Макаренко Л. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта//Пед. соч.: В 8 т.
10 Заказ 3923
/
иия. А если бы смелыми, прямыми, доводившими до логического конца конфликты методами этот мальчик был воспитан смелым, решительным, с ясной логикой, то он бы не повесился.
Такой подход Макаренко к вопросу о такте и риске обосновывается тем, что он видел и понимал двойное воспитательное значение каждого воздействия педагога — им не только разрешается данный конфликт, но и параллельно воспитываются отношения ученика к людям, воспитывается его характер. Вот этой второй стороны часто не замечают, забывают о ней, да еще «тактично» избегают разрешения данного конфликта, и в результате вдвойне портят характер ученика.
Отношения педагога к ученику должны быть прямыми, искренними, без всякой натяжки и искусственности.
«Воспитание детей требует самого серьезного тока, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. Самое незначительное прибавление лживости, искусственности, зубоскальства, легкомыслия делают воспитательную работу обреченной на неудачу. Это вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщены, — будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего»1 (курсив наш. — И. /С)-
Формы выражения специального воздействия педагога могут быть различны. Чаще всего это беседа. Приведенные нами примеры беседы Антона Семеновича с Оприш-ко, Карабановым, Левченко, Перецем являются действительно классическими образцами.
Но Антон Семенович не всегда прибегал к беседе. Часто он поступал так. Узнав что-либо, что требовало его вмешательства в жизнь воспитанника, он посылал ему за-^ писку: «Придите в 9 часов ко мне». Воспитанник знал, в чем дело, и немедленно отправлялся к заведующему, чтобы поскорее сбросить груз мучившего его волнения. Но Антон Семенович не принимал раньше девяти часов вечера. Провинившийся целый день ходил и обдумывал свой поступок, а когда в назначенное время он приходил, Антон Семенович говорил только: «Понял?» — «Понял».— «Ну, иди, все». И это действовало гораздо сильнее, чем длинная и утомительная нотация2.
1 Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей//Пед. соч.: В 8 т.—
М: Педагогика, 1984.— Т. 4. — С. 64.
2 См.: Макаренко А. С. Флаги на башнях//Пед. соч.: В 8 т.-^М.:
Педагогика, 1985. — Т. 6. — С. 140—144.
Такую же роль выполняли в опыте Макаренко и специальные поручения, которые он давал отдельным воспи-анникам. Примером такого воздействия педагога может лужить уже приведенный нами выше случай с Караба-овым.
Еще одна важная форма воздействия педагога —это игра».
Педагог, утверждает Макаренко, должен уметь играть. Когда ко мне приезжали наркомпросовские комиссии,— споминает он, — наблюдали систему моих рапортов, ко-ечно, в душе я увядал, потому что прекрасно представ-ял себе, что они смотрели на меня и думали: «Как будто ы и взрослый человек, как будто бы и не дурак, а по-мотрите, что он выделывает!» А я говорил: «Есть! Есть! сть! Есть! Есть!» И так я «играл» шестнадцать лет...»1. Таких форм специального воздействия педагога может быть много, и именно их многообразие придает им гибкость, оперативность и силу.
^Исключительно большое значение в методике непосредственного воздействия имеет личный пример педагога. «Ваше собственное поведение—самая решающая вещь»2,— говорил Антон Семенович.
С этой точки зрения интересно разобраться в требованиях, которые предъявлял Макаренко к воспитателям в колонии имени Горького. Воспитатели были примером во всем. Они — в первой шеренге ударников, они — лучшие в мастерских, на заготовках дров, в поле, в огороде и т. п. Они активные участники всех игр и вечеров колонистов. Поэтому Антон Семенович при подборе воспитателей стремился составить такой педагогический коллектив, который сочетал бы в себе разнообразные и ярко выраженные человеческие качества.
В коллективе воспитателей колонисты должны были видеть и находить наиболее яркое выражение человеческой жизнерадостности и строгости, красоты и трудолюбия, любви и гнева человеческого, мягкости и настойчивости, доброты и правдивости и т. д. и т. п. — словом, все положительные человеческие качества. Руководствуясь этим принципом, и подбирал Антон Семенович, исходя из реальных возможностей, коллектив воспитателей.
