Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка
Содержание
Введение. 3
1. Общая характеристика категории «права ребенка». 5
1.1. Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка 6
1.2. Права ребенка. 9
2. Право ребенка на образование. 11
2.1. Составные части права на образование в Конституции РФ.. 11
2.2. Извлечение из Закона РФ «Об образовании». 11
2.3. Права и обязанности обучающихся и их родителей. 15
Заключение. 20
Список использованной литературы.. 21
Введение
Все грани российской системы образования должны обеспечивать гарантированность прав детей на образование в общеобразовательных учреждениях. В обществе справедливо считают образование неотъемлемым элементом жизненного успеха и личной самореализации. Необходима информационная открытость и прозрачность учебных заведений. И дети, и их родители должны понимать, кто и чему будет учить в конкретном общеобразовательном учреждении, знать о его статусе и рейтинге, образовательных программах, в соответствии с которыми организован учебно-воспитательный процесс, о специалистах, реализующих эти программы.
В соответствии с Конституцией, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый, без каких-либо исключений, имеет право на образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст.ст. 7, 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе об образовании.
Международная Конве́нция ООН о права́х ребёнка, это правовой документ, определяющий права детей на образование. Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.
Цель работы – рассмотреть сущность права ребенка на образование.
Задачи работы:
- рассмотреть особенности прав ребенка;
- рассмотреть право ребенка на образование в соответствии с Конституцией РФ;
- рассмотреть право ребенка на образование в соответствии с Законом об образовании;
- рассмотреть право ребенка на образование в соответствии с международной Конвенцией ООН о правах ребенка;
- определить права и обязанности обучающихся и их родителей.
При написании работы были использованы нормативно-правовые документы, а также учебные пособия.
1. Общая характеристика категории «права ребенка»
Говоря о правах ребенка, следует принять во внимание несколько основных положений[1]:
Права ребенка относятся к категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка как человеческой личности.
Права ребенка не следует отождествлять с его элементарными потребностями.
О правах ребенка, так же как и о правах человека, следует говорить с точки зрения отношения «власть — личность». Если ребенок имеет право, значит государство обязано обеспечить ему возможность этим правом воспользоваться.
Права ребенка так же как и права человека, подлежат ограничениям, но лишь таким ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Если ребенок/человек имеет определенное право, значит должны существовать процедуры его исполнения (востребования). Наличие права означает возможность предъявления претензий/обжалования, иначе право остается пустой декларацией.
Дети подлежат власти родителей, и именно родители, в первую очередь принимают решение об их воспитании и формировании у них мировоззрения. У родителей могут быть самые разнообразные представления о том, как воспитывать своего ребенка, и государство не может вмешиваться в это, разве что родители не выполняют своих обязанностей по отношении к ребенку или злоупотребляют своей властью над ним.
Родители являются законными опекунами ребенка и его представителями в государственных органах, а также в случае нарушения его прав.
Права ребенка, так же как и права человека, признаются за каждым и не зависят от исполнения им обязанностей.
Нельзя лишить прав, равно как нельзя приостановить их действие. Если ребенок не выполняет своих обязанностей, его можно наказать, например, лишив поощрения или привилегий, но нельзя лишать ребенка прав.
Права ребенка не вытекают из каких-либо воспитательных концепций или теорий.
Итак, права ребенка — это, в общем смысле, права человека, с той лишь разницей, что некоторыми правами дети начинают пользоваться по мере созревания и осознания своего положения. Не обладая способностью совершать правовые действия, дети не могут сами добиваться осуществления своих прав. От их имени действуют родители или законные опекуны.
Таким образом, ребенок с момента рождения имеет необходимые права, признанные мировым сообществом и российским правом.
Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка
Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних[2].
Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции.
Декларация (с лат. — провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция (с лат. — договор, соглашение) — это соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права, свободы и достоинства. Она оказала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.
В принятой ООН 1948 года Всеобщей Декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Этот тезис прозвучал в Международном пакте экономических, социальных и культурных прав (в частности, в статье 10), во всенародном Пакте о гражданских и экономических правах (в частности, в статье 23 и 24), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.
В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира. Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.
Конвенция - документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Конвенция — правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.
Определяя права детей, которые включают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля — Комитет ООН по правам ребенка.
Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них — признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов. Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всего всегда в приоритетном порядке детям.
Для лучшего восприятия текста Конвенции, который насыщен юридическими и другими специальными терминами, можно воспользоваться Методическими рекомендациями Министерства образования РФ, которые дают краткую и схематичную структуру этого уникального исторического документа.
Права ребенка
Конвенция не дает конкретных показателей и это трудно сделать, так как существуют различные условия, возможности и традиции в разных странах. Конвенция определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы, которые способствуют политике в сфере защиты детства. Каждая страна, с учетом этих мировых стандартов и своих возможностей, совершенствует национальное законодательство, осуществляет практическую деятельность в интересах детей в соответствии с конкретными требованиями Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124—ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года. Он состоит из 5 глав и 25 статей[3].
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1—5).
Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (ст.ст.6—15).
Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
(ст.ст. 16-22).
Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23).
Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24—25).
Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».
Права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ. Условно права ребенка можно разделить на шесть основных групп: К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п. Ко второй группе относятся права ребенка на семейное благополучие. К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности. Четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей. Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством). Шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания детей и обращения с ними в местах лишения свободы.