Информация для организаторов профилактической деятельности
ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-инфекции в школе
Сборник практических материалов
Минск
ББК
УДК
С
Рецензенты: И.В. Тимошенко, канд. пед. наук, доцент; Н.П. Фирсова, зав. отделом РЦП СПИД; И.А. Царик, зав. отделом социального воспитания НИО; Л.С. Мицкевич, преподаватель гимназии № 1им. Ф.Скорины, г. Минск
Смирнова Е.С., Родионова Е.Н., Близнюк Л.М. Профилактика ВИЧ-инфекции в школе:
Сборник практических материалов. – Мн., 1998. – 123 с.; ил.
ISBN
Данный сборник является результатом первого этапа проекта "Профилактическая работа по проблеме ВИЧ/СПИД, проводимая школьниками для школьников", выполняемого Белорусской Ассоциацией клубов ЮНЕСКО совместно с Республиканским центром профилактики СПИД. Издание сборника стало возможным благодаря финансовой поддержке представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь.
Основу издания составили разработки, апробированные в ходе выполнения проекта в общеобразовательных школах г. Минска и предлагаемые в качестве практических материалов по профилактике СПИДа.
Материалы сборника могут быть использованы в школе, профессионально-технических училищах, техникумах и адресуются организаторам профилактической деятельности в образовательно-воспитательных учреждениях: педагогам, классным руководителям, воспитателям, социальным педагогам, психологам для работы с учащейся молодежью.
Координатор проекта "Профилактическая работа по проблеме ВИЧ/СПИД, проводимая школьниками для школьников" –Людмила Михайловна Близнюк
Более подробную информацию о сборнике можно получить по адресу:
Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО 220118 Республика Беларусь, г. Минск, ул. Кабушкина, 18 тел. (017) 246-25-55 |
© Смирнова Е.С. и др.
Выражение признательности
В разработке материалов по проблеме ВИЧ/СПИД приняло участие большое число лиц и организаций, оказавших содействие в подготовке статистических данных и другой информации, использованной в сборнике.
Прежде всего искреннюю благодарность авторы сборника выражают педагогам: Ольге Гниломедовой (гимназия № 1 им. Ф.Скорины, г. Минск), Светлане Шуваловой (3-я педагогическая гимназия, г. Минск), Наталье Бариновой (художественный лицей № 26, г. Минск), Марине Литвиновой (средняя школа № 176, г. Минск), Елене Прошечкиной (средняя школа № 192, г. Минск) за содействие и участие в проведении мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в школах, участвовавших в проекте.
Авторы признательны студентам Белорусского университета культуры (Светлане Ковш, Ольге Дубошиной, Юлии Кудрявцевой) и Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка (Ольге Гребень, Жанне Бурой) за участие в разработке мероприятий для школьников.
Авторы также благодарны всем школьникам, активно принимавшим участие в работе по проекту: Алексею Дашкевичу, Екатерине Теребовой, Татьяне Гапоновой, Елене Одерихо, Александру Смирнову (гимназия № 1 им. Ф.Скорины, г. Минск), Ирине Бариновой, Анне Маркевич, Екатерине Кадушкевич (художественный лицей № 26, г. Минск), Ольге Образковой, Ольге Гапонюк (3-я педагогическая гимназия, г. Минск), Антону Алехновичу, Константину Иванчику, Вячеславу Иванчику (средняя школа № 176, г. Минск), Ольге Бессер, Татьяне Яцкевич, Артему Папанову (средняя школа № 192, г. Минск).
