музыки в игровой деятельности детей.

Ю.Р. Бьёркволл. С музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни. - СПб., 2001.

Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. - М., 2004.

Кленов А. Там, где музыка живет. - М., 1994.

Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2000.

Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / Под ред. С.И. Мерзляковой. - М., 1999.

Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. - М., 1997.

Так, например, многие детские песни могут стать содержанием сюжетно-ролевых игр. Для этого в группе создается музыкально-обогащенная среда, в которой дети самостоятельно организуют игровую деятельность с песенным материалом. В музыкальной зоне группы могут быть представлены картинки с изображением героев детских песен, мультипликационных фильмов, музыкальных сказок. Необходимым условием организации такой зоны является наличие магнитофона, к которому дети имеют свободный доступ. Здесь же находятся специально созданные музыкальные альбомы, посвященные песням из детских мульти художественных фильмов. В альбоме указывается название мультфильма (или фильма) и дается музыкальная иллюстрация (фрагменты пьесы). Это необходимо для того, чтобы создать у детей более яркое представление о музыкальном произведении, положенном в основу игры. Песни из музыкального альбома ребенок может прослушать самостоятельно. Для каждой песни отводится одна страница альбома, сообщается название, текст, порядковый номер, соответствующий номеру на кассете. Важное условие таких музыкальных альбомов: одна песня - одна кассета. Такая организация музыкального материала позволяет детям легко ориентироваться в нем. Для начального этапа работы с песенным материалом можно взять следующие мультипликационные и художественные фильмы:

1. м/ф «Кот Леопольд»: «Песня Мышей» (В. Шаинский - М.Пляцковский)

2. «Неприятность эту мы переживем (В. Шаинский - М. Пляцковский)

3. «Дорожная Леопольда» (В. Шаинский - М. Пляцковский)

4. «Если добрый ты» (В. Шаинский - М. Пляцковский)

5. м/ф «Крокодил Гена» «Песня Шапокляк» (В. Шаинский - Э.Успенский)

6. «Чебурашка» (В. Шаинский - Э.Успенский)

7. «Песня крокодила Гены» (В. Шаинский - А. Тимофеевский)

8. «Голубой вагон» (В. Шаинский - А. Тимофеевский)

9. «Бременские музыканты»: «Песня атаманши» (Г. Гладков - Ю.Энтин)

10. «Песня охраны» (Г. Гладков - Ю. Энтин)

11. «Песня друзей» (Г. Гладков - Ю. Энтин)

12. х/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»: «33 коровы» (М. Дунаевский - Н. Олев)

13. «Брадобрей» (М.Дунаевский - Н. Олев)

14. «Ветер перемен» (М. Дунаевский - Н. Олев)

15. «Полгода плохая погода» (М. Дунаевский - Н. Олев)

16. х/ф «Приключения Буратино»: «Песня черепахи Тортилы» (А.Рыбников - Б. Окуджава, Ю. Энтин)

17. «Песня Кота и Лисы» (А. Рыбников - Б. Окуджава, Ю. Энтин)

18. «Бу-ра-ти-но!» (А. Рыбников - Б. Окуджава, Ю. Энтин)

Репертуар следует постоянно обновлять примерно раз в месяц. Для обогащения игровой деятельности детей песни могут подбираться в альбомы по тематическому принципу.

Песни о животных:

«Песня волка» (А. Рыбников - Ю. Михайлов)

«Песенка про кузнечика» (В. Шаинский - Н. Носов)

«Лесной олень» (Е. Крылатов - Ю. Энтин)

«Песня лисы» (И. Якушенко - М. Айзенберг)

«Диалог волка и козлят» (А. Рыбников - Ю. Энтин)

Песни о временах года:

Зима - «Три белых коня» (Е. Крылатов - Л. Дербенев)

Весна - «Крылатые качели» (Е. Крылатов - Ю. Энтин)

Лето - «Песенка о лете» (Е. Крылатов - Ю. Энтин)

Осень - «Чему учат в школе» (В. Шаинский - М. Пляцковский)

Сюжетно-ролевая игра «Больница»:

«На прививку, третий класс!» (И. Матвеев - С. Михалков)

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»:

«На дачу» (С. Никитин - Ю. Мориц)

Обратите внимание, какой творческий потенциал заложен в практически не задействованных программой детского сада песнях С. Никитина:

· «Ваня-Пастушок», «Слониха, слоненок и слон», «Резиновый ежик», «Пони», «Сон-кино» (стихи Ю. Мориц);

· «Иван Иваныч Самовар», «Очень вкусный пирог», «Врун», «Бульдог и таксик» (стихи Д. Хармса);

· «Мохнатая азбука», «Жираф», «Шавка», «Лев» (стихи Б. Заходера);

· «Шел трамвай десятый номер», «Дятлы», «Снег», «Под Новый год» (стихи С. Михалкова).