1 Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического
опыта//Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984; —Т. 4. —С. 237.
2 Макаренко А, С. Лекции о воспитании детей//Пед. соч.: В 8 т.—
М: Педагогика, 1984.— Т. 4.— С. 63.
10*
Лидия Петровна была очень молода — девочка. Она недавно окончила гимназию и еще не остыла от материнской заботы. Завгубнар-образом меня спросил, подписывая назначение: :• — Зачем тебе эта девчонка? Она же ничего не знает.
— Да я именно такую и искал. Эта самая Лидочка — чистейшее
существо, я рассчитываю на нее вроде как на прививку...
Зато Екатерина Григорьевна была матерый педагогический волк. Она не на много раньше Лидочки родилась, но Лидочка прислонялась к ее плечу, как ребенок к матери. У Екатерины Григорьевны на серьезном красивом лице прямились почти мужские черные брови. Она умела носить с подчеркнутой опрятностью каким-то чудом сохранившиеся платья, и Калина Иванович правильно выразился, познакомившись с нею:
— С такой женщиной нужно очень осторожно поступать...1
Или Николай Эдуардович Фере2.
/ Шере был сравнительно молод, но тем не менее умел доводить колонистов до обалдения своей постоянной уверенностью и нечеловеческой работоспособностью. Колонистам представлялось, что Шере никогда не ложится спать. Просыпается колония, а Эдуард Николаевич уже меряет поле длинными, немного нескладными ногами... Играют сигнал спать, а Шере в свинарне о чем-то договаривается с плотником. Днем Шере одновременно можно было видеть и на конюшне, и на постройке оранжереи, и на дороге в город, и на развозке навоза в поле; по крайней мере, у всех было впечатление, что все это происходит в одно и то же время, так быстро переносили Шере его замечательные ноги3.
Эти «прививки» имели огромное положительное педагогическое значение. Воспитанники восхищались яркими положительными сторонами своих воспитателей, старались подражать им и этим невольно и незаметно «впитывали»* лучшие качества в свои характеры, в свое поведение.
Так, например, исключительная работоспособность и трудолюбие Шере приводили колонистов в восторг. «Этот восторг выражался в молчаливом признании его автори* тета и в бесконечных разговорах об его словах, ухватках, недоступности для всяких чувств и его знаниях»4, и скоро в колонии началось настоящее сельскохозяйственное увлечение.
1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т. — M.s
Педагогика, 1984. —Т. 3. — С. 12—13.
2 Николай Эдуардович Фере — сотрудник А. С. Макаренко. В
«Педагогической поэме» Н. Э. Фере изображен под именем Эдуарда
Николаевича Шере. — Прим. сост.
3 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т. — M.s
Педагогика, 1984.— Т. 3. — С. 129.
4 Там же.—С. 132.
Попадали к Антону Семеновичу и плохие воспитатели, у которых нечему было учиться. Был, например, такой Родимчик — шкурник и эгоист. Но и это «явление» Макаренко использовал в воспитательных целях. Он не укрывал и не замазывал недостатков Родимчика, не создавал искусственно ему авторитета, а поддержал критику поведения Родимчика на общем собрании колонистов. Этим он обратил внимание воспитанников и на плохие стороны человеческого поведения, но тут же показал им, как надо относиться к этому плохому: вызвал Родимчика к себе и сказал: «Вот что, Родимчик, уезжайте вы лучше из колонии... Я вас увольняю»1.
Авторитет педагога не создается какими-либо специальными мерами, говорил Антон Семенович, «действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание»2.
Дети могут и должны любить педагога только за хорошее. Плохого педагога дети, как правило, не любят и не уважают, и это совершенно естественно и правильно с педагогической точки зрения. Если же вопреки этому пытаются специальными мерами поддерживать авторитет плохого педагога, то, как правило, во-первых, из этого ничего не получится, если детский коллектив здоровый, и, во-вторых, это наносит огромный педагогический вред, так как приучает детей к лживому, лицемерному отношению к людям; теряется их уважение к тому, кто этот авторитет искусственно поддерживает, дети дезориентируются в правильном отношении к плохому и хорошему в людях и, наконец, привыкают равнодушно относиться к плохому. Поэтому педагогически правильной является точка зрения, которая выражена Антоном Семеновичем в случае с Родимчиком.