Оглавление
Введение................................................................................................................................................................................................ 5
Информация для организаторов профилактической деятельности............................................................................. 7
Статистическая справка о ВИЧ/СПИД................................................................................................................................ 7
Историческая справка о возникновении проблемы ВИЧ/СПИД................................................................................... 7
Этимологическая справка........................................................................................................................................................ 8
Пути передачи ВИЧ-инфекции............................................................................................................................................. 10
Профилактическая работа по проблеме ВИЧ/СПИД.................................................................................................... 11
Информированность школьной молодежи о СПИДе.................................................................................................... 12
Принципы профилактической работы в области ВИЧ/СПИД....................................................................................... 14
Методические рекомендации по проведению профилактики ВИЧ/СПИДа в школе.............................................. 19
Практические материалы............................................................................................................................................................ 22
для работы с младшими школьниками................................................................................................................................. 22
Рассказ "Что такое СПИД"...................................................................................................................................................... 23
Игры.................................................................................................................................................................................................. 25
Подвижная игра "Между огнями"........................................................................................................................................ 25
Подвижная игра "Али-Баба и сорок разбойников"........................................................................................................ 25
Сценарий детской сказки "Кузнечик"..................................................................................................................................... 26
Практические материалы............................................................................................................................................................ 29
для работы с подростками........................................................................................................................................................... 29
Беседа "Что надо знать о ВИЧ/СПИДе"............................................................................................................................... 30
Беседа "Если рядом ВИЧ-инфицированный…".................................................................................................................... 32
Игры.................................................................................................................................................................................................. 34
Подвижная игра "Между огнями"........................................................................................................................................ 34
Подвижная игра "Заморгалки"............................................................................................................................................. 34
Деловая игра "Риск заражения"........................................................................................................................................... 35
Практические материалы............................................................................................................................................................ 36
для работы со старшеклассниками.......................................................................................................................................... 36
Лекция "СПИД и его профилактика"...................................................................................................................................... 37
Практическое занятие "Мы и СПИД"..................................................................................................................................... 43
Практическое занятие "ВИЧ-инфицированные среди нас".............................................................................................. 45
Творческие задания....................................................................................................................................................................... 47
"Незаконченные предложения"............................................................................................................................................ 47
"Клякса"...................................................................................................................................................................................... 47
"Мини-сочинение".................................................................................................................................................................... 48
Игры.................................................................................................................................................................................................. 49
Деловая игра "Риск заражения"........................................................................................................................................... 49
Игровой тренинг "Лабиринт"................................................................................................................................................ 49
Ролевая игра “Чья сторона?”................................................................................................................................................ 50
Ролевая игра "Цепная реакция"............................................................................................................................................ 51
Ситуационная игра "В чем проблема?.."........................................................................................................................... 53
Викторина "Что я знаю о СПИДе"....................................................................................................................................... 53
Логико-психологическая игра "Дебаты"........................................................................................................................... 55
Сценарная разработка тематической дискотеки "Молодежь против СПИДа"..................................................... 58
Основные термины и понятия................................................................................................................................................... 61
Литература......................................................................................................................................................................................... 64
Приложения....................................................................................................................................................................................... 66
Приложение 1. Набор карточек для игры "Риск заражения" (5 – 7 классы)............................................................. 67
Приложение 2. Набор карточек к творческому заданию "Клякса"............................................................................... 69
Приложение 3. Набор карточек и секторов для игры "Риск заражения" (8 – 11 классы)...................................... 71
Приложение 4. Набор карточек к игре "Цепная реакция"................................................................................................ 78
Приложение 5. Схема расположения участников игры "Цепная реакция"................................................................. 95
Приложение 6. Письмо с просьбой для игры "Чья сторона?"........................................................................................ 96
Приложение 7. Набор ситуационных заданий для игры "В чем проблема?".............................................................. 97
Приложение 8. Анкета предварительного и последующего анкетирования.............................................................. 98
(Анкету предлагается использовать для учащихся старших классов)......................................................................... 98
Приложение 9. Анкета "Что думает молодежь о СПИДе"........................................................................................... 100
Приложение 10. Статистическая информация............................................................................................................... 109
Введение
Сборник практических материалов, который Вы, уважаемый читатель, взяли в руки, – не совсем обычное издание по проблеме ВИЧ/СПИД. Это плод совместных усилий специалистов Республиканского центра профилактики СПИДа, группы педагогов, студентов и школьников. Что же в этом сборнике необычного, зачем он нужен и для кого предназначен?
Если вернуться к предыстории проблемы, то еще до середины 1996 года ситуация с распространением ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь оставалась относительно благополучной. Однако стремительный рост количества ВИЧ-инфицированных за следующие два года вызвал необходимость проведения более активной профилактической работы, особенно среди самой уязвимой группы населения – молодежи. Мы считаем, что ею может и должен заниматься не только медицинский персонал. Важно, чтобы профилактическая работа по проблеме ВИЧ/СПИД стала составляющей частью нашей повседневной жизни: в семье, школе, профтехучилищах, вузах, на предприятиях и в учреждениях. Словом, всюду, чтобы создать барьер, способный оградить человека от "чумы ХХ века".
Конечно, профилактическая работа должна быть организована грамотно и профессионально. Участвовать в ней должны только подготовленные кадры, в том числе и педагоги, психологи, социальные педагоги и социальные работники. После соответствующей подготовки в этой работе, по нашему мнению, сможет участвовать и сама молодежь, распространяя знания о ВИЧ-инфекции, СПИДе, путях его передачи и мерах профилактики среди сверстников, обучая взаимодействию с ВИЧ-инфицированными, тем самым демонстрируя неравнодушие к столь сложной проблеме, защищая свое поколение от возможности заражения.