Репертуар для самостоятельной музыкально-театрализованной деятельности.Особое место в музыкальном воспитании дошкольника занимает музыкально-театрализованная деятельность, музыкальный театр. Не вызывает сомнения факт, что синтетические виды музыкального искусства - опера и балет - интересны детям.

Существует немало примеров музыкально-драматического искусства, которые могут стимулировать детское творчество. Это оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», Н. Римского-Корсакова «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка»; балеты П. Чайковского «Шелкунчик», С. Прокофьева «Каменный цветок», «Золушка».

В мировой музыкальной практике есть уникальный опыт развития специальных музыкальных театров для детей. Чувство чрезвычайной гордости можно испытывать за то, что создателем первого в мире такого театра является отечественный педагог, музыкант, режиссер - Н.И. Сац (см. приложение 9). Во многом благодаря ее усилиям у детей появились «собственные» любимые оперы и балеты. Перечислим некоторые из них.

Оперы:

М. Красев. «Морозко»

М. Коваль. «Волк и семеро козлят»

Э. Колмановский. «Белоснежка и семь гномов»

М. Раухвергер. «Красная Шапочка»

Я. Солодухо. «Город мастеров»

Т. Хренников. «Мальчик-великан»

И. Морозов. «Золотой ключик»

М. Минков. «Волшебная музыка»

Э. Хагагортян. «Шапка с ушами»

Г. Шедль. «Свинопас»

Ш. Чалаев. «Джунгли» («Маугли»)

М. Зеленая. «Снова Винни-Пух»

Балеты:

Л. Половинкин. «Негритенок и обезьяна»

И. Сац, М. Раухвергер. «Синяя птица»

К. Дебюсси. «Ящик с игрушками»

Е. Ларионова. «Комар и самовар»

М. Раухвергер. «Колобок»

Репертуар для самостоятельной музыкально-сочинительской деятельности.Важно, чтобы детям в группе была доступна для прослушивания музыка, которая бы стимулировала их к музыкальной импровизации. Критериями к отбору таких произведений являются:

· яркость и ясность; краткость по времени; простота и доступность;

· конкретность образа; выразительность образа.

Для развития музыкальных (певческих и танцевальных) импровизаций можно рекомендовать следующие произведения.

Программные произведения:

Э. Григ. «Песня сторожа», «Танец эльфов», «Колыбельная», «Танец с прыжками», «Бабочка», «Одинокий странник», «Птичка», «Весной»;

П. Чайковский. «Детский альбом»: «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Мужик на гармошке играет», «Нянина сказка», «Баба-яга», «Песня жаворонка», «Шарманщик поет»;

П. Чайковский. «Времена года»: «Январь. У камелька», «Февраль. Масленица», «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи», «Июнь. Баркарола», «Июль. Песнь косаря», «Август. Жатва», «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь», «Ноябрь. На тройке», «Декабрь. Святки»;

А. Вивальди. «Времена года»: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;

М. Мусоргский. «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов», «Прогулка», «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга»), «Старинный замок».

Жанровые произведения:

Э. Григ: «Ариетта», «Вальс», «Народная мелодия», «Мелодия», «Элегия», «Родная песня»;

В.А. Моцарт. «Немецкие танцы»: № 1 (до мажор), № 2 (фа мажор), № 3 (си-бемоль мажор), № 5 (соль мажор), № 8 (до мажор);

А. Дворжак. «Славянские танцы»: № 1 (до мажор), № 2 (ми минор), № 3 (ля мажор), № 7 (до мажор), № 8 (соль минор), № 10 (ми минор);

И. Брамс. «Венгерские танцы»: № 1 (соль минор), № 5 (соль минор), № 6 (ре мажор), № 17 (фа минор), № 20 (ми минор).

Детские песни:

«Дружат дети всей земли». Музыка. Д. Львова-Компанейца, слова В.Викторова;

«Будет горка во дворе». Музыка Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко;

«Яблонька». Музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Забилы;

«Мир нужен всем». Музыка В. Мурадели, слова С. Богомазова;

«Наш огород». Музыка В. Витлина, слова А. Пассовой;

«Прогулка». Музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой;

«Деревца». Музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой.

Этот, весьма примерный перечень музыкального материала, еще раз показывает широту возможностей подбора произведений в стимулировании музыкально-творческой деятельности детей дошкольного возраста.

