Соотношение биологического и социального в развитии личности
В первой концепции, которая существовала на протяжении длительного времени, была биогенетическая концепция (концепция преформизма). Её суть в том, что все свойства и качества личности наследственно предопределены.
Второй концепцией стала социально-генетическая концепция, сторонники которой абсолютизировали значение социальной среды и воспитания.
Третьей концепцией, примиряющей 2 другие и стремящейся учесть их недостатки, стала теория конвергенции (теория сведения двух факторов).
Данная теория предполагает, что среда и воспитание важны и необходимы, т.к. без соответствующих условий среды и воспитания самые высокие наследственные данные остаются лишь потенциальными возможностями, но никакая среда и воспитание не могут вывести развитие личности за наследственно- предопределенные рамки.
Деятельность как фактор развития личности.
Деятельность- форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс приобретения им окружающей и социальной реальности( включ. Его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.
В деятельности как активном взаимодействии со средой человек достигает сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него определенных потребностей.
В процессе деятельности происходит всестороннее развитие личности, формируется его отношение к миру.
Как отмечает В.И. Коркина ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- Обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворяет естеств. потребности.
- Явл. сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижение жизненных целей.
- Становится фактором развития духовного мира человека, формой и условие реализации его культурных потребностей.
- Явл. источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития.
- Обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.
Характеристика:
А) предметность
Б) социальность
В) сознательность
Возрастная периодизация.
Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.
Периодов
Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
Грудной период — 1 месяц- 1 год
Раннее детство — 1-3 года
Первое детство — 4-7 лет
Второе детство
мальчики 8-12 лет
девочки 8-11 лет
Подростковый период
юноши 13-16 лет
девушки 12-15 лет
Юношеский период
юноши 17-23 год
девушки 16-21 лет
Зрелый возраст (1 период)
мужчины 24-35 лет
женщины 22-35 лет
Зрелый возраст (2 период)
мужчины 36-60 лет
женщины 36-55 лет
Преклонный возраст
мужчины 61-74 года
женщины 56-74 года
Старческий возраст — 75-90 лет
Долгожители — 90 лет и более
Периодизация Эльконина
Этап раннего детства
Младенчество (до года)
Ранний возраст (1-3 года)
Этап детства
Дошкольный возраст (3-7 лет)
Младший школьный возраст (7-11 лет)
Этап отрочества
Подростковый возраст (11-15 лет)
Ранняя юность (15-17 лет)
20.Понятие «акселерация». Неравномерности развития.
Акселерация (от лат. acseleratio — ускорение) — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности.
До появления акселерации в 50—60-е гг. XX в. физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным.
В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма (кривая 2) начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития (кривая 3). Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных нравственных качеств.
К 13— 15 годам у девочек, а к 14—16 у мальчиков, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создающей немало трудностей как для самих подростков, не умеющих совладать с происходящими в них переменами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитателей.
Среди основных причин акселерации выделяются:
общие темпы ускорения жизни,
улучшение материальных условий,
повышение качества питания и медицинского обслуживания,
улучшение ухода за детьми в раннем возрасте,
искоренение многих тяжелых детских недугов.
радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда;
уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, а затем и рост всего организма.
Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.
С середины 80-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.
Неравномерность проявляется в неодинаковых темпах развития одной и той же психической функции, психического качества на разных этапах становления.