Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования
Видным теоретиком профессиональной педагогики и организатором профшколы была Н.К. Крупская, которая сформулировала следующие положения теории профессионального образования:
профессиональное обучение как составная часть общей системы образования;
единство экономических, социальных и образовательно-воспитательных функций профессионального образования, его ориентация на потребности «завтрашнего дня»;
связь профобучения с производительным трудом;
соединение специальной и общетехнической подготовки кадров и политехническая направленность профессионального образования;
единство и преемственность общего и профессионального образования и др.
А.В.Луначарский (1875-1933). Первый народный комиссар просвещения. В своих воззваниях к населению изложил основные задачи Советской власти в области народного образования: всеобщее начальное образование, общедоступность, светскость, политехническая и трудовая направленность школы и др.
Н.К. Крупская (1869-1939). Видный теоретик и организатор советской школы. Первый в России доктор педагогических наук, заместитель Наркома просвещения. Занималась проблемами дошкольного, школьного и внешкольного обучения и воспитания, стояла у истоков пионерского и молодежного движения. Боролась за политехническую трудовую школу. Опубликовано 11 томов ее педагогических сочинений.
Значительный вклад в развитие теории и практики профессионального образования внес экономист и пролетарский поэт А.К. Гастев (1882-1941), который очертил контуры «индустриальной педагогики» нового типа. Будучи директором Центрального института труда (ЦИТ), он со своими сотрудниками на основе экспериментов создал теорию «Трудовых установок» и разработал концепцию краткосрочной подготовки рабочих на установочных курсах и цехах ЦИТа, которую широко внедрил в производство, противопоставив их долгосрочным формам подготовки рабочих в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).
В становлении профессиональной педагогики важнейшую роль сыграли научно-исследовательские учреждения - Центральный институт труда, НИИ подготовки промышленных кадров, отдел профессиональной педагогики НИИ научной педагогики МГУ-2, а также кабинеты, лаборатории и отделы многих вузов. В этот период издавались журналы, на страницах которых освещались проблемы профессионального образования: «Жизнь рабочей школы», «Рабочее образование», «За промышленные кадры» и др.
Педагоги 1920-х гг. считали, что специфика профессиональной педагогики состоит в том, что она опирается не только на общую педагогику, но и на принципы техники и технологии.
К концу 1920-х в РСФСР сложилась следующая система профессионального образования:
профшколы, школы ФЗУ, учебно-производственные мастерские на базе школы I ступени (начальной школы);
индустриальные, сельскохозяйственные, педагогические и другие техникумы на базе семилетней школы;
вузы на базе девятии десятилетней школы.
С середины 1930-х гг. началось свертывание теоретических исследований в области профессиональной педагогики, так как формирующаяся индустрия страны требовала резкого притока рабочей силы и побудила сделать акцент на краткосрочных формах подготовки рабочих непосредственно на производстве.
В связи с критикой «педологических извращений» были прекращены исследования в сфере психологии труда и психотехники, закрыты научные центры подготовки кадров и журналы по профессиональному образованию.
Однако под давлением социально-экономических потребностей в 1940 г. была создана система государственных трудовых ресурсов путем мобилизации молодежи, подготовки и централизованного распределения кадров. Профессиональной педагогике отводилась узкометодическая роль улучшения производственного обучения в ремесленных училищах и школах ФЗО. Была разработана операционно-комплексная система производственного обучения. Начал издаваться журнал «Производственное обучение».
Новый этап в развитии профессионального образования начинается с конца 1950-х гт. с принятием Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», благодаря которому профтехучилища вновь стали составной частью общей системы образования. В общеобразовательных школах стала осуществляться начальная профессиональная подготовка по массовым профессиям. В средине 1960-х гг. эта подготовка была отменена. Встала задача перехода ко всеобщему среднему образованию, в связи с чем начали создаваться средние ПТУ, система профтехобразования стала одним из основных каналов осуществления этой задачи. Необходимо было возрождение и развитие теории профессионально-технического образования. Возникли крупные научные центры - ВНИИ профтехобразования в Ленинграде, Центральный учебно-методический кабинет в Москве, НИИ профтехпедагогики в Казани, НИИ развития профтехобразования в Москве и другие. Для подготовки педагогических кадров для системы профтехобразования в Свердловске был открыт инженерно-педагогический институт, в областных городах были созданы индустриально-педагогические техникумы.
В становлении и развитии профтехобразования значительную роль сыграли такие ученые, как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.Н. Веселов, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др. Однако профессиональная педагогика, подчиняясь идеологическим канонам, часто отдавала дань абстрактному теоретизированию по оторванным от жизни проблемам.
В 1984 году была начата реформа общеобразовательной и профессиональной школы, согласно которой ставилась задача перехода ко всеобщему профессиональному образованию на основе слияния старших классов общеобразовательной школы с ПТУ и средними профессиональными заведениями. Но эта задача была нереальной и она не была решена.
Жизнь показала необходимость структурных изменений, создания и научного обоснования деятельности инновационных типов профессионального обучения: высших профессиональных училищ, колледжей, лицеев, образовательных комплексов и др., получивших широкое развитие в РФ после принятия Закона «Об образовании» (1992).
В конце 1990-х гг. под редакцией академика С.Я. Батышева были изданы учебник «Профессиональная педагогика», а также «Энциклопедия профессионального образования» в 3-х томах.
Словарь основных понятий
Производственное обучение — обучение в условиях производства, составной компонент профессионального образования.
Педология (от греч. pais - дитя, logos - учение) - течение в педагогике и психологии конца XIX - середина XX вв. (С. Холл, П.П. Блонский и др.), пытавшееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические подходы в изучении, обучении и воспитании детей. Преувеличивала роль наследственного фактора в развитии личности, хотя и накопила ценный эмпирический материал. В 1936 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомлроса», согласно которому эта наука была признана ошибочной и запрещена, что задержало естественный процесс развития психологии и психодиагностики в нашей стране.
Абстрагирование - одна из умственных операций; процесс мышления, в результате которого человек, отвлекаясь от несущественного, образует понятия, восходя от конкретного к абстрактному.
Ремесло — древний, узкий вид трудовой деятельности (наряду с земледелием и скотоводством), основанный на примитивных, как правило, ручных способах обработки различных материалов. Ремесленным способом изготавливались орудия труда, оружие, предметы быта и украшения.
Общественно-педагогическое движениев России 60-89-х гг. XIX в., было направлено на демократизацию и расширение образования народных масс. Включало в себя революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский), либерально-буржуазное (Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов). Под напором этого движения царское правительство вынуждено было осуществлять ряд мер по реформированию начального, среднего и высшего образования в России.