§ 27 Вариативные технологии организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей дошкольного возраста

Данный параграф является еще одним подтверждением тезиса о том, что каждому виду музыкально-художественной деятельности присуще творческое начало. В связи с этим можно говорить о вариативных технологиях организации музыкальной деятельности дошкольников, которые инициируют и развивают субъектные проявления ребенка в музыкальном творчестве.

Подчеркнем еще раз, что в процессе детского музыкального восприятия творчество рассматривается как индивидуальное вслушивание, реагирование и понимание музыкального образа ребенком, а в процессе исполнительства - творчество проявляется в интерпретации музыкального образа ребенком и его выражении в разных видах музыкальной деятельности и их продуктах (песне, танце, музыкальной импровизации, музыкальном спектакле и др.).

Результатом реализации таких технологий в педагогическом процессе детского сада станет самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников, что, по мнению Н.А. Ветлугиной, является апофеозом музыкального развития в дошкольном детстве, одним из показателей его успешности.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983. - С. 169-196, 200-206.

Воспитываем дошкольников самостоятельными. - СПб., 2000.

Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1989. - С. 205-233.

Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1998. -С. 168-182.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1980.

Теперь конкретизируем принципы, на которых базируются педагогические технологии организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников.

1. Принцип гуманизации - ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкально-творческой деятельности. Этот принцип свидетельствует о том, что развитие детского музыкального творчества - процесс интересный и увлекательный прежде всего для самого ребенка, ведь создание чего-то нового - это большая ценность для детского сообщества. Для создания продукта деятельности необходимы знания, умения и определенное эмоционально-ценностное отношение.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, объясняющий необходимость использования первичной диагностики общих и музыкальных способностей дошкольников, и учитывающий новообразования возраста в ходе развивающей работы.

3. Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе музыкально-творческой деятельности, означающий учет в организации данного процесса музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта, поддержания этих качеств и свойств в данной деятельности.

4. Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе, организации музыкально-творческой деятельности, означающий свободу ребенка в данной деятельности, проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по ее ходу и результатам, обращение к индивидуальному опыту. В процессе взаимодействия ребенок самостоятельно выбирает средства интерпретации воспринятого музыкального образа и виды музыкально-художественной деятельности. При соблюдении этого принципа ребенок наряду со взрослым или автономно выступает инициатором музыкально-творческой деятельности.

5. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе музыкально-творческой деятельности. Основной задачей для воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными конкретному ребенку способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности. Данный принцип также подразумевает содействие в развитии музыкального творчества, становлении креативности каждого ребенка.

6. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников, в целом всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Подразумевает этот принцип и тесное сотрудничество с семьей ребенка (в контексте проблем музыкального развития), со специалистами, работающими в детском саду.

7. Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки и исполнительства в развитии детского музыкального творчества, означающий, что именно эта цель преследуется воспитателем в процессе организации детского восприятия и исполнительской деятельности. В соответствии с данной целью педагог определяет этапы педагогической технологии, оснащает их адекватными методами и приемами, которые содействуют художественно-эмоциональному восприятию музыкального образа ребенком, пониманию (декодированию) его, деятельностному выражению эмоционального отношения ребенка к нему, интерпретации и созданию новых музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.

8. Принцип отбора музыкальных произведений в процессе организации детской музыкально-творческой деятельности, означающий необходимость критериального отбора музыкальных произведений для развития детского музыкального творчества. Данные критерии, их вариативность представлены в предыдущем параграфе данного раздела.

9. Принцип продуктивности музыкально-творческой деятельности дошкольников, означающий, что данный процесс имеет некий творческий продукт - относительно новый музыкальный образ, воплощенный ребенком в художественной деятельности.

10. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов и средств активизации и развития детского музыкального творчества в условиях педагогической технологии, а также объединение различных видов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющее ребенку наиболее полно и самостоятельно понимать, отображать и создавать музыкальные образы.

11. Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости в организации самостоятельной детской музыкально-творческой деятельности, предполагающий систематическую работу по развитию музыкального творчества дошкольников, постепенное усложнение задач развития, музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемых форм, средств и методов работы. Этот принцип означает и взаимодополняемость усилий, которые прикладывают воспитатель и музыкальный педагог в развитии самостоятельной музыкально-творческой деятельности воспитанников.

Рассмотрим некоторые технологии организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников (на примере песенного творчества) с учетом выделенных принципов.

