Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами

В последние годы наметились две тенденции отношения студентов к занятиям физической культурой. Чаще это касается тех, у кого обнаружено то или иное заболевание.

Первая – это отказ от занятий в любой форме, пользуясь освобождением от практических занятий. Подобное отношение врачей к физической культуре формирует определённую физическую ситуацию, обусловливает ограничения в жизнедеятельности и природной активности человека.

Вторая – несмотря на запреты врачей, юноши (чаще это касается их) стремятся к занятиям физической культурой и ищут группы, где они могут самосовершенствоваться физически. Чаще всего – это модные, соответственно времени, течения: бодибилдинг, таэквондо и другие виды спортивной деятельности. Такая позиция также не оправдывает выбранного отношения к своему здоровью, так как пренебрежительное отношение к рекомендациям врачей и бесконтрольные занятия могут усугубить имеющееся заболевание или привести к осложнениям. Необходима тактика взаимопонимания и совместного решения о каком-либо виде спортивных или физкультурно-оздоровительных занятий. Ведь к моменту окончания учёбы заканчивается развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья.

Студенческий спорт (понятие, содержание), специальные зачетные требования и нормативы по избранному виду спорта

Спортивная деятельность студентов имеет свои характерные особенности. С одной стороны, в рамках студенческого спорта происходит адаптация к условиям занятий и необходимости успешно сочетать учебу со спортом вчерашним школьникам, выпускникам детских спортивных школ. С другой стороны, студенческий спорт является ближайшим резервом профессионального спорта, что требует высокой организации тренировочного и соревновательного процессов в вузах. Студенческий спорт также характеризуется высокой инициативностью студентов-спортсменов в организации тренировочного процесса и соревнований. И хотя руководящая роль принадлежит тренерам-педагогам, студенты широко привлекаются к организации спортивных секций, судейству соревнований и др.

Студенческий спорт в высших учебных заведениях находит выражение как при обучении на основном отделении (на уроках по физическому воспитанию), так и на более высоком уровне – в отделениях спортивного совершенствования.

Утренние специально направленные занятия физическими упражнениями, их содержание и методика проведения

Специально направленными упражнениями стремятся исключить вредные последствия от малоподвижного, тяжелого физического, однообразного труда, повышенной нервно-эмоциональной напряженности, вредных условий рабочей среды.

Борьба с гипокинезией и гиподинамией достигается путем увеличения физической активности, а также развития силы, подвижности суставов, координации движений, ловкости. При повышенной нервно-эмоциональной напряженности применяются упражнения на расслабление мышц, а также упражнения, способствующие нормализации частоты сердечных сокращений. Подобным образом с учетом условий труда и индивидуальных особенностей организма можно подобрать комплексы, компенсирующие влияние многих неблагоприятных факторов на работающих, в том числе – вибрации, укачивания, гипоксии и т.д. Так, специалистами рекомендуется при работах в однообразной рабочей позе применять упражнения для коррекции осанки, исключения застойных явлений в нижних конечностях, профилактики остеохондроза. А при работе в неблагоприятных, вредных условиях использовать упражнения для улучшения дыхательной функции, включать закаливающие процедуры.

Билет № 27

1. Влияние образа жизни на здоровье. Факторы риска и здоровье

Заболевания, обусловленные гипокинезией, принято называть гипокинетозами. К ним относят сердечно-сосудистые заболевания, нервные и желудочно-кишечные расстройства, костные, мышечные и хрящевые изменения. Общим мнением для гипокинетозов является то, что их можно лечить, а в большинстве случаев предупреждать и восстанавливать (реабилитировать) с помощью рационально разработанных физических нагрузок, способствующих повышению двигательной активности, её влияния на повышение приспособительных и адаптационных реакций на различные по степени выраженности физические воздействия.

Важное значение в этом плане имеют меры оптимизации образа жизни благодаря правильному физическому воспитанию, должному сочетанию труда и отдыха, развитию устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодолению трудностей, связанных со сложными экологическими условиями, что особенно необходимо, устранению гипокинезии.

Главное звено первичной профилактики – формирование здорового образа жизни путём устранения основных факторов риска (о них будем говорить несколько позже) – требует совместных усилий государственных и общественных организаций, самого населения. В то же время проспективные (длительные или долгосрочные) исследования и опыт профилактической работы в разных странах мира свидетельствуют о недостаточной психофизиологической готовности большинства населения как к участию в осмотрах, так и к выполнению назначенных профилактических мероприятий.

Факторы риска и здоровье

Факторы риска принято подразделять на внешние (социально-культурные) и внутренние. К внешним (экзогенным или первичным, обусловленным неправильным образом жизни либо неблагоприятными условиями окружающей среды) относятся интенсивное курение табака, систематическое нервно-психическое перенапряжение, физически малоактивный образ жизни, неправильное питание. К внутренним (эндогенным), проявляющимся в результате предрасполагающих особенностей организма или развития определенного патологического процесса,относят гиперхолистеринемию, артериальную гипертензию, ожирение, наследственную предрасположенность и др.

Один из наиболее распространенных и ведущих факторов риска таких заболеваний, занимающих ведущее место среди всей неинфекционной патологии во всём мире, как ишемическая болезнь сердца и злокачественные опухоли (рак лёгких) – курение.

Курение повышает риск развития инфаркта миокарда от 1,5 до 6,5 раз, при этом наиболее выраженное отрицательное влияние этот фактор риска оказывает на лиц, относящихся к более молодым возрастным группам, на что указывается в докладе комитета экспертов ВОЗ (1992 г.)

Существуют так называемые «фоновые» факторы, действующие на более ранних этапах жизни и влияние которых сказывается в дальнейшем. К ним относятся генетические факторы, биологические последствия раннего жизненного опыта, образовательные, культурные, психологические и социальные факторы.

2. Определение понятия «спорт» (массовый спорт, спорт высших достижений). Принципиальное отличие спорта от других видов занятий физическими упражнениями

Спорт – специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества. Ядро спорта составляет соревновательная деятельность, то есть деятельность, характерной формой которой является система состязаний, исторически сложившаяся преимущественно в области физической культуры общества как особая сфера выявления, развития и унифицированного сравнения человеческих возможностей (сил, способностей, умения рационально пользоваться ими).

Спорт – это, собственно, соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и их установления в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом.

Массовый спорт. Спорт высших достижений

Спорт принято разделять на массовый и спорт высших спортивных достижений. Массовый спорт предполагает занятия отдельными видами спорта с привлечением большого количества участников различного возраста и подготовленности с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья, повышения работоспособности, достижения физического совершенствования на основе сдачи зачетных нормативов и разрядной классификации.

Спорт высших достижений предполагает организацию системы тренировок и соревнований, в ходе которых ставится и решается задача достижения максимально возможных результатов, превышающих уже достигнутые.

В то же время спорт высших достижений тесно связан с массовым спортом, поскольку последний является источником для пополнения рядов участников «большого спорта». При этом имеются общие закономерности подготовки участников, однако в спорте высших достижений имеются присущие только ему социальные, психологические, физиологические и другие особенности.

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), задачи, ее содержание

Целью такой гимнастики (зарядки) является обеспечение плавного перехода всех функций организма от сна к состоянию активной бодрости путем снятия влияния вагусного или блуждающего нерва, тормозящего работу всех органов и систем в ночное время.

Примерная схема последовательности упражнений в УГГ для работников умственного труда. Комплекс содержит следующие упражнения: потягивание, ходьбу, бег; махи руками, неглубокие выпады для активизации работы сердечно-сосудистой системы; вращения и наклоны головы, туловища, упражнения на гибкость и силовые упражнения; упражнения для увеличения подвижности суставов; укрепления брюшного пресса и мышц ног; упражнения на расслабление и восстановление дыхания. В среднем зарядка длится 8–15 мин.

Наши рекомендации