Чем определяются качества педагога? Это весьма важный вопрос. Могут ли дети правильно оценить педагога? Ведь они же — дети. А. С. Макаренко своим опытом убедительно доказывает, что здоровый детский коллектив безошибочно устанавливает свое отношение к педагогу.
...Ребята не оправдывают интеллигентского убеждения, будто дети могут любить и ценить только такого человека, который к ним отно-
1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т.— М.:
Педагогика, 1984.—Т. 3.—-С. 149.
2 Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей//Пед. соч.: В 8 т.—
М: Педагогика, 1984. — Т. 4S — С. 72.
сится любовно, который их ласкает. Я убедился давно, что наибольшее уважение и наибольшая любовь со стороны ребят... проявляются по отношению к другим типам людей. То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе — вот что увлекает ребят в наибольшей степени.
Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне, и они не выдадут. Все равно, в чем проявляются эти ваши способности, все равно, кто вы такой: столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист.
И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, как бы вы ни были симпатичны в быту и отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком или «пшиком», — никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего1,
Авторитет педагога и всех работников .педагогического учреждения зависит от них самих, от их гражданских и производственных качеств, от их знания своего дела и отношения к нему.
Влияние личного примера самого Антона Семеновича на воспитанников было исключительно велико.
Но в воздействии на воспитанников личным примером Макаренко не ограничивался только теми возможностями, которыми обладал сам и обладали его воспитатели, он еще давал воспитанникам и идеальный пример в перспективе. Таким примером и образцом поведения для колонистов был А. М. Горький.
г «Жизнь Максима Горького, — пишет Макаренко,,— стада как будто частью нашей жизни. Отдельные ее эпизоды сделались у нас образцами для сравнений, основаниями для прозвищ, транспарантами для споров, масштабами для измерения человеческой ценности»2.
Вот что рассказывает Антон Семенович о результатах одного горьковского вечера в Куряже.
...Я должен отметить один исключительный вечер, сделавшийся почему-то переломным в трудовом усилии куряжан...
Новые колонисты не знали, кто , такой Горький. В ближайшие дни по приезде мы устроили вечер Горького. Он был сделан очень
1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед.~ соч.: В 8 т. — М.г
Педагогика, 1984. — Т. 3. — С. 132.
2 Там же. — С. 58.
скромно. Я сознательно не хотел придавать ему характер концерта или литературного вечера. Мы не пригласили гостей. На скромно убранной сцене поставили портрет Алексея Максимовича.
Я рассказал ребятам о жизни и творчестве Горького, рассказал подробно. Несколько старших ребят прочитали отрывки из «Детства».
Новые колонисты слушали меня, широко открыв глаза: они не представляли себе, что в мире возможна такая жизнь. Они ке задавали мне вопросов и не волновались до той минуты, пока Лапоть не принес папку с письмами Горького.
— Это .он написал? Сам писал? Он писал колонистам? А ну, по
кажите...
Лапоть бережно обнес по рядам развернутые письма Горького. Кое-кто задержал руку Лаптя и постарался глубже проникнуть в содержание происходящего.
1 — Вот видишь, вот видишь: «Дорогие мои товарищи». Так и на-писана..,
Все письма были прочитаны на собрании. Я после этого спросил:
— Может, есть желающие что-нибудь сказать"?
Минуты две ке было желающих. Но потом, краснея, на сцену вы
шел Коротков и сказал: ;
— Я скажу новым горьковцам... вот, как я. Только я не умею
говорить... Ну, все равно. Хлопцы! Жили мы тут, и глаза у нас есть,
а ничего мы не видели... Как слепые, честное слово. Аж досадно — сколь
ко щт пропало! А сейчас нам показали одного Горького... Честное
слово, у меня все на душе перевернулось... Не знаю, как у вас...
Коротков придвинулся к краю сцены, чуть-чуть прищурил серьез
ные красивые глаза: * ','■"' ~
— Надо, хлопцы, работать... По-другому нужно работать... Понимаете?
— Понимаем! — закричали горячо пацаны и крепко захлопали, провожая со сцены Короткова.
На другой день я их не узнал. Отдуваясь, кряхтя, вертя головами, они честно, хотя и с великим трудом пересиливали извечную человеческую лень. Они увидели перед собой самую радостную перспективу: ценность человеческой личности1.
Таковы, коротко, основные формы непосредственного здействия педагога в системе А. С. Макаренко.
НАКАЗАНИЕ
В жизни детского коллектива могут иметь место отдельные вредные, крайне нежелательные формы деятельности. В этих случаях обойтись только «корректированием» поведения детей уже невозможно. Требуется энергичное прекращение, резкое торможение" такой деятельности. Эту роль в основном выполняет метод наказания.
1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т.— Мл Педагогика, 1984. — Т. 3. — С. 398.
«Воспитывать без наказания я не умею»1,— говорил Антон Семенович Макаренко.
Наказание как метод педагогического воздействия Макаренко рассматривает в двух планах: во-первых, как средство разрешения конфликта между личностью и коллективом, во-вторых, как средство воспитания определенных положительных черт характера и качеств поведения личности.
Конфликты между личностью и коллективом — явления возможные. Педагог обязан разрешить эти конфликты, и одним из средств их разрешения является наказание.
Этим наше наказание существенно отличается от наказания в старой школе. Там наказание не разрешало конфликта, а только усугубляло, загоняло его внутрь.
Поэтому, по мнению старой педагогики, оно было терпимым злом. Мы, говорит Макаренко, не можем подходить к наказанию, как терпимому злу. Если возник конфликт между личностью и коллективом, мы обязаны его разрешить, и если педагог считает, что в данном случае способом разрешения такого конфликта должно быть наказание, он обязан применять его без всяких оговорок и оправданий.
Макаренко считает, что такая позиция, когда наказание признается необходимым, но обставляется целым рядом «но», вроде —«лучше обойтись без наказания», «применять лишь в крайних случаях», «хороший педагог должен обойтись без наказания», «кто применяет наказание, тот педагог второго сорта», является позицией вредной, развивающей в педагогической среде ханжество. Кроме того, это уход от разрешения конфликта, замазывание его, накопление в жизни детей опыта безответственности и лицемерия.
Антон Семенович также резко выступал и против «теории»—«наказание воспитывает раба». «Безнаказанность воспитывает хулигана», — отвечает он в своей статье «Воспитание характера в школе» таким «теоретикам».
Этой «теории» Макаренко противопоставляет свою принципиальную позицию по вопросу о наказании, практическую действенность которой он наглядно показывает в «Педагогической поэме» (глава «Помогите мальчику»),
Один из «новеньких» (Ужиков) украл деньги —стипендию рабфаковцев, старших товарищей-колонистов.
Этот случай рассматривался по решению совета командиров на общем собрании.
В «защиту» Ужикова выступила только Брегель.
Брегель вышла на сцену и сказала пламенную речь, Некоторые места этой речи я сейчас помню:
— Вы судите этого мальчика за то, что он украл деньги. Все
здесь говорят, что он виноват, что его нужно крепко наказать, а не
которые требуют увольнения. Он, конечно, виноват, но еще больше
виноваты все колонисты.
Колонисты затихли в зале и вытянули шеи, чтобы лучше рассмотреть человека, который утверждает, что они виноваты в краже Ужикова.
— Он у вас прожил больше года и все-таки крадет. Значит, вы
плохо его воспитывали, вы не подошли к нему как следует, по-
товарищески, вы не объяснили ему, как нужно жить. Здесь говорят,
что он плохо работает, что он и раньше крал у товарищей. Это все
доказывает, что вы не обращали на Аркадия должного внимания.
Зоркие глаза пацанов, наконец, увидели опасность и беспокойно заходили по лицам товарищей. Необходимо признать, что пацаны не напрасно тревожились, ибо в этот момент коллектив стал перед угрозой. Но Брегель не увидела тревоги в собрании. С настоящим пафосом она закончила:
— Наказывать Аркадия — значит мстить, а вы не должны уни
жаться до мести. Вы должны понять, что Аркадий сейчас нуждается
в вашей помощи, он в тяжелом положении, потому что вы поставили
его против всех, здесь приравнивали его к животному. Надо выде
лить хороших парней, которые должны взять Аркадия под свою за
щиту и помочь ему.
Когда Брегель сошла со сцены., в рядах завертелись, загалдели, заулыбались пацаны. Кто-то серьезно и звонко спросил:
— Чего это она говорила? А?
А другой голос ответил немного сдержаннее, но в форме довольно ехидной:
— Дети, помогите Ужикову!
В зале засмеялись1.
Собрание решило объявить Аркадию месячный бойкот.
Приговор был одобрен аплодисментами собрания. Кузьма Леший обратился к нам:
— От-то здорово! Вот это поможет. А то говорят: помогите бед
ному мальчику, сделайте ему отмычки, хе!
Простодушный Кузьма говорил все это в лицо Брегель и не соображал, что говорит дерзости. Брегель с осуждением посмотрела на лохматого .Лешего и сказала мне, официально:
— Вы, конечно, не утвердите это постановление?
— Надо утвердить, — ответил я.
В пустой комнате совета командиров Джуринская отозвала меня в сторону:
— Я хочу с вами поговорить. Что это за постановление? Как вы
на это смотрите?
1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.': В 8 т.— М: Педагогика, 1984.—Т. 3.—С. 255.
1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т. —-М.2 Педагогика, 1984. —Т. 3. — С. 428—429.
— Постановление хорошее, — сказал я.— Конечно, бойкот —опасное средство, и его нельзя рекомендовать как широкую меру, но в данном случае он будет полезен.
— Вы не сомневаетесь?
— Нет. Видите ли, этого Ужикова в колонии очень не любят, презирают. Бойкот, во-первых, на целый месяц вводит новую, узаконенную форму отношений. Если Ужикоз бойкот выдержит, уважение к нему должно повыситься. Для Ужикова достойная задача.
— А если не выдержит?
. — Ребята его выгонят.
^ — И вы поддержите?
— Поддержу.
— Но как же это можно?
— А как же можно иначе? Коллектив имеет право защищать
себя?
— Ценою Ужикова?
— Ужиков поищет другое общество. И это для него будет по
лезно.
Джуринская улыбнулась грустно:
— Как назвать такую педагогику?
Я не ответил ей. Она вдруг сама догадалась:
— Может быть, педагогикой борьбы?
— Может быть1, — ответил Макаренко.
Это наказание,, как мы знаем из «Педагогической по-эмы» и по рассказам самого Ужикова, очень помогло ему и явилось1 тем поворотным пунктом в его жизни, с которого начался славный путь капитана советской авиации инженера Тубина.
Наказание помогло Ужикову не только тем, что был разрешен его конфликт с коллективом и он прочувствовал свой проступок. Это лишь одна сторона наказания, а вторая — в том, что оно воспитало в нем новые человеческие качества — уважение к коллективу и самодисциплину; благодаря наказанию он остро почувствовал смысл в человеческой жизни, ценность коллектива.
И в этом значение того наказания, которое было применено к Ужикову, и вообще всякого наказания как средства педагогического воздействия.
Наказание, говорит Макаренко, не должно иметь целью причинение страдания. Его цель —заставить человека глубоко продумать свой проступок, пережить его, почувствовать отрицательное отношение коллектива к проступку и этим воспитать у провинившегося правильное отношение к собственному поведению, уважение к коллективу и определенную выдержку и волю. Параллельно с этим наказание воспитывает и весь коллектив в духе непримири-
1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т. — М.з Педагогика., 1984. —Т. 3. — С. 430—431.
мости к явлениям, нарушающим его нормальную жизнь, уверенность в своих силах, сознание своей правоты.
Поэтому, говорит Антон Семенович, наказание принесет пользу только тогда, когда есть воспитательный коллектив, когда наказанием провинившийся как бы выталкивается из общих рядов. Если провинившийся поймет свой проступок, почувствует свою ошибку и с честью выдержит испытание (наказание), то это будет ему полезно вдвойне: образовавшийся конфликт с коллективом будет ликвидирован, и провинившийся воспитает в себе практикой определенных упражнений отрицательное отношение к плохому поступку, а, кроме того, в итоге такой борьбы и поведения в его характере сформируются и положительные черты: воля, выдержка, уважение к коллективу.
Поэтому разумная система наказания не только полезна, но и необходима в наших школах. «Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человече-кое достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и пре-олевать их»1. В этом заключается высокогуманное на-ачение наказания. Поэтому Макаренко решительно от-ргает всякое наказание, имеющее целью причинить фи-ческое или нравственное страдание. Теперь рассмотрим формы наказания и общие требо-ния к этому методу педагогического воздействия. Макаренко предостерегает от стандартизации нака-ний. «Наказание, — писал он, — должно быть чрезвычайно дивидуальным», «чрезвычайно приспособленным к от-льной личности...»2. Но вместе с тем, говорит Макарен-, нужно придерживаться некоторых общих, прйнципи-ьного характера правил: Наказывать может только одно лицо. Необходимо, чтобы была единая логика в определении р и применении наказания. Наказание не должно быть частым. Наказывать можно только тогда, когда вопрос о ви-вности совершенно ясен как самому наказуемому, так всему коллективу, когда выработано определенное об-ественное мнение.
1 Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской школе//Пед.
ч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. — С. 206.
2 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
лекции)//Пед. соч.: В 8 т.— М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. — С. 158.
В применении наказания надо соблюдать определенную традицию и норму. Например, в коммуне у Макаренко было такое правило: воспитанники наказывались лишением, отпусков, карманных денег, «нарядом» и т. д., а коммунары — только «арестом» (отбывание часа или двух, в зависимости от срока наложенного «ареста», в кабинете Макаренко).
Как будто очень легкие наказания, но определенность и традиционность, а главное, общественное мнение делали их очень действенными средствами.
Высшей формой наказания было исключение из коммуны, которое применялось очень редко.
Эффективность применения наказаний определяется не количеством и жестокостью репрессий, а тем, какое общественное мнение вызывают они в коллективе.
Можно самые сильные по своей жестокости наказания превратить в пустышку и даже вызвать ими отрицательные последствия, а можно и такое «невинное» наказание, как выговор, сделать очень сильным средством воздействия. В нашей партии такое наказание, как выговор,— очень серьезное наказание для коммуниста.
Надо и в школе вырабатывать методику наказания, но не за счет выискивания оригинальных и многочисленных средств, а путем оформления в крепкую традицию общественного мнения простых средств, которые с максимальной полнотой соответствовали бы принципу: как можно больше требования к человеку, как можно больше уважения к нему, и чем больше требования, тем больше уважения.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Обобщение передового советского педагогического опыта и вооружение школы передовой педагогической теорией—такова одна из важнейших задач органов народного образования и советской педагогической науки. Каково же место педагогического учения А. С. Макаренко в разрешении этой задачи, что значит использовать педагогическое наследие Макаренко в школе?
Практика советской школы показывает, что идеи Макаренко прочно вошли в ее жизнь, и сейчас уже можно говорить о макаренковском движении в практике (и теории) советской педагогики. Но отсутствие ясного понимания существа педагогического учения А. С. Макаренко нередко приводит к тому, что неправильно или не совсем правильно истолковывается использование этого учения в школе. Нередко исходят из совершенно неверного представления, будто опыт Макаренко и практика общеобразовательной школы — это принципиально разные явления, а поэтому надо «внедрять» идеи и опыт Макаренко в школу, «перестраивать» учебно-воспитательную работу в школе по образцу воспитательных учреждений типа колонии имени А. М. Горького и коммуны имени Ф. Э, Дзержинского.
В действительности же, как видно из анализа опыта А. С. Макаренко, его воспитательные учреждения были не чем иным, как общеобразовательной школой, организованной в соответствии с конкретными воспитательными задачами, стоявшими перед Антоном Семеновичем, и конкретными условиями его работы.
Советская школа строится на основе марксистско-ленинского педагогического учения, ее строительство протекает под непосредственным руководством Коммунистической партии и Советского правительства. Совершенно ясно
поэтому, что Макаренко лишь наиболее полно и ярко выразил в своем опыте и в своей теории существо и принципы коммунистического воспитания; педагогический опыт А. С. Макаренко есть наиболее яркое и типичное выражение передового советского педагогического опыта.
Поэтому мы вправе утверждать, что все советские школы в существе своих задач и методов работают по Макаренко. Неоднократно и сам Антон Семенович подчеркивал, что его метод —«обыкрювенный, советский».
Следовательно, задача использования в школе педагогического учения Макаренко состоит не в том, чтобы «перестраивать» работу на основе его опыта и идей и механически переносить в школу те или иные частные «элементы» этого опыта, связанные со специфическими условиями, в которых он складывался и протекал, а в том, чтобы на существующей реальной основе школы как воспитательного учреждения поднять уровень ее работы до макаренковской нормы — «ни одного процента брака!».
Действительно, условия работы нашей школы иные, нежели у Макаренко. Но это значит лишь, что нужно в этих реальных условиях творчески использовать идеи Макаренко и в этих реальных условиях педагогически целесообразно организовать всю жизнь школьников так, чтобы вся их жизнь в целом и каждый ее элемент в отдельности были коммунистически воспитывающими.
Как показывает опыт лучших школ, из года* в год добивающихся хороших результатов в своей работе, единственным путем педагогически целесообразной организации всей жизни школьников является организация общешкольного ученического коллектива как воспитательного мака-ренковского коллектива. Именно в этом заключается «секрет» Макаренко.
Качества и тип личности в целом, требуемые нашей эпохой, нельзя воспитать вне такого детского общешкольного коллектива, жизнь которого строится на самых передовых коммунистических началах. «Я крепко верю,— говорил Антон Семенович, — что для мальчика в шестнадцать лет нашей советской жизни самой дорогой квалификацией является квалификация борца и человека»1. Эту «самую дорогую квалификацию» дает нашим детям именно школьный коллектив.
СОДЕРЖАНИЕ
О книге и ее авторе........................................................................... ............. 3
Антон Семенович Макаренко ............. 13
Шестнадцать пламенных лет ,....,,., . ... . 18
Нового человека по-новому делать! ......... —
Рождение коллектива ............................................................ . 21
Жизнь по-коммунистически.............................................................. ........ 25
Страна ФЭД....................................................................................... 27
Воспитывающая школа жизни.................................................... ........ 29
Эксперимент мирового. значения.................................................... ........ 33
Воспитание как общественное явление . . , , ,................................ 37
Воспитание и практическая педагогическая деятельность . —
«Механизм» процесса воспитания................................................. 48
Воспитание и развитие личности ................................ .... ,51
Основы теории воспитательного коллектива......................................... 57
Закон параллельного педагогического действия ....
Единство воспитания и жизни детей............................................... 62
Цели и задачи воспитательной деятельности................................. 65
Воспитательный коллектив.............................................................. ........ 69
Основные принципы организации..................................................... ........ 74
Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива 77
Организация, формы и методы деятельности воспитатель
ного коллектива ........ , . . ■. , я ш , , ? 91
Педагогическое руководство .........,•.., 101
Методика педагогического воздействия ........,' . 108
Сущность и основные задачи педагогического воздействия . —
Эстетика воспитания ...»,.*.. ....................... 112
Требование . . . . . . . ... ............................................. ...... 115
Детская радость /.................................. «............................ ; 127
Система перспективных линий ........... 131
Общественное мнение коллектива ......... : 137
Методика непосредственного воздействия педагога . . . 142
Наказание....................................................................................... . 151
Послесловие
1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 3. — С. 267,