Педагогическая технология развития песенного творчества старших дошкольников

Цель: развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Этапы технологии

1 этап - ознакомление родителей и педагогов с особенностями песенного творчества детей шестого года жизни и его влиянием на общее развитие дошкольников.

2 этап - обогащение музыкального опыта детей.

3 этап - организация самостоятельного песенного творчества старших дошкольников.

В ходе работы на 1-м этапе решается задача привлечения педагогов и родителей к содействию в обогащении песенного опыта детей. Так, с родителями можно провести беседу на тему «Наши музыкальные таланты», где будет рассказано о влиянии музыки на человека, и о том, что песенное творчество способствует гармоническому развитию личности. «Послушайте, - предлагает музыкальный педагог, - какие оригинальные песни сочинили ваши дети (родителям предоставляется возможность прослушать детские сочинения). Обратите внимание, какие же таланты - ваши малыши. Музыкальные умения детей станут намного совершеннее, если мы не позволим загасить искры их таланта». Такая беседа стимулирует родителей к содействию в развитии детского песенного творчества. Далее родители вместе с детьми приглашаются в город песен «Музыкальный Песенбург». Для этого в раздевалке группы на импровизированном стенде (это может быть ширма, изготовленная в виде паровозика и нескольких вагончиков) помещается информация, позволяющая оценить влияние музыкального искусства на становление детской личности, определить специфику детского песенного творчества. Здесь же вниманию родителей предложены задания, направленные на развитие песенного творчества их ребенка. Например, задание «Наш гимн» заключается в подборе родителями совместно с ребенком песни, которая может стать гимном семьи. Выбранные песни располагаются на стенде «гимнов» в группе детского сада. Выученная ребенком мелодия семейного гимна становится как бы пропуском в «страну музыки».

В ходе работы на 2-м этапе решаются следующие задачи:

· знакомство детей с песенным жанром;

· введение песен в повседневную жизнь детей в детском саду;

· обогащение музыкального уголка группы.

Для решения первой задачи проводится серия вводных бесед с детьми на тему «Песня - лучший друг твой навсегда». Перед беседой звучит в записи песня Аркадия Островского на слова С. Острового «Песня остается с человеком».

Приведем слова этой замечательной песни:

Ночью звезды вдаль плывут по синим рекам,

Утром звезды гаснут без следа,

Только песня остается с человеком,

Песня - лучший друг твой навсегда.

Припев:

Через годы, через расстояния,

На любой дороге, в стороне любой

Песне ты не скажешь: «До свидания»,

Песня не прощается с тобой.

Наши песни носим в сердце с колыбели,

С песней всюду вместе мы идем.

Сколько песен мы любимым нашим спели!

Сколько мы еще с тобой споем!

Припев.

В лютый холод песня нас с тобой согреет,

В жаркий полдень будет как вода.

Тот, кто песни петь и слушать не умеет,

Тот не будет счастлив никогда.

Содержание этой песни позволяет познакомить детей с песенным жанром, с потребностью человека в нем, отметить, что песня издавна сопровождает любую человеческую деятельность и может передавать отношения и чувства человека ко всему окружающему. Одна из бесед серии посвящена детскому песенному репертуару, в ходе которой воспитатель рассказывает дошкольникам о том, что многие композиторы сочиняют песни специально для детей. Так появились детские песни: «Песенка мамонтенка» (В. Шаинский - Д. Непомнящая), «Мы - маленькие дети» (Е. Крылатов - Ю.Энтин), «Бабушка и внучек» (В. Шаинский - Э. Успенский). Дети слушают эти песни в записи.

Затем воспитатель приглашает детей в «Музыкальный Песенбург» (осуществляется переход к решению второй задачи данного этапа технологии): «В музыкальном городе Песенбурге постоянно звучат песни. Они сопровождают нас всюду: и когда мы играем, и когда рисуем, и когда учимся, или моем руки, или собираемся ложиться спать». Для беседы подбираются песни, в которых отражается режим дня ребенка в детском саду (см. § 22). Репертуар песен следует обновлять примерно раз в месяц, учитывая освоенность детьми предложенного материала.

Для решения 3-й задачи второго этапа в музыкальном уголке группы рекомендуется оформить выставку иллюстраций к детским песням, на которых изображены главные герои детских мультипликационных и художественных фильмов. Под иллюстрацией располагается текст песни. Желательно, чтобы шрифт был крупным, цветным. Подготовить фланелеграф по типу нотного стана и прилагающихся к нему нот, разбитых на ритмические группы. Фланелеграф может использоваться детьми в игровой деятельности, например в сюжетно-ролевой игре «Музыкальное занятие».

В музыкальный уголок необходимо поместить синтезатор, с помощью которого можно разучивать с детьми простейшие песни или наигрывать им мелодии из детского репертуара. Важно разрешить детям пользоваться синтезатором, магнитофоном и кассетами с мелодиями тех песен, которые постоянно звучат в группе.

Это - своего рода центр караоке, использование которого помогает заучиванию слов и мелодий. Дети должны уметь включать магнитофон, вставлять кассету и т.д.

Для диагностики знаний детьми песен, используемых в этой части работы, воспитателям предлагается провести следующие музыкально-дидактические игры.

«Угадай мелодию».

Цель: развитие музыкально-слухового опыта.

Игровой материал: магнитофон, кассета с музыкой известных детям песен, флажки, жетоны.

Ход игры: у каждого играющего в руках флажок. Звучит музыка. Угадавший ее ребенок поднимает флажок. За правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот ребенок, который наберет больше жетонов.

«Спой о том, что я делаю».

Цель: закрепление представлений детей о содержании песен.

Ход игры: воспитатель делит участников игры на две команды. Одна команда придумывает какую-нибудь деятельность и импровизирует ее. Другая команда должна угадать эту деятельность и постараться подобрать соответствующую ей песню.

«Музыкальный магазин».

Цель: закрепление умений и навыков пения.

Игровой материал: проигрыватель с набором пластинок, на каждую пластинку должна быть наклеена картинка, отображающая содержание песни.

Ход игры: из числа играющих выбирается продавец, который предлагает покупателям купить пластинку. Покупатель просит продавца дать ему прослушать мелодию. Продавец «ставит» пластинку, «включает» проигрыватель, т. е. сам исполняет песню. От выразительности исполнения песни, чистого ее звучания будет зависеть, понравится ли песня покупателю.

«Волшебный волчок».

Цель: закрепление песенного материала.

Игровой материал: картонный круг, вдоль края которого наклеиваются иллюстрации к песням. В центре - вращающаяся стрелка.

Ход игры: песня звучит в записи. Один из детей указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию и называет песню, или говорит, из какого она мультфильма. Или: ведущий указывает стрелкой на картинку и дети поют песню, соответствующую содержанию картинки.

«Музыкальная шкатулка».

Цель: закрепление песенного материала.

Игровой материал: красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указано название песни).

Ход игры: в шкатулку помещаются 5 - 6 карточек. Дети по очереди выбирают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение. За правильным ответом следует исполнение песни (без музыкального сопровождения).

Результатом работы на этом этапе будет свободное использование детьми предложенных песен, ориентирование в их содержании, понимание значения песен в жизни человека.

3-й этап технологии включает разнообразные игры и упражнения, развивающие песенное творчество детей, и предполагает решение следующих задач:

· развитие творческих способностей и воображения дошкольников;

· развитие музыкальных способностей и песенного творчества детей.

Для решения 1-й задачи третьего этапа с детьми в свободное от занятий время проводятся следующие задания.

Предложите ребенку прослушать любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности - это могут быть произведения А. Вивальди, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Н.Римского-Корсакова, П. Чайковского и М. Мусоргского. Затем происходит обсуждение прослушанного произведения: какой был характер музыки в начале, изменялся ли он, громкие или тихие звуки преобладали в музыке, грустная или веселая она была. Далее детям предлагается отразить свои впечатления в рисунке или сделать коллаж, аппликацию, вылепить что-нибудь из пластилина. В ходе выполнения задания звучит музыка.

Слушая музыкальные произведения, ребенок чертит на листе бумаги разные линии, например плавные, волнообразные - под медленную и спокойную музыку; прямые, изогнутые - под решительную; прерывистые - под легко, отрывисто звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

Упражнение «Времена года в цвете и музыке». Материал к упражнению: краски, кисточки и прямоугольники (по четыре вида на каждого ребенка). Ход упражнения: дети, слушая музыку из цикла «Времена года» А. Вивальди, закрашивают каждый имеющийся у них прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному фрагменту. Таким образом, прямоугольники получат свои названия: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Ребенок должен определить, какой прямоугольник к какой мелодии и к какому времени года относится.

Упражнение «Что случилось?» Понадобятся: игрушечный грузовик, кукла и Буратино. Воспитатель представляет детям следующую картину: грузовик перевернут, кукла лежит на боку; чуть поодаль - Буратино с разведенными руками. Дети должны придумать объяснение этой истории: что было до аварии, почему она произошла, кто виноват, что было после, что надо сделать и т.д.

Наши рекомендации