Статистические данные Республиканского центра профилактики СПИДа, а также многочисленные отечественные и зарубежные источники указывают на то, что ВИЧ-инфекция поражает самую молодую и трудоспособную часть населения, представленную возрастной категорией граждан от 15 до 30 лет. Этим обосновано наше стремление начинать профилактическую работу в области ВИЧ/СПИД уже в начальной школе, с того времени, когда закладываются и формируются основы нравственности, здорового образа жизни, осознание человеком своего поведения, действий, поступков.
Специфика проблемы обуславливает потребность в дифференцированном подходе к организации профилактической работы. Данный сборник практических материалов призван проиллюстрировать это. Игры, викторины, сценарии, представленные в нем, были разработаны нами в ходе реализации первого этапа проекта "Профилактическая работа по проблеме ВИЧ/СПИД, проводимая школьниками для школьников". Проект начат в сентябре 1997 года в целях повышения уровня информированности и образованности школьников по проблеме ВИЧ/СПИД.
На первом этапе проекта было обучено три группы добровольцев, пожелавших вести профилактическую работу, из числа педагогов, студентов и школьников г. Минска. Они получили всю необходимую информацию о СПИДе как болезни, о том, как правильно вести профилактическую работу, какими принципами руководствоваться, освоили формы и методы, а также имели возможность под нашим наблюдением закрепить полученные знания, умения и навыки в разновозрастных аудиториях. Их последующая деятельность в свою очередь помогла нам апробировать, дополнить наработанные материалы, сделать их более доступными и понятными для применения в массовой практике.
Перед началом профилактической работы необходимо познакомиться с информацией, адресованной организаторам профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД и только потом составлять план действий. По нашему мнению, работа должна вестись с различными категориями учащейся молодежи: детьми младшего школьного возраста, подростками и старшеклассниками, и для каждой возрастной группы должна быть предельно доступной, корректной и понятной.
До начала профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД необходимо встретиться с родителями, побеседовать с ними, рассказать о том, как будет организована работа среди их детей, какую информацию они будут получать. Стоит поговорить с родителями, особенно подростков и старших школьников, о возможности вести разговор с их детьми на интимные темы, связанные с путями распространения ВИЧ-инфекции. Возможно, вместе с родителями стоит решить вопрос и о совместных действиях, способствующих защите молодежи от ВИЧ. Не стоит огорчаться, если кто-то из родителей будет против участия его ребенка в таких мероприятиях. Это их право. Однако наша задача заключается в том, чтобы заставить родителей поверить в чистоту наших помыслов и действий, убедить, что совместная работа в этом направлении не только не принесет вреда подрастающему человеку, а наоборот, убережет его от опрометчивых поступков, которые могут повлечь за собой заражение вирусом иммунодефицита человека; научит не просто бояться СПИДа, а умело защищаться от него, при этом без страха общаться с теми, кто в силу различных обстоятельств стал его жертвой.
Все это обязательно должно предшествовать началу профилактической работы. Затем надо продумать конкретный план действий, формы и методы работы с каждой возрастной группой. Работа должна строиться исходя из уровня осведомленности конкретной аудитории о СПИДе, ее половозрастном характере, а также целей, которые преследуются на данном этапе профилактики. В связи с этим материал в сборнике скомпонован так, что позволит Вам, исходя из конкретной ситуации, уровня подготовленности аудитории, выбрать то, что необходимо для достижения в области профилактической работы конкретно для Вашей группы молодежи.
Пролистав сборник, Вы заметите, что мы предлагаем такие формы и методы работы, которые ставят самого обучаемого в позицию активного участника профилактической деятельности. Мы хотим, чтобы профилактика носила не только информационный характер. Наша задача организовать ее таким образом, чтобы по своей сути она была поисковой, активно-деятельной со стороны ее участников. Профилактическая работа по проблеме ВИЧ/СПИД должна способствовать включению самих школьников в поиск необходимой информации о СПИДе и ВИЧ-инфекции, заставлять их задумываться и осмысливать морально-нравственные основы своего безопасного поведения как важнейшего условия борьбы со СПИДом.
В сборнике предлагается также богатый наглядный материал, который облегчит подготовку организатора профилактической работы к проведению различных по форме и содержанию мероприятий. Кроме того, вы найдете здесь перечень основных терминов и понятий по проблеме ВИЧ/СПИД. Приведен также список основной литературы, которая использована нами при разработке практических материалов и которая позволит вам расширить круг собственной образованности и информированности, привлечь дополнительную информацию для проведения профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД с различными категориями молодежи. Этой литературой могут воспользоваться и школьники при выполнении творческих заданий, игровых ситуаций, при подготовке ответов на вопросы викторины и т. д. Мы надеемся, что сборник практических материалов, который Вы держите в руках, поможет в организации и проведении различных профилактических мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИД.
Желаем Вам успехов!
Авторы
Информация для организаторов профилактической